Разнообразие видов деятельности при обучении иностранному языку младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 09:01, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования – дать практические рекомендации по использованию разнообразных видов деятельности на уроках английского языка в начальной школе.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме обучения иностранному языку младших школьников;
• обосновать необходимость разнообразия видов деятельности в процессе обучения иностранному языку;
• провести анализ УМК Биболетовой М. З. «Enjoy English-2»;
• разработать практические рекомендации по использованию разнообразных видов деятельности при обучении иностранному языку младших школьников.

Файлы: 1 файл

Типлом Бузлова.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

Интегративное обучение – это объединение учебной деятельности с другими значимыми для младшего школьного возраста видами деятельности. Рисование, лепка, музыка, конструирование, аппликация и игры развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. При обучении иностранному языку на начальном этапе осуществляется процесс интеграции, который проявляется в следующем:

    • Обучение языковым средствам общения происходит не раздельно, а взаимосвязано: дети овладевают звуками, интонацией, словами, грамматическими формами, выполняя речевые действия с языковым материалом и решая разнообразные задачи общения. Все формы и виды общения взаимодействует друг с другом, и обучение им также осуществляется взаимосвязано: дети читают то, что усвоено в устной речи (слушание и говорении), рассказывают о том, что они читают. Отсюда вытекает следующая рекомендация: обучайте чтению на основе устной речи и устной речи в тесной связи с чтением. Учите детей пользоваться письмом для лучшего усвоения лексики и грамматики и овладения устной речью и чтением.
    • Поскольку ребенок не может жить и учиться без того, чтобы все свои мысли, знания и умения воплощать в различных видах детской деятельности – изобразительной, музыкальной, трудовой и др., а также поскольку ИЯ в совей основе интегративен, то обучение ему организуется с учетом взаимодействия содержания этого учебного предмета с содержанием других учебных предметов начальной школы (таких, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение» и др.)

Данное взаимодействие происходит как по линии усвоения знаний – обогащение информацией о культуре страны изучаемого языка с учетом интересов детей и особенностей содержания указанных предметов начальной школы, так и по линии деятельности школьников и ее элементов.

Современные программы для общеобразовательных учреждений документально закрепили новое направление в изучении иностранного языка – включили его в контекст жизнедеятельности младшего школьника. Практика преподавания иностранного языка в начальной школе показывает, что высокая эффективность обучения иноязычной речевой деятельности достигается в том случае, если организовать это обучение в интеграции с другими видами деятельности, такими как рисование, лепка, аппликации, танцы, музыка, что способствует, на наш взгляд, формированию всесторонней личности школьника.

Музыка является средством развития всех психических процессов ребенка, в определенной мере корригирует его физические недостатки, пробуждает и стимулирует творческие силы, эмоциональную отзывчивость. Школьники приобретают навыки плавного, выразительного пения и движения под музыку.

Музыкальная деятельность активизирует умственное развитие ребенка. Н.А. Ветлугина выделяет следующие виды музыкальной деятельности: «слушание музыки, в процессе которого происходит восприятие произведений; исполнительская деятельность (пение, танцы, хороводы, игры); творчество – экранизация простейших мелодий, комбинация элементов танцев, драматизация песен, передача образов персонажей музыкальных игр. Она отмечает, что все виды музыкальной деятельности взаимосвязаны.

Певческая деятельность проявляется в слушании, заучивании, исполнении песни. Музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребенка. Оказывая влияние на формирование певческого голоса, пение, в свою очередь, активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, поэтому использование данного вида деятельности является необходимым и для обучения иноязычной речевой деятельности.

Использование песен на уроке повышает интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию, развитию музыкального слуха, памяти, снижает утомляемость учащихся.

