Развитие детского творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезы исследования были определены задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития детского творчества в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить сущность и специфику развития детского творчества у старших дошкольников.
3. Выявить и экспериментально проверить условия развития детского творчества у старших дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретическое обоснование развития детского творчества старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической изобразительной деятельности…………………………………………6
1.1.Понятие творчества в психолого - педагогической литературе………………………………………………………6
1.2. Сущность и специфика детского творчества у детей старшего дошкольного возраста………..……………………………………………...16
1.3. Условия развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.……………..…29
Глава 2. Опытно экспериментальная работа развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста………………….…36
2.1. Диагностика уровня сформированности развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраст ……………..………36
2.2. Реализация условий развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста…………………….………………………………..44
Заключение………………………………………………………………….57
Список литературы…………………………………………………………59

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 157.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретическое обоснование развития детского творчества старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической изобразительной деятельности…………………………………………6

1.1.Понятие творчества в психолого - педагогической деятельности литературе………………………………………………………6

1.2. Сущность и специфика  детского творчества у детей старшего дошкольного возраст………..……………………………………………...16

1.3. Условия развития детского  творчества у детей старшего  дошкольного возраста в изобразительной деятельности.……………..…29

Глава 2. Опытно экспериментальная работа развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста………………….…36

2.1. Диагностика уровня  сформированности развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраст ……………..………36

2.2. Реализация условий  развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста…………………….………………………………..44

Заключение………………………………………………………………….57

Список литературы…………………………………………………………59

Приложение...……………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время отмечается интерес ученых к проблемам развития творчества у детей дошкольного возраста, в том числе изобразительного творчества. Ведь именно дошкольный возраст является сенситивным в развитии всех сфер личности. Именно дошкольное детство – отправная точка развития человека. То, что будет заложено в ребенка в детстве, даст свои плоды, когда человек станет взрослым членом общества.

Изобразительное творчество занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений; с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями.

Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности и единства «интеллекта и аффекта» (Л.С. Выготский).

Проблема развития детского изобразительного творчества у детей разработана отечественными учеными (Казакова Т.Г., Флерина Е.А., Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Выготский Л.С., Т.С. Комарова, Езикеева В.А. и др.), работы посвященные использованию нетрадиционных техник в рисовании дошкольников (Ильина А., Казакова Р.Г. и др.).

    В процессе  исследования проблемы развития  детского творчества нами были  выявлены противоречия между  необходимостью развития детского  творчества у детей старшего  дошкольного возраста и недостаточной разработкой условий  развития детского творчества в дошкольном образовательном учреждении.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в преодолении противоречия путём поиска условий обеспечивающих развитие творчества детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы обусловило выбор темы:  «Развитие детского творчества у старших дошкольников».

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Объект: процесс развития детского творчества старшего дошкольного возраста.

Предмет: условия развития  детского творчества у старших дошкольников.

Гипотеза: развитие детского творчества у старших дошкольников может проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условиях:

  • Развитие творческой среды;
  • Комплекс упражнений и занятий.

 

В соответствии с целью и гипотезы исследования были определены задачи:

  1. Изучить состояние проблемы развития  детского творчества в психолого-педагогической литературе.
  2. Выявить сущность и специфику развития детского творчества у старших дошкольников.
  3. Выявить и экспериментально проверить условия развития детского творчества у старших дошкольников.

Методологической основой исследования концептуальной подходы и теории развития детского творчества старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

    - теоретический анализ в  психолого- педагогической литературы по проблеме исследования;

   - наблюдение за учебно-воспитательным процессом;

   - педагогический  эксперимент;

   - статистический анализ обработки данных.

Исследование проводилось в 3 этапа.

I.  Постановочный (20.09.2012г. – 20.10.2012г.), изучение и анализ литературы по проблеме в психолого-педагогической литературе; формирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана исследования; разработка методики констатирующего эксперимента.

II. Собственно – исследовательский (21.11.2012г. – 21.01.2013г.), проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента; разработка и экспериментальная проверка условий развития детского творчества старшего дошкольного возраста.

III. Оформительно – внедренческий (22.02.2013г. – 22.03.2013г.), анализ эффективности проделанной работы и оформление работы.

     Научная новизна состоит в том, что впервые была выявлена и экспериментально подтверждена совокупность  условий обеспечивающих эффективность развития детского творчества у старших дошкольников.

     Практическая значимость заключается в том, что условие развития детского творчества старшего дошкольного возраста могут быть реализованы в практике в ДОУ.

   Курсовая работа: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование развития детского творчества старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической изобразительной деятельности

1.1.Понятие творчества  в психолого - педагогической деятельности литературе

(выстроить  чётко кто, когда рассматривал развитие детского творчества у старшего дошкольного возраста)

Проблема творчества важна и актуальна по многим причинам, прежде всего потому, что творчество - это широкомасштабная тема. От ее изучения зависит понимание механизмов развития как человека, так и общества. В свете этой значимости становится все более очевидным, что проблема творчества еще недостаточно хорошо изучена. Обсуждение вопроса о творчестве затрагивает две проблемы. Первая - это проблема источников творчества. Вторая - проблема механизмов: при каких условиях имеет место творчество, что представляет собой процесс творческого акта, как человек создает нечто новое, как вообще возникает новое, не существовавшее ранее?

Существует попытка противопоставить педагогические задачи профессиональным, воспитательные функции – творчеству. Такая постановка вопроса говорит о непонимании главного в творческой деятельности, раскрывающей необычайные возможности воспитания человека средствами искусства [1, c. 156].

