Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:07, курсовая работа
Цель методической разработки: определить характеристику рабочей программы «Веселая ритмика» для детей 4-5 лет.
Задачи методической разработки:
Изучить методические основы развития детей 4-5лет средствами ритмики.
Разработать учебно-тематическое планирование и содержание образовательной работы по программе «Веселая ритмика».
Введение
ГЛАВА 1. Методические основы развитие детей 4-5 лет средствами танцевально-ритмической гимнастики
1.1. Сущность ритмики
1.2. Современные методики занятий по ритмике с детьми дошкольного возраста
ГЛАВА 2. Характеристика рабочей программы «Ритмика» для детей 4-5 лет
2.1. Аннотация к программе
2.2. Цели и задачи рабочей программы
2.3. Учебно-тематический план
2.4. Содержание программы
2.5. Методы и формы образовательной деятельности
2.6. Ожидаемые результаты и критерии их оценки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Игру-путешествие (сюжетное занятие) предлагаю взять за основу построения занятия, так как она включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Игропластику дополнила элементами йоги из авторской программы «Творим здоровье души и тела» Л. Латохина, Т. Андрус.
Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.
Программу по ритмике дополнила такими разделами, как: элементы хореографии (С.Л. Слуцкая «Танцевальная мозаика») и образно-игровые движения или по-другому упражнения с превращениями (М.А. Михайлова, Н.В. Воронина «Танцы, игры, упражнения для красивого движения»).
На основе современных диагностик («Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка» А.И. Буренина, «Тесты для определения специальных хореографических данных» С.Л. Слуцкая, «Обследование уровня развития физических качеств» Н.В. Полтавцева) разработала диагностику музыкально-двигательного развития детей среднего дошкольного возраста (Приложение 1).
Данная образовательная программа рассчитана на детей 4-х лет. Учебные группы комплектуются по возрастному принципу. Численный состав групп 8-10 человек. Режим проведения учебных занятий 2 раза в неделю по 20 минут. Таким образом, образовательная программа по ритмике рассчитана на 72 учебных часа.
2.2. Цели и задачи рабочей программы
Цель программы «Веселая ритмика» – содействие гармоничному развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики,
На занятиях по ритмике работа с детьми ведется по следующим направлениям, которые решают следующие задачи:
Развитие музыкальности.
Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать ее содержание;
Развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма);
Развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
Развитие ловкости, точности, координации движений;
Развитие гибкости и пластичности;
Формирование правильной осанки, красивой походки;
Воспитание выносливости, развитие силы;
Развитие умения ориентироваться в пространстве;
Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
Развитие творческого воображения и фантазии;
Развитие способности к импровизации в движении.
Развитие и тренировка психических процессов:
Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
Тренировка подвижности нервных процессов;
Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности:
Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
2.3. Учебно-тематический план№ п/п Раздел Содержание разделов Дидактические игры и упражнения Количество часов
Общ Т Пр.
1 Элементы хореографии
танцевальные позиции ног: I, II, III;
танцевальные позиции рук (подг., I, II, III);
выставление ноги на носок, пятку в разных направлениях;
полуприседы;
комбинации хореографических упражнений. «Балет»,
«Рисуем солнышко на песке»,
«Цветочек»,
«Лебеди»,
«Совы»,
«Ветер и деревья»,
«Пружинка»,
поклон «Приветствие».
6
1
5
2 Образно-игровые упражнения ходьба: бодрая, спокойная, на носках, на пятках, вперед и назад спиной, высокий шаг в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
бег – легкий, широкий (волк), острый;
прыжковые движения с продвижением вперед, прямой галоп, поскоки «Медведи и медвежата»,
«Пингвины»,
«Раки» (спиной назад),
«Гуси и гусеницы»,
«Слоны»,
«Бежим по горячему песку» (острый бег),
«Зайцы»,
«Белки» (прыжки и поскоки),
«Лягушата»,
«Лошадки» (прямой галоп).
7
1
6
3 Строевые упражнения построение в шеренгу и в колонну;
перестроение в круг;
бег по кругу и по ориентирам «змейкой»;
перестроение из одной шеренги в несколько;
перестроение «расческа». «Солдаты»,
«Матрешки на полке»,
«Звери в клетках»,
«Хоровод»,
«Хитрая лиса»,
«У каждого свой домик»,
«Поздороваемся»,
«Поменяемся местами».
7
1
6
4 Танцевально- ритмическая гимнастика танцевальные движения
-общеразвивающие упражнения
образно-танцевальные композиции (из ранее разученных движений). «Чебурашка»
«Я на солнышке лежу»,
«Петрушки»,
«Куклы»,
10
2
8
5 Игропластика группировка в положении лежа и сидя;
перекаты вперед-назад;
сед ноги врозь широко;
растяжка ног;
упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях. «Камушки»,
«Кочки»,
«Улитка»,
«Побежали пальчики»,
«Яблочко»,
«Бревнышко»,
«Бабочка».
