Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:16, курсовая работа
Описание работы
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью и гипотезы исследования были определены задачи: 1. Изучить состояние проблемы развития детского творчества в психолого-педагогической литературе. 2. Выявить сущность и специфику развития детского творчества у старших дошкольников. 3. Выявить и экспериментально проверить условия развития детского творчества у старших дошкольников.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………...…3 Глава 1. Теоретическое обоснование развития детского творчества старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической изобразительной деятельности…………………………………………6 1.1.Понятие творчества в психолого - педагогической литературе………………………………………………………6 1.2. Сущность и специфика детского творчества у детей старшего дошкольного возраста………..……………………………………………...16 1.3. Условия развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.……………..…29 Глава 2. Опытно экспериментальная работа развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста………………….…36 2.1. Диагностика уровня сформированности развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраст ……………..………36 2.2. Реализация условий развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста…………………….………………………………..44 Заключение………………………………………………………………….57 Список литературы…………………………………………………………59
Прежде чем непосредственно
приступить к рассмотрению вопроса формирования
творчества, нам следует определится с
понятием творчества. Творчество – есть
психический процесс создания новых ценностей. Деятельность результат коей – создание
новых материальных и духовных ценностей
[7, с.180].
Творчество, как
путь порождения чего-то нового имеет
разные уровни. Для одного уровня характерно
использование уже существующих знаний
и расширение области их применения: на
другом уровне создается совершенно новый
подход, изменяющий привычный взгляд на
объект или область знаний.
Творчество имеет
и психологический аспект – личностный
и процессуальный. Предполагает наличие
у субъекта способностей, мотивов, знаний
и умений, благодаря коим создается продукт, отличающийся
новизной, оригинальностью, уникальностью.
Изучение этих свойств
личности выявило важную роль воображения,
интуиции, неосознаваемых
компонент умственной активности, а так
же потребности личности в самоактуализации,
в раскрытии и расширении своих созидательных
возможностей [6, c. 90].
В творчестве особое
место занимает творческое воображение.
Наряду с воображением, творчество включает
в себя интенсивную работу мышления, оно
пронизано эмоциональностью и волей. Но
оно не сводится к одному воображению,
одному мышлению или одному чувству.
Творчество – в прямом смысле
слова – есть созидание нового. В таком
значении это слово могло быть применено
ко всем процессам органической и неорганической
жизни, так как жизнь – это ряд непрерывных
изменений, и все обновляющееся, все зарождающееся
в природе есть продукт творческих сил
[9, c.179] . Однако, как уже было отмечено,
понятие творчества предполагает личное
начало, и соответствующее ему слово употребляется
по преимуществу в применении к деятельности
человека.
В этом общепринятом смысле
творчество – условный термин для обозначения
психологического акта, выражающегося
в воплощении, воспроизведении или комбинации
данных нашего сознания в относительно
новой форме, в области отвлеченной мысли,
художественной и практической деятельности.
Английский ученый
Г. Уоллес выделил четыре стадии процесса
творчества: подготовку, созревание, озарение
и проверку. Центральным специфически творческим
моментом считалось озарение – интуитивное схватывание искомого
результата [59, c. 116 ].
Главное в творчестве не внешняя
активность, а внутренняя - акт создания
идеала, образа. Внешняя активность есть
лишь экспликация продуктов внутреннего
акта.
Основываясь на результатах
исследований, согласно которым творчество
можно определить, как некий выход за пределы
наличной ситуации или имеющихся знаний,
можно утверждать, что креативность как
личностное свойство выражается в оригинальном
видении проблемы. Поэтому необходимо,
на наш взгляд, осуществлять системное
формирующее воздействие, а такому требованию
отвечает воздействие через определенный
комплекс условий микросреды.
Было установлено, что
среда выступает одним из решающих факторов
формирования и развития творческой личности
Педагоги многих школ считают, что
освоение окружающей среды должно осуществляться творчески,
поскольку “значение творчества
для нашей современности едва ли надо
доказывать”. Исходя из того, что "элементы
творчества могут быть развиты в личности
только в условиях достаточной
свободы и инициативы", "школа должна
передать в руки ребят возможно большее
количество таких дел, которые требуют
инициативы, организации и творчества"
[13, c. 67].
