Развитие детского творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезы исследования были определены задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития детского творчества в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить сущность и специфику развития детского творчества у старших дошкольников.
3. Выявить и экспериментально проверить условия развития детского творчества у старших дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретическое обоснование развития детского творчества старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической изобразительной деятельности…………………………………………6
1.1.Понятие творчества в психолого - педагогической литературе………………………………………………………6
1.2. Сущность и специфика детского творчества у детей старшего дошкольного возраста………..……………………………………………...16
1.3. Условия развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.……………..…29
Глава 2. Опытно экспериментальная работа развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста………………….…36
2.1. Диагностика уровня сформированности развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраст ……………..………36
2.2. Реализация условий развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста…………………….………………………………..44
Заключение………………………………………………………………….57
Список литературы…………………………………………………………59

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 157.80 Кб (Скачать файл)

По показателям надситуативно-преобразовательного характера творческих решений (III) количество детей с низким уровнем сократилось с 60% до 10%, а с высоким уровнем увеличилось с 30% до 70% испытуемых.

Хочется отметить также заметное снижение подражательности и шаблонности при выполнении заданий. Нужно сказать о повышении мотивации к принятию подобных заданий вообще, наличие фона положительных эмоций познавательного и оценочного характера, на котором дети испытывали себя, соревновались в выдумках, забавляли друг друга, испытывали гордость за свои «творения» и т.д.

Если мы обратимся к графику 4, то каких-то выраженных изменений по истечении 2-х месяцев спонтанного развития детей из контрольной группы в процентном отношении мы не обнаружим.

 

Рис. 4. Динамика процессов воображения в контрольной группе

По всем трем изучаемым характеристикам воображения графики процентного соотношения испытуемых до и по прошествии 2-х месяцев остались практически одинаковыми с незначительными изменениями.

Насколько выявленная динамика в группах статистически значима и насколько подтвердилось выдвинутое нами предположение о влиянии авторской сказки на развитие воображения, поможет разобраться корреляционный анализ.

Во-первых, необходимо определить достоверность межгрупповых различий: 1. между показателями экспериментальной группы до и –после формирующего эксперимента;

2. между показателями  контрольной группы группы до и –после формирующего эксперимента;

3. между показателями  экспериментальной группы и показателями  контрольной группы после формирующего  эксперимента.

Насколько статистически достоверны выделенные межгрупповые различия мы проверили с помощью параметрического t – критерия Стьюдента.

t – критерий Стьюдента определяет статистическую достоверность / недостоверность разницы  средних двух выборок, предположительно относящихся к разным генеральным совокупностям по изучаемому признаку. Если полученное значение критерия оказывается ниже критического (табличного), то нулевая гипотеза об отсутствии различий по изучаемому признаку в группах принимается, следовательно, выборки принадлежат одной генеральной  совокупности. Если же значение критерия оказывается выше табличного, то нулевая гипотеза отвергается и принимается эмпирическая гипотеза о том, что достоверность различий средних существует и выборки принадлежат двум разным совокупностям.

t = M1 – M2

         √ S1/n1 + S2/n2,

где М1 – средняя первой выборки;

М2 – средняя второй выборки;

S1 – стандартное отклонение первой выборки;

S2 – стандартное отклонение второй выборки;

n1 – объем первой выборки;

n2 – объем второй выборки;

Для р = 0,05 ,  количество степеней свободы η = n1+n2 – 2 = 18, следовательно критическое значение t – критерий Стьюдента для наших выборок равно 2,1.

Для подсчета критерия Стьюдента мы использовали табл.1-2 приложения, на основе которых, в пакете Microsoft Excel, были подсчитаны стандартные отклонения и среднее по каждому фактору (данные занесены в табл.3).

 

Статистический анализ данных

Таблица 3

 

 

 

величина 

группа 

До

После

I

II

III

I

II

III

М

экспер.

2,3

13

1,7

4,2

13,8

2,6

контр.

2,1

12,4

1,8

2

12,7

1,6

D

экспер.

0,67

2,3

0,94

0,91

1,4

0,69

контр.

0,73

3,27

0,91

0,94

2,5

0,69

t

 

0,54

0,84

0,23

5,1

1,7

2,7

t эксп.

 

4,75

1,2

2,25

     

 

 

Таким образом, исходя из данной таблицы, мы видим, что достоверность разницы средних оказалась статистически незначимой (значения t критерия ниже табличного) по всем трем изучаемым факторам на первом этапе исследования: дети экспериментальной и контрольной групп не отличались между собой, показывая одинаковый уровень развития процессов воображения.

С другой стороны, после 2-х месяцев развивающих занятий в экспериментальной группе картина резко изменилась: разница средних по рассматриваемым факторам оказалась статистически значимой по показателям реализма воображения (t=5,1) и надситуативно-преобразовательного характера творческих решений (t=2,7). Не обнаружено значимых различий между группами по способности детей видеть целое раньше частей. Скорее всего это связано с тем, что показатели по данному признаку изначально были высокими  в обеих группах.

И, наконец, статистически достоверной оказалась, разница между показателями реализма воображения (t=4,75) и уровня надситуативно-преобразовательного характера творческих решений (t=2,25) у детей экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента. Это свидетельствует о том, что произошел качественный скачок в развитие процессов воображения после развивающих занятий, где были использованы методы сказкатерапии.

Выводы по эмпирической части:

По итогам экспериментального исследования влияния авторских сказок на развитие творческого воображения старших дошкольников мы пришли к следующим выводам:

1. Формальное разделение  дошкольников на экспериментальную  и контрольную группы до начала  развивающих занятий оказалось  обоснованным: в результате регулярных  занятий со сказками дети действительно  стали представлять 2 качественно  различные группы по уровню  развития процессов воображения (значения коэффициентов Стьюдента  оказались статистически значимыми). Таким образом, систематические  занятия с дошкольниками с  помощью авторских сказок способствуют  развитию творческого воображения.

