Развитие детей 4-5 лет средствами танцевально-ритмической гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цель методической разработки: определить характеристику рабочей программы «Веселая ритмика» для детей 4-5 лет.

Задачи методической разработки:
Изучить методические основы развития детей 4-5лет средствами ритмики.
Разработать учебно-тематическое планирование и содержание образовательной работы по программе «Веселая ритмика».

Содержание работы

Введение

ГЛАВА 1. Методические основы развитие детей 4-5 лет средствами танцевально-ритмической гимнастики
1.1. Сущность ритмики
1.2. Современные методики занятий по ритмике с детьми дошкольного возраста

ГЛАВА 2. Характеристика рабочей программы «Ритмика» для детей 4-5 лет
2.1. Аннотация к программе
2.2. Цели и задачи рабочей программы
2.3. Учебно-тематический план
2.4. Содержание программы
2.5. Методы и формы образовательной деятельности
2.6. Ожидаемые результаты и критерии их оценки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Развитие детей танцев ритмич гимн.doc

— 1,006.50 Кб (Скачать файл)

 

Название упражнения, вводимое педагогом на начальном этапе, создают условия для формирования его образа, активирует работу центральной нервной системы детей.

 

Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким и понятным, желательно в зеркальном изображении.

 

Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» (С.Д. Руднева) двигательных упражнений. Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым и, вместе с тем, неспособность действовать по словесной инструкции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей.

 

Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Объяснение должно быть кратким и образным, с использованием гимнастической терминологии. При обучении сложным движениям педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения.

 

Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе.

 

Если упражнение нельзя разделить на составные части, применяется  целостный метод обучения. Его можно использовать,  выполняя упражнение в медленном темпе и четком ритме, без музыкального сопровождения или под музыку, но на 2, 4, 8 и большое количество счетов. Для начального обучения упражнения используются ограничители, ориентиры. Педагог, проводя урок, должен использовать разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям.

 

Так, образные сравнения помогают детям правильно осваивать движение, так как создают у детей особое настроение. Похвала ребенка активизирует работу его сердца, нервную систему.

 

Этап углубленного разучиванияупражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Процесс разучивания существенно ускоряется, если удается обеспечить занимающихся срочной информацией о качестве его выполнения. К таким приемам можно отнести: упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопков, ударов в бубен). Повышению активности детей способствует изменение условий выполнения упражнений, постановка двигательных задач. С этой целью применяется соревновательный метод с установкой на лучшее исполнение.

 

Другим эффективным методом является запоминание упражнения с помощью представления - "идеомоторной тренировки". В этом случае дети создают двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку, а затем без нее. Это содействует быстрому освоению упражнения.

 

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом - соревновательный и игровой. Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

 

Техническое оснащение занятий

 

Используемый в танцевально-ритмической гимнастике инвентарь должен быть не только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию.

Флажки 3 – 4 -х цветов по числу детей в группе.

Ленты разных цветов по 2 на ребенка.

Платочки разных цветов (размер 20-25 см).

Погремушки по числу детей в группе.

Цветы небольшие нежных оттенков.

Обручи легкие пластмассовые.

Шнур яркий длиной 3-4 метра.

Мячи среднего размера по числу детей в группе.

Музыкальные инструменты (бубен, музыкальный треугольник).

Гимнастические палки большие и маленькие.

Куклы и мягкие игрушки.

Скакалки.

Фитболы.

 

Предлагаемый материал дает возможность проводить занятия в интересной, увлекательной форме.

 

Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому занятия по ритмике начинаю со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т.п.

 

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий и творческих способностей ребенка. Занятия предлагаю проводить  в форме игр-путешествий (или сюжетные занятия).

 

Данные занятия помогают сплотить ребят, дают возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь.   Например, дети отправляются на прогулку в лес. В лесу встречают зайца, лису, волка, медведя (образно-игровые движения), затем дети заблудились, ищут дорогу (строевые упражнения). Пришли на лесную поляну, весело хорошо в лесу (комплекс ритмопластики «Зверобика»). По дороге домой встретили волка, сову, лису (подвижная игра). Вот мы и дома, давайте вспомним, кого мы видели (упражнения в партере на гибкость: элементы йоги, стретчинга). (Приложение 5)

 

Занятия по ритмике имеют свою специфику. Каждое из них – это определенная «оздоровительная доза» (в виде движений физической нагрузки), направленная на укрепление здоровья ребенка, его правильное физическое развитие и физическую подготовленность. Это и активный отдых. Где движение, физическая нагрузка воспринимаются организмом как «мышечная радость». На занятиях по ритмике ребенок учится определять меру своих сил и возможностей, развивает осторожность, подготавливает себя для успешного овладения сложными двигательными навыками. Крепнут мышцы пальцев, кистей, плеч, спины и брюшного пресса, ребенок становится гибким, ловким, находчивым, здоровым и сильным, уверенным в себе. Физически развитому малышу хочется двигаться все больше и больше, и надо эту потребность в движении развивать дальше, предоставляя ребенку возможность для выполнения все более сложных гимнастических упражнений. Именно поэтому необходимо включать ритмику  в проведение занятий с детьми, удовлетворяющую специфическим потребностям детей в разнообразных движениях.