Это воспитание отличается от любых иных форм воспитания тем, что идейное, нравственное обогащение человека происходит одновременно с обогащение одновременно с обогащением его эстетического кругозора, с раскрытием его творческого потенциала, с формированием в нем художника. Конечно, в какой-то степени функцию эстетического воспитания выполняет профессиональное искусство. И на этом пути ознакомления с искусством огромное значение приобретают музеи, театры, лектории. Но есть и другой, более действенный путь эстетического воспитания – путь приобщения к творчеству.

На этом пути познание, овладение культурой, формирование личности находятся в тесной связи с раскрытием этой личности. Но это может произойти только в тех случаях, когда человек вовлечен в процесс подлинного творчества. Он не созерцатель, а творец.

Человек воспитывается, творя искусство. И если результаты его  творчества низки по своим художественным качествам, делу эстетического воспитания нанесен эстетический урон. Для того, чтобы достичь определенного эстетического уровня, нужно из человека, непричастного к искусству, сформировать художника, раскрыв его способность быть художником [2, c. 99].

Уровень творческого процесса, уровень художественности являются важным фактором эстетического воспитания и, наоборот, активность воспитательного процесса, его направленность должны обеспечивать художественный уровень результата.

Воспитать творческую личность можно лишь в процессе подлинного творчества и активного общественного действия, которое не терпит компромиссов.

Современная социология и педагогика ставит во главу угла влияние коллектива на личность, уважение и понимание каждой индивидуальности. Не пропустить в своей работе ни одного человека и если он пришел в творческий коллектив, обязательно найти ему дело, в котором бы он почувствовал себя необходимым. И еще один важнейший фактор – проблема занятости. В обычной жизни человек не пользуется всеми возможностями своего организма. Часто физическое и духовное развитие у подростков находится в состоянии сна, когда привычные обязанности выполняются с минимальной затратой энергии, что в свою очередь порождает духовную лень, ограниченность интересов.

Творчество - процесс создания нового, антипод шаблонной стереотипной деятельности.

В философских учениях творчество предстает как условие и механизм продуктивного развития. В творчестве находят диалектическое взаимопроникновение материальные и духовные процессы, продуктивное и репродуктивное, логическое и интуитивное. Творчество охватывает познавательную и практически преобразующую деятельность как целостный процесс и его отдельные моменты - творческий поиск, открытие и его материальное воплощение [3, c. 8].

Творчество в аспекте психологии - это продукт мыслительной деятельности. В психологической литературе на этот счет существуют две точки зрения. Согласно первой, необходимо развивать репродуктивное и творческое мышление. Процессуальный подход определяет творческую деятельность как деятельность  по решению творческих задач.

Личностный подход в трактовке творчества большое внимание уделяет исследованию роли мотивационных и эмоциональных моментов в мышлении их продуктивной функции, творческая деятельность рассматривается со стороны ее неповторимости и индивидуальности. Рубинштейн С.Л. определил проявление творческой деятельности как  выражение активности субъекта [54, c. 217].

Возникает вопрос: можно ли научить творчеству?

"Творческость" (креативность) не есть некоторая особая характеристика познавательных  процессов, это одна из глубинных характеристик личности.

Личность же нельзя сформировать, ее можно воспитать.

Творчество - прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности [54, c. 223].

Уникальность и неповторимость личности, ведущая роль бессознательного в творческих актах не могут быть  раскрыты с помощью только понятий, выведенных из деятельности.

Но толкование творческого акта только как деятельности оставляет за бортом самое существенное - источники творчества, лежащие в области бессознательного.

Но само определение творчества как создание чего-то принципиально нового как индивидуального вклада в культуру предполагает преимущественную  детерминацию  этого процесса со стороны субъекта.

Итак, творческий процесс - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а так же производства и организации. Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь, как объективный, так и субъективный характер.

Благодаря непрерывно совершенствующимся методам обучения можно наблюдать рост результатов, наглядно это проявляется в спорте, музыке, танцах и т.д. Из этого можно сделать вывод, что проявление способностей человека выполнять какую-либо деятельность зависит не только от его таланта, но и от освоения его педагогов методов, которые ведут к высоким результатам.

Нередко отсутствие знаний, умений и навыков воспринимается даже профессионалами как отсутствие нужных способностей.

Приоритет творческих заданий - необходимое условие проявления и развития художественной одаренности подростков в процессе обучения. Навыки абсолютно необходимы как средство развития творческих возможностей ребенка. Но когда их осваивают независимо от каких-либо творческих задач, фактически как самоцель, а не как средство, они могут заглушить ростки одаренности [4, c. 67].

Иногда педагог видит свою задачу  в том, чтобы передать ученику какую-то суммы специальных умений и навыков, которыми он потом сможет воспользоваться для творческой работы. На самом деле последовательность должна быть как раз обратной. Нужно, чтобы перед ним стояла конкретная творческая задача, а вот для ее решения понадобятся те или иные знания и умения, которых ему не достает.

Тут-то и нужна помощь педагога, который оснащает ученика приемами и способами достижения привлекательной цели.

Известно множество случаев (особенно в музыкальной практике), когда ребенок упорно отторгал все попытки обучения даже простейшим навыкам. И тот же самый ребенок стремительно, самостоятельно и незаметно для самого себя овладевал настоящим мастерством, когда приобщался к музыкальному творчеству.

Проблемой творчества занимались известные психологи Люблинская А. А. [27], Мамайчук И.И. [30], Выготский Л. С. [10]. Проблему творчества в своих трудах рассматривали также известные педагоги: Крайг Г., [21], Лаврентьев В.В. [25].

Информация о работе Развитие детского творчества