2. Использование приемов  морфологического и психосемиотического анализа сказки (структурирования), варьирование ее содержания хотя бы в пределах модельной конструкции в самостоятельной деятельности ребенка могут считаться достаточно эффективным средством стимулирования воображения.

3. Наиболее эффективны  указанные приемы сказкатерапии  для развития реализма воображения  и надситуативно - преобразовательного характера творческих решений. Не особенно эффективны они для развития аналитических способностей ребенка.

4. Выдвинутое в ходе  исследования предположение о  том, что при систематическом  использовании авторских сказок  в развивающих занятиях со  старшими дошкольниками происходит качественное развитие творческого воображения ребенка подтвердилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы по работе.

Творчество – это созидание, оно порождает новые материальные и духовные ценности.

Творчество является не всплеском эмоций, оно неотделимо от знаний, умений; эмоции сопровождают творчество, повышают его тонус, увлекают человека-творца, предают ему силы, пробуждают творческий акт, ведут его по верному пути, обеспечивают результат, подлинное созидание – лишь строгие, проверенные знания и умения.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что в детском возрасте развивается особый вид активности – эстетическая активность, в силу чего изобразительная деятельность наряду с игрой выступает ведущим видом деятельности, создающим особые условия для этого; у детей наблюдается раннее проявление эстетических чувств; отмечается художественность восприятия детьми окружающего мира, эстетический интерес, оценочное отношение к изображаемому, изобразительным материалам, средствам выразительности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. Именно поэтому так важно в этот возрастной период серьезно заниматься когнитивным развитием ребенка. Познавательную сферу следует рассматривать как сложное образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире.

Систематические занятия с дошкольниками с помощью авторских сказок способствуют развитию творческого воображения.

Выдвинутое в ходе исследования предположение о том, что при систематическом использовании авторских сказок в развивающих занятиях со старшими дошкольниками происходит качественное развитие творческого воображения ребенка подтвердилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Дрофа, 2007. – 430с.

2. Алфеева Е.В. Креативность  и личностные особенности детей  дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. - М.: МГУ, 2005. – 156с.

3. Балакирева Г.В. Развивающие упражнения для школьников. – "Справочник классного руководителя". 2008. - №1.

4. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2005. – 317с.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 420с.

6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Владос, 2005. – 320с.

7. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М.: Проспект, 2007. – 258с.

8. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Юнити-Дана, 2006. – 354с.

9. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В. Арагуновой. – М.: Феникс, 2007. – 320с.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2008. – 352 с.

    1.  Выготский Л. С. Психология искусства — М., 1968. – 367 с.

12. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Педагогика, 2005. – 210с.

13. Диагностика умственного развития дошкольника / под ред. Л.А.Венгера, В.В. Холмовской. – М.: Просвещение, 2008. – 317с.

14. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей / пер. с англ. – М.: Педагогика, 2007. – 275с.

15. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Педагогика, 2006. – 328с.

16. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. – 486с.

17. Истомина З.М. Развитие памяти. – М.: Педагогика, 2007. – 217с.

18.     Коваленко Н.Н., Яковлева И.Л. Проект "Культура дорожного движения". – "Справочник классного руководителя". 2008. - №1.

19. Климов Е. А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учеб. пособие для вузов. – М.: Педагогика, 2008. – 511с.

20. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М.: Феникс, 2008. – 323с.

21. Крайг Г. Психология развития. – С.Пб.: Питер, 2006. – 410с.

    1.  Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов. М. Интер,1995. – 194 с.

23. Куприянова Б.В. Обеспечение позитивных взаимоотношений в классе. – "Справочник классного руководителя". 2008. - №1.

24. Лаврентьев В.В. Советы начинающим вожатым. – "ЗДВ. Управление воспитательным процессом в школе. – 2008.№ 1.

25. Лаврентьев В.В. Сюжетно – ролевая игра "Космос" - Н. –  М.журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2008. – №1.

26. Лаврентьев В.В. Методическая разработка: экстремальная игра "Подводная лодка". (Психологическая поддержка подросткам) - Н. –  М.журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2008. – №1.

27. Люблинская А. А. Детская психология: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2007. – 432с.

28. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2008. - 592 с.

29. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006, - 532с.

30. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. - СПб.: Питер, 2007. – 217с.

31. Миллер С. Психология развития. Методы исследования. – С.Пб.: Питер, 2008. – 219с.

32. Мухина B.C. Детская психология. – М.: Просвещение, 2006. – 259с.

33. Мухина В.С. Возрастная психология: учеб. пособие – М.: Академия, 2008. – 215с.

34. Мышление: процесс, деятельность, общение / под ред. А.В. Брушлинского. – М.: Наука, 2005. – 387 с.

35. Нежнова Т.А. Диагностика мотивационной готовности ребенка к школьному обучению – СПб.: Питер, 2005. – 327с.

36. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.  – М.: Владос, 2005. -580с.

37. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие: В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. – М.: Владос, 2007. – 485с.

38. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – С.Пб.: Питер, 2008. – 211с.

39. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.: Сфема, 2007. – 316с.

40. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. – М.: МГУ, 2007. – 152с.

    1. Парц О.С.Мир одаренного ребенка: через опыт творческой деятельности – к самореализации / Омский научный вестник.-2006.-№8(45).

42. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2007. – 216с.

43. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Сфема, 2007. – 321с.

44. Пономарев Я.А. Знание, мышление, умственное развитие. – М.: Проспект, 2008. – 400с.

45. Пономарев Я. А. Психология творчества. — М., 1976.

  1. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001.- № 24.

Информация о работе Развитие детского творчества