«Верблюд»,
«Корзинка»,
«Змеи»,
«Пантеры»,
«Рыбка»,
«Бегемоты».
8
1
7
6 Музыкально-подвижные игры игры на определение динамики музыкального произведения;
игры для развития ритма и музыкального слуха;
подвижные игры;
игры-превращения;
«Карлики и великаны»,
«Круг, колонна, шеренга»,
«Автомобили»,
«Воробьи и журавли»,
«Поздороваемся»,
«Собачка в конуре»,
«Ракета»;
«Соседи»;
«Шапочка».
8
1
7
7 Дыхательная гимнастика упражнения, способствующие формированию различных типов дыхания:
дыхание с задержкой;
грудное дыхание;
брюшное дыхание;
смешанное дыхание; «Ветер»;
«Воздушный шар»;
«Насос»;
«Подышите одной ноздрей»;
«Паровоз»;
«Гуси шипят»;
«Волны шипят»;
«Ныряние»;
«Подуем»;
5
1
4
8 Пальчиковая гимнастика упражнения для развития:
ручной умелости;
мелкой моторики;
координации движений рук; «Мыртышки»;
«Бабушка кисель варила»;
«Жук»;
«Паучок»;
«Чашка»;
«Червячок»
5
1
4
9 Игровой самомассаж поглаживание рук и ног в образно-игровой форме;
поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в образно-игровой форме;
«Лепим лицо»; Упругий живот»;
«Ушки»;
«Ладошки»;
«Красивые руки»; «Быстрые ноги»;
5
1
4
10 Игроритмика хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет;
только на 1-ый счет;
выполнение движений руками в различном темпе;
различие динамики звука «громко-тихо». «Хлопушки»,
«Топотушки»,
«Лошадки бьют копытом»,
«Ловим комаров»,
«Пушистые снежинки»
6
1
5
11 Креативная гимнастика упражнения, направленные на развитие выдумки; воображения творческой инициативы. «Море волнуется раз»;
«Зеркало»;
«Угадай кто я»;
«Раз, два, три замри»,
«Ледяные фигуры»
5
1
4
Итого: 72 часа
2.4. Содержание программы
Содержание программы по ритмике определяют следующие разделы:
игроритмика;
танцевально-ритмическая гимнастика;
игропластика (игровой стретчинг и элементы йоги);
пальчиковая гимнастика;
строевые упражнения;
игровой самомассаж;
музыкально-подвижные игры;
креативная гимнастика;
элементы хореографии;
образно-игровые движения (упражнения с превращениями);
«Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры (Приложение 6).
«Танцевально – ритмическая гимнастика». Здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на детей, решают конкретные задачи программы, способствуют развитию музыкальности, двигательных качеств и умений, развитию творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности, тренировке психических процессов (Приложение 7).
«Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений (йога и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме).
Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу. Все упражнения для занятий подобранны с учетом их корригирующего значения (Приложение 4).
Cтретчинг – это система естественных статических растяжек мышц тела и суставно - связочного аппарата рук, ног, способствующая укреплению позвоночника и позволяющая предотвратить нарушения осанки и исправить ее. Так же растяжка способствует развитию гибкости, раскрепощенности и уверенности в себе.
Йога – это тренировка тела и духа. Цель йоги - формировать правильную осанку; сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов; учить детей чувствовать свое тело во время движений; развивать умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Нехитрые упражнения позволят ускорить развитие детской моторики, укрепят уверенность малышей в себе и своих силах, сделают маленьких непосед уравновешенными и научат их добиваться цели. А самое главное поднимут настроение.
«Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают мир внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Очень важным фактором, необходимым для развития речи, является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.
Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются (Приложение14).
«Строевые упражнения» являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения в зале. Строевые упражнения способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов (Приложение 12).
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления (Приложение 9).
Музыкально-подвижные игры» содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике (Приложение 8).
«Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.
Благодаря этим играм создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности (Приложение 13).
«Элементы хореографии». Они используются с целью развития координации, выразительности движений, гибкости, силы мышц ног и туловища. Все хореографические упражнения являются прекрасным средством формирования осанки и культуры движений (Приложение 11).
«Образно-игровые упражнения» представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т.д. (Приложение 3). Для детей среднего дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования образов:
знакомые детям животные и птицы;
интересные предметы;
растения и явления природы;
люди, профессии.
2.5. Методы и формы образовательной деятельности
Целостный процесс обучения танцевально-ритмическим движениям можно условно разделить на 3 этапа:
начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению).
этап углубленного разучивания упражнения.
этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение.
Информация о работе Развитие детей 4-5 лет средствами танцевально-ритмической гимнастики