У детей нередко имеет место нарушение чувства ритма и темпа, наблюдается скованность движений, общая моторная неловкость, поэтому можно использовать движение как способ активизации музыкального воспроизведения, развития эмоциональной отзывчивости на музыку, развития координации рук и ног, пространственных ориентировок. Например, исполняя песню на английском языке, дети выполняют все действия, о которых идет речь в песне.

Систематическое включение заданий такого рода на занятиях по английскому языку способствует воспитанию внимания, чувства музыкального ритма, темпа, правильного речевого дыхания и артикуляции.

Занятия по рисованию, лепке, аппликации объединяются под названием «изобразительная деятельность» или «продуктивная деятельность», так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки, в конструировании какой-либо постройки. Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова в речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов и действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и действий. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность. Задания такого рода, благодаря своей наглядности, способствуют формированию творческой активности. Дети успешнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются реальные объекты. Все предметы, которыми оперирует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена натуральными предметами, а не иллюстративным материалом.

Изобразительная деятельность позволяет решать и воспитательные задачи: воспитывать эстетический вкус, а также такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность. Детей привлекают яркие краски, карандаши, мозаика, пластилин. Их увлекает сам процесс деятельности. Например, им можно предложить разукрасить контуры зверей на рисунке, чтобы узнать, какие звери изображены на нем, а затем назвать их по-английски.

Благодаря своей занимательности и выразительности занятия изобразительного искусства вызывают у детей повышенный интерес и уже сами по себе стимулируют речевую деятельность.

Включение рисования в процесс обучения иностранному языку в начальной школе дает возможность мысленно самому принять участие в воображаемом действии, и, следовательно, вызывает потребность поделиться своими мыслями, чувствами. Согласно Л. С. Выготскому, «ребенок в рисовании гораздо больше символист, чем натуралист: при рисовании сложных предметов он передает не их части, но их общие качества, то впечатление, которое произвел на него данный предмет» ().

Особое внимание на уроке должно уделяться целенаправленной работе по развитию у детей способности наблюдать, эмоционально воспринимать, сопереживать, сравнивать, обобщать и на этой основе творить, развивать стремление каждого ребенка выражать свои мысли и чувства с помощью разнообразных изобразительно-выразительных средств.

Таким образом, и изобразительная, и музыкальная деятельность на уроке создают необходимые предпосылки для интегративного обучения иноязычной речевой деятельности, они являются очень значимыми для детей младшего школьного возраста и не вызывают дополнительных трудностей при их совмещении.

Таким образом, процесс интеграции дает возможность учителю:

    • приобщить детей средствами учебных предметов начальной школы к культуре другого народа, к осознанию своей культуры;
    • расширять сферу применения нового языка за счет включения иноязычной речи в другие виды деятельности;
    • делать иноязычные знания, навыки и умения более целенаправленными, ориентированными на конкретные области применения;
  • развивать творческие способности детей.

Все виды деятельности, типичные для младшего школьника, должны быть по возможности включены в общую канву урока иностранного языка, и чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется эффективность последнего.

При обучении иностранному языку осуществляется индивидуальный подход в условиях форм обучения.

Реализация этого положения на практике предусматривает:

    • подбор индивидуальных заданий в зависимости от способностей ученика и уровня сформированности у него речевых навыков и умений;
    • постановку речевых и познавательных задач, связанных с личностью обучаемого, его опытом, желаниями, интересами, эмоционально – чувственной сферой и т.п.;
    • обучение умению работать в коллективе и взаимодействовать друг с другом.

При организации общения используйте по возможности такие ситуации и предлагайте такие задачи, которые затрагивают интересы ученика, связаны с его личным опытом, побуждают его использовать осваиваемый материал для выражения своих мыслей в соответствии с той или иной ситуацией общения.

При организации общения используйте по возможности такие ситуации и предлагайте такие задачи, которые затрагивают интересы ученика, связаны с его личным опытом, побуждают его использовать осваиваемый материал для выражения своих мыслей в соответствии с той или иной ситуацией общения.

При обучении иностранному языку широко используются различные средства наглядности.

