Развитие детского творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезы исследования были определены задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития детского творчества в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить сущность и специфику развития детского творчества у старших дошкольников.
3. Выявить и экспериментально проверить условия развития детского творчества у старших дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретическое обоснование развития детского творчества старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической изобразительной деятельности…………………………………………6
1.1.Понятие творчества в психолого - педагогической литературе………………………………………………………6
1.2. Сущность и специфика детского творчества у детей старшего дошкольного возраста………..……………………………………………...16
1.3. Условия развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.……………..…29
Глава 2. Опытно экспериментальная работа развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста………………….…36
2.1. Диагностика уровня сформированности развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраст ……………..………36
2.2. Реализация условий развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста…………………….………………………………..44
Заключение………………………………………………………………….57
Список литературы…………………………………………………………59

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 157.80 Кб (Скачать файл)

Однакo, чтобы творчество развивалось полноценно, необходимо создать условия. Одним из основных является широкий подход к решению проблемы. Они делают акцент на то, что грамотный педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуацию познавательного, нравственного творчества [39, c.131].  

Следующим условием  педагоги  считают обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом [50, c. 112]. Ребенок здесь учиться эмоционально откликаться на окружающий мир, выражать свое мировосприятие в художественной форме, в творчестве и стремиться выполнить для других людей. Еще одним условием педагоги видят в организации интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально – интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов, необходимых для работы воображения.

Но еще, говоря об условиях, способствующих развитию творчества детей, нужно сказать о том, что нельзя допускать, если педагог или родители  хотят, чтобы ребенок творил [40, c. 55].

Нельзя безразлично относиться к какому-либо творчеству детей или высмеивать его.

 Нельзя критиковать  детские рисунки, поделки, сравнивая  результаты творчества с результатами других детей и взрослых.

Нельзя оценивать ребенка – необходимо давать оценку действию его деятельности.

Нельзя навязывать ребенку свои чувства в восприятии мира, понимании искусства. Ребенок имеет право на собственное мнение.

Нельзя унижать достоинство ребенка. Делая замечание, необходимо обратиться к удачливому прошлому в деятельности с надеждой на успешное завтра.

Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.) [48, c. 29]. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца. Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется.

Необходимо развивать также и творческое мышление ребенка.

П. Торренс выделяет пять принципов, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять творческое мышление [35]:

1. Внимательное  отношение  к   необычным   вопросам.

2. Уважительное отношение  к необычным идеям.

3. Показать детям, что  их идеи имеют ценность.

4. Предоставлять удобные  случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это.

5. Предоставлять время  для неоцениваемой практики или обучения.

Последний принцип требует объяснения. Внешняя оценка создает угрозу и, возможно, потребность в обороне. Поэтому детям необходим какой-то промежуток времени, в течение которого они не оцениваются. Таким образом, не сдерживается свобода формирования идей.

Творческое мышление ребенка выражается в открытии (субъективно) нового, до того неизвестного: нового способа решения задачи, нового качества рассматриваемого предмета, новых связей в познавательном материале и т. д.  Там,  где нет открытия,  нет и творчества. Способность детей к созданию чего-либо нового без опоры на образец развивается в деятельности, требующей проявления творчества [46, c. 23].

Именно в дошкольном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное[41, c. 82].

Успешное формирование у старших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

Особенностью творческого мышления дошкольников является то, что ребенок некретически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Поддъяков Н.Н., работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления детей [43, c. 100]:

  • паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;
  • доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
  • сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
  • доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
  • ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;
  • неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;
  • формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;
  • стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;
  • высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;
  • индивидуализация – создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;
  • проблематизация – ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Следовательно, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления дошкольников.

Таким образом, в период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. Именно поэтому так важно в этот возрастной период серьезно заниматься когнитивным развитием ребенка. Познавательную сферу следует рассматривать как сложное образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. Именно поэтому так важно в этот возрастной период серьезно заниматься когнитивным развитием ребенка. Познавательную сферу следует рассматривать как сложное образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире.

(выводы по главе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно экспериментальная работа развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Диагностика  уровня сформированности развития  детского творчества у детей старшего дошкольного возраста

Эмпирическое исследование проводится в три этапа. Первый этап заключается в диагностическом обследовании выборки старших дошкольников. Цель данного этапа: определить некоторый исходный уровень развития воображения (-познавательной активности и - самостоятельности) у дошкольников, разделенных на контрольную и экспериментальную группы, с которыми в рамках обучения и воспитания не проводилось никаких дополнительных занятий по воображению.

На втором этапе проводится собственно формирующий эксперимент, когда в изучаемой группе дошкольников в течение 1 месяца проводятся занятия по развивающей программе (средствами авторской сказки). На данном этапе принимали участие  дети только из экспериментальной группы.

На третьем (контрольном) этапе мы сравниваем результаты детей из экспериментальной и контрольной групп в целях определения прогресса в развитии воображения и эффективности формирующей методики, используя те же задания, что и в первой серии. Здесь нам важно посмотреть появиться ли различия по уровню развития воображения у детей, с которыми проводились обучающие занятия («сказкотерапия»), с детьми которые не участвовали в формирующем эксперименте.

Показатели творческого воображения старших дошкольников до и после формирующего эксперимента будут качественно отличаться: после развивающих занятий с помощью авторской сказки показатели творческого воображения станут выше.

Выборка: в исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), организованные в контрольную и экспериментальную группы по 10 испытуемых. Дети экспериментальной группы участвовали во всех сериях эксперимента, дети контрольной группы были участниками только первой и последней серий; их результаты использовались при анализе эффективности формирующей методики.

Методы:

1. Психологическая диагностика  процессов воображения.

Для исследования нами были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова. С помощью этих методик мы составили оперативный констатирующий микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Критерий для выделения оснований – вычлененные авторами универсальные творческие способности: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей,   надситуативно – преобразовательный характер творческих решений. Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка.

2. Формирующий эксперимент.

В основу эксперимента легло предположение о том, что на начальном этапе все дети, участвующие в обследовании принадлежат одной совокупности по уровню развития процессов воображения. Но в результате формирующего воздействия они разделятся на две качественно различные группы. Та группа, которая участвовала в эксперименте, будет иметь более высокий уровень развития воображения. Формирующий эксперимент проводился детским психологом, работающим с развивающими методиками на базе исследования (Детский сад № 443).

3. Корелляционный и сравнительный анализ результатов исследования.

Методики:

1. Методика» Солнце в  комнате» 

Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. 

Материал: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.  

Инструкция к проведению:

Психолог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной». 

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить,  что нужно сделать для «исправления» картинки. 

Обработка данных.

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 

  1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») - 1 балл. 

  1. «Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

  1. Содержательное устранение несоответствия: 

  1. а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - «Солнышко на улице») -3 балла. 

  1. б) сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнышка лампу») - 4 балла.

  1. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других,  сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) -5 баллов.

2. Методика «Складная  картинка» 

Основание: умение видеть целое раньше частей. 

Цель: определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения. 

Материал: складывающаяся картонная картинка с изображением утки,  имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см) 

Инструкция к проведению: 

Психолог, предъявляя ребенку картинку: «Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?» Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?» После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка». 

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла.  Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов: 

  1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю», « Ничего не станет»,  «Так не бывает») - 1 балл.

  1. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения («У утки нет головы»,  «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» и т. д.) - 2 балла. 

  1. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при  сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию («Утка нырнула», «Утка заплыла за лодку»), построение новых композиций («Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т. д. - 3 балла. 

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано» не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме,  которую принимает картинка при складывании («Утка стала домиком», «Стала похожа на мостик» и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла. 

Информация о работе Развитие детского творчества