 

Кроме того, занятия дают ребенку возможность общения со сверстниками и педагогом, то есть социальный комфорт, а освоение двигательных умений – возможность самовыражения.

 

Детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела.

 

Подражательные или имитационные образно-игровые упражнения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевально – ритмических движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности. Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц (Приложение 3). С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности. В средних группах при создании музыкальных образов у детей происходит простейшая имитация движений  (воробушек машет крыльями, зайчик скачет, медведь топчется). Вместе с детьми оцениваю действия исполнителей. Всегда стараюсь не пропустить, отметить удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.

 

Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т.к. творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения материала. Поэтому в занятия по ритмике необходимо включать креативную гимнастику (Приложение 13). Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы.

 

Мною собрана фонотека с записями зарубежной, современной и мультипликационной музыки. Музыкальное сопровождение на занятиях по ритмике  способствует развитию чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение детей совмещать свои движения с музыкой.

 

Осуществлен подбор упражнений и заданий развивающего характера.  Занятия по ритмике стараюсь наполнить  интересным и современным содержанием.

 

Основной акцент в своей педагогической деятельности делаю на то, чтобы дети осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их словесно опосредовать, проанализировать, осуществляя регуляцию темпа, ритма, координации движений и других двигательных характеристик. Формирую у детей способы контроля и самоконтроля за движениями, используя мотивационные факторы в достижении целей и задач физического воспитания.

 

Использую системный подход к применению разнообразных форм, средств, методов физического воспитания, которые имеют единую целевую направленность.

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Ожидаемые результаты и критерии их оценки.

 

К концу учебного  года ребенок средней группы  должен уметь:

Передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;

Передавать основные средства музыкальной выразительности;

Различать жанр произведения и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове;

Передавать в пластике музыкальный образ, используя гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды движений;

Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов;

Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под    другую музыку;

Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки;

Передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей;

Выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании;

Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры;

Находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами;

 

Дети пятого года жизни, прошедшие обучение по данной программе, должны знать:

Назначение спортивного зала и правила поведения в нём;

Правила подвижных игр.

Основные танцевальные позиции рук и ног;

Понятия: круг, шеренга, колонна.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Опыт работы в течение 4 лет по развитию детей среднего дошкольного возраста средствами танцевально-ритмической гимнастики в МДОУ № 97 г. Рыбинска позволяет сделать следующие выводы:

 

1. Сущность танцевально-ритмической гимнастики заключается в восприятии детьми музыки через движения, с целью укрепления здоровья, развития музыкально-эстетических чувств, двигательных качеств и умений, познавательного интереса, творческого воображения, психических процессов.

 

2. Современные методики к организации занятий танцевально-ритмической гимнастикой с дошкольниками предполагают:

Включение в занятия по ритмике нетрадиционных средств физического воспитания;

Использование интенсивных методов обучения – выполнения большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка;

Обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку;

Выбор оптимальной системы занятий;

 

3. Образовательная работа по программе «Ритмика» позволяет добиваться следующих результатов:

Укрепления здоровья;

Развития музыкальности;

Развития двигательных качеств и умений;

Развития творческих и созидательных способностей;

Развития и тренировки психических процессов;

Развития нравственно-коммуникативных качеств личности;

 

По итогам начального контроля знаний, умений и навыков, который проводился с целью – определить уровень развития детей, с которым они пришли на занятия по данному профилю деятельности, можно сделать следующий вывод: 60% детей имели низкий уровень, 30% средний уровень (Приложение 2).

 

Параметры контроля были следующими:

Музыкальность

Координация движений

Эмоциональность

Творческие проявления

Развитие чувства ритма

Гибкость

 

Также хочется отметить то, что в начале учебного года на занятиях по ритмике 60% детей повторяли несложные упражнения, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдалась некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражали характер музыки и не совпадали с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика детей была бедная, движения невыразительные. У большинства детей присутствовало чувство стеснения при выполнении упражнений, танцевальных элементов в коллективе. Особую сложность составляли подскоки, прыжки на одной ноге, приставной шаг, галоп.

 

Благодаря последовательным и систематическим занятиям по ритмике к концу учебного года  40% детей имели средний уровень, а 60% высокий уровень. Дети стали более уверенными, самостоятельными в выполнении упражнений, в исполнении танцевально-ритмических композиций. Стали двигаться с удовольствием, забывая про усталость. Их движения более точные, координированные. Дети научились ориентироваться в зале, строиться в шеренгу, колонну, круг, парами, врассыпную.

 

Они внимательно слушают музыку, начинают и заканчивают движения в соответствии с продолжительностью ее звучания. Уверенно ходят, легко бегают, ритмично двигаются, а также выразительно передают движением музыкально – игровой образ.

 

На занятиях по ритмике дети научились в движении выражать ритмическую пульсацию мелодии, а при четком акцентированном ритме отмечать сильную долю, умеют менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания музыки.

 

Показателем уровня развития детей по ритмике в средней группе является выразительность движения под музыку, а также умение точно координировать движения, способность запоминать и самостоятельно исполнять ритмические композиции и другие виды движений.

 

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к занятиям по ритмике. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить свои оригинальные движения, подбирать слова.

Информация о работе Развитие детей 4-5 лет средствами танцевально-ритмической гимнастики