Источником становления
личности в развивающей среде, по мнению
В.А. Сухомлинского, должна быть созданная
целостная система принципов, приемов
и средств, реализация
которых потребует новых концептуальных подходов
ко всему процессу организации жизнедеятельности
детей и взрослых:
доверительное,
активное, творческое взаимодействие педагогов
и воспитанников, создающее "коллективную духовную жизнь школы";
развитие дарований,
воспитание разума и творческих способностей
каждой личности, поскольку "всякий ребенок по-своему
уникален";
умение педагога
"увидеть одаренность ребенка, определить сферу
приложения его интеллектуальных и творческих сил";
предоставление
личности огромного выбора возможностей для индивидуального
развития и самосовершенствования,
создания "атмосферы разнообразного творческого труда";
максимальное использование
специфических возможностей социокультурной
среды для решения задач становления личности
" [8, 18].
Другими словами повышение результативности
педагогической деятельности возможно
при создании эмоционально-нравственной
атмосферы официальных и неофициальных отношений педагогического
и детских коллективов, организации образовательных
занятий, творческого расцвета способностей
и дарований детей, создания условий
для проявления творческого потенциала
детского коллективов.
Творчество – это созидание,
оно порождает новые материальные и духовные
ценности.
В нашей повседневности творчеством
обычно называют, во-первых, деятельность
в области искусства; во-вторых, конструирование,
составление и реализацию новых проектов
и в-третьих, научное познание, так сказать,
созидание разума [14, c. 55]. Элемент творчества
может присутствовать в самых различных
видах деятельности человека: в воспитании
детей, в чтении книги (сопереживание героям),
воображение – первая ступенька к творчеству.
Впрочем, эти элементы творчества могут
быть сведены, в конечном счете, к искусству,
изобретению, науке.
Ребенок, ежеминутно открывающий
для себя все новые тайны мира, окружающего
его, обладает колоссальным творческим
потенциалом: у него свободное воображение,
не скованное правилами и запретами. Его
творческое развитие балансируется между
подлинными ценностями и мнимыми, между
прекрасным и безобразным, между дерзанием
и отрезвляющей силой разума, научного
знания.
Творчеству противостоит деятельность
по готовым алгоритмам, подражание – имитация,
хотя на начальных ступенях новой для
ученика деятельности необходимо и то,
и другое. Так, писатель пользуется обычными
словами, усвоенными в детстве и употребленными
разными людьми миллион раз; его языковое
творчество проявляется в наилучшем выборе
слов, новых оттенков его значения в необычных
сочетаниях, в создании образов, «переносных»
смыслов [15, c. 123].
Но усвоение слов в детстве
также могло иметь творческий аспект:
ведь многие слова для ребенка были новые
и необычны, у него могли быть свои слова
и значения, которые впоследствии были
приведены в соответствии с языковой нормой.
Таким образом, творчество
– нравственная категория, оно требует
от человека высочайшего чувства ответственности
и предельного уровня компетентности
в избранной области. Творчество является
не всплеском эмоций, оно неотделимо от
знаний, умений; эмоции сопровождают творчество,
повышают его тонус, увлекают человека-творца,
предают ему силы, пробуждают творческий
акт, ведут его по верному пути, обеспечивают
результат, подлинное созидание – лишь
строгие, проверенные знания и умения.
(выводы по параграфу,
построить переход к следующему
параграфу)
1.2. Сущность и
специфика детского творчества
у детей старшего дошкольного
возраста
(содержание специфики
из книги Ветлугина или Комарова
или Григорьева)
Способность и готовность к
творчеству становятся чертой личности
человека, креативностью. Поэтому в деле
воспитания, образования понятия «творчество»
обычно связывается с понятием «способности».
К творчеству наиболее подготовлены те
дети, которые отвечают критериям одаренности,
а именно [16, c. 88]:
ранняя специализация интересов,
интеллекта, эмоции: увлечение музыкой,
народными языками, изобразительной деятельностью
и пр.;
активность, инициативность,
стремление к лидерству, настойчивость
и усиление достигать поставленной цели;
хорошая память, развитые познавательные
умения;
готовность и способность к
исполнительским видам деятельности;
условием творчества служит
нетворческая деятельность, ибо подлинный
творец-труженик, он не пренебрегает кропотливым
трудом и глубокими знаниями.
Духовный мир человека (в любом
возрасте) – это не только интеллект, не
только мышление и речь, но и мир эмоции,
воображения и мечты, нравственных чувств
и совести, мир веры в доброе, общение самим
собой, это интуитивное понимание чувств
другого человека и так сопереживание.
Дети бывают очень чутки и понимают намного
больше, чем думают взрослые [19, c. 106].
Совместимо ли творчество с
обучением, особенно – начальным?