На начальном этапе обучения наглядность выполняет стимулирующую функцию:

    • во-первых, внутренняя или языковая наглядность стимулирует восприятие звучащей иноязычной речи с присущей грамматической и интонационной оформленностью, когда обучаемый ощущает собеседника («Не только слышу, но и вижу»);
    • во-вторых, наглядность стимулирует создание смысловых образов, присущих носителям языка.

Все средства наглядности (вербальные, иллюстративные, а также жесты, которые используют учитель) создают эффект «присутствия» в какой  - то конкретной ситуации общения и помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который им нужно передать или воспринять.

Рекомендации по использованию наглядности на начальном этапе могут быть сформулированы следующим образом:

Использовать показ игрушек, картинок, действия при организации ознакомления детей с новыми средствами общения и при организации тренировки в их употреблении.

Обеспечивайте речевую инициативу детей через вербальные и иллюстративные опоры, подсказывая, о чем и как им говорить, чего слушать, читать и писать.

Используйте кубики или другой игровой строительный материал при ознакомлении маленьких детей со структурой речевого образца.

Кроме общих, мы вывели ряд рекомендаций для конкретных уроков, представленных в УМК Биболетовой М. З. «Enjoy English -2»: уроки 20, 26, 32. Остановимся подробнее на каждом из них.

В уроке 20 главным действующим лицом, по представлению автора, является слон Томас. (Приложение 1)

Как предложено автором, дети слушают рассказ о герое и повторяют его по картинке. Можно сказать детям, что это загадка или ребус, так как рассказ в учебнике дан в виде картинок. Затем дети узнают, как задавать общие вопросы и отвечать на них, и используют это: узнают у соседа по парте, какое животное есть у него дома.

Затем мы предлагаем провести с детьми игру соревновательного характера. Класс делится на 2 команды, которые загадывают друг другу загадки о различных животных, используя общие вопросы.

Ученики были очень активны, поэтому нужно похвалить друг друга, похлопать. Таким образом, будет уместна физкультминутка с использованием песни «Clap, clap, clap your hands»:

Clap, clap, clap your hands,

Clap your hands together.

Stamp, stamp, stamp your feet,

Stamp your feet together.

Touch, touch, touch your ears,

Touch your ears together.

Touch, touch, touch your cheeks,

Touch your cheeks together.

Shake, shake, shake your hands,

Shake your hands together.

Smile, smile at your friend,

Let us smile together.

Теперь можно приступить к изучению новой буквы. Одно из заданий Томаса - познакомить детей с согласной буквой Ss. Но английское слово elephant никак не связано и не ассоциируется с данной буквой. Буква Ss похожа на змейку. В процессе знакомства с буквой можно разнообразить виды деятельности с привлечением различных анализаторов:

    • имитировать шипение змеи [s-s-s-s-s] и, следовательно, провести фонетическую работу, привлекая речемоторный и слуховой анализаторы,
    • потрогать (обнять, погладить) и нарисовать змейку – привлекая зрительный, тактильный и моторный анализаторы.

Кроме того, змейку можно заполнить буквами и организовать поиск изученных слов. При этом можно повторить с детьми названия животных, используя картинки.

Для лучшего запоминания буквы и ее сходства со змеей используем следующее стихотворение:

Oh, Mary, come and see!

A big snake is in the tree!

После этого можно переходить к объяснению того, что в разных словах буква Ss может читаться по-разному. Запомнить это детям поможет следующий стишок:

S-s-s... It’s a snake!

Z-z-z... It’s a bee!

Bump! It’s me!

Для закрепления знания новой буквы можно провести еще одну игру. Дети встают в круг и кидают друг другу мяч. Каждый, кто поймает мяч, называет слово с буквой Ss. С помощью этой игры закрепляется не только буква, но и лексика.

Информация о работе Разнообразие видов деятельности при обучении иностранному языку младших школьников