Мы исходим из допущения: творчество
доступно детям, более того: оно оживляет
познавательный процесс, активизирует
познающую личность и формирует ее. Если
иметь в виду предмет – родной язык, то
творчество детей возможно и при восприятии
читаемых художественных произведений,
при их выразительном чтении, пересказе,
особенно в драматизации; в различных
видах сочинения, языковых играх и составление
словарей, в моделировании явлений языка.
Начальное обучение может быть
построено на разветвленных системах
творческих решений и открытий: мы имеем
в виду так называемые «субъективно-творческие
задачи» (СТЗ), т.е. такие задачи, решение
которых не является творческим, но для
ученика, субъективно, таковым является
[20, c. 55].
В творчестве осуществляется
самовыражение, самораскрытие личности
ребенка и взрослого человека, акт не всегда
вполне осознаваемый, но всегда характеризуется
высоким накалом положительных эмоций,
подъем всех нравственных и физических
сил, мобилизацией всех необходимых знаний,
усвоенных ранее, стремлением дать любимому
делу самое ценное, на что он способен,
– даже тогда, когда самому автору мнится,
будто он действует только для себя. Самораскрытие
личности – это акт все же покрытый дымкой
тайны. Возможно, по тому, что в нем определенную
роль играют факторы, плохо поддающиеся
контролю знания: эмоции, настроения, интуиция.
В формировании личностных
качеств старшего дошкольника – креативности,
готовности к нестандартным решениям,
к созиданию в разных сферах, – необходима
система.
В нашем варианте такой системы
выделяется два блока [21, c. 127].
Рисунок 1
а) условия, благоприятствующие
реализации педагогического творчества:
пути создания таких условий;
б) пособие для учащихся (учитель
также придерживается этого пособия),
в котором разработаны конкретные учебные
материалы нестандартного типа, рассчитанные
на высокую активность школьника и его
самостоятельность.
Качества личности, склонная
к творчеству, принадлежат к интеллектуальной
сфере, но на самом деле для творческого
развития необходимо гармоническое сочетание
интеллекта и эмоций: разум, окрыленный
добрыми чувствами: нравственное чувство
облагораживает ребенка и осмысливает
его творчество [26, c. 11]. Дети достигают
высокого уровня творческого развития,
обычно отличаются повышенной ранимостью,
обостренным чувством справедливости:
нередко среди них встречаются застенчивые,
даже замкнутые, как бы скрывающие в себе
нечто ценное, дорогое. Впрочем, открытость
и дружелюбие, доброжелательность также
свойственны творческой личности.
Наблюдениями установлено,
что свойства психики человека, основы
его интеллекта и всей духовной сферы
возникают и формируются главным образом
в дошкольном и младшем школьном возрастах,
хотя результаты развития обычно обнаруживаются
в старших классах, в младшем школьном
возрасте их не всегда легко заметить.
Попытки искусственного ускорения результатов
творческого развития детей (от нетерпения
педагогов и родителей) ведут к опасности
неудачи, срыва, которые разрушительно
действуют на психику.
Творчество следует развивать
на различных занятиях: на уроках музыки,
труда, изобразительной деятельности,
но родной язык всегда был и остается главным
предметом в начальной школе, ему принадлежит
решающая роль в духовной жизни ребенка.
Родной язык в школе – это инструмент
знания, мышления, развития, он обладает
возможностями творческого обобщения
[27, c. 95].
Через язык ученик овладевает
традициями своего народа, его мировоззрением,
этическими ценностями; через язык он
приобщается к величайшим сокровищам
– русской литературе и литературам других
народов. Чтение книг открывает ученику
новый заряд знания. Язык вводит ребенка
в общественную жизнь, дает ему возможность
общаться как с близкими, так и дальними:
через слова усваиваются понятия, в формах
пока строится мысль и речь. Каждый речевой
длительный акт есть разрешение ситуации,
т.е. акт творческий. К высказыванию применимо
понятие шкалы: творческий элемент в нем
тем выше, чем богаче содержанием и средствами
выражения.
Своеобразие образа, создаваемого
дошкольником, сам процесс его зарождения
и графического воплощения обусловлен
особенностями психического и личностного
развития ребенка-дошкольника. В ᴨервую
очередь, это особенности основных психических
процессов, реализующих творческий акт.
Особого внимания заслуживает анализ
воображения. Исследования показывают,
что у ребенка с высоким уровнем воображения
произведения обычно оригинальные, непохожие
на продукты творчества других детей.
Воображение - основное психическое новообразование
дошкольного детства. Этот возрастной
ᴨериод сензитивен для его развития [27,
c. 116].