Однакo, чтобы творчество развивалось
полноценно, необходимо создать условия.
Одним из основных является широкий подход
к решению проблемы. Они делают акцент
на то, что грамотный педагог должен сделать
естественный процесс жизни и деятельности
детей творческим, ставить детей в ситуацию
познавательного, нравственного творчества
[39, c.131].
Следующим условием педагоги
считают обучение как организованный
взрослым процесс передачи и активного
присвоения ребенком изобразительной
деятельности в целом [50, c. 112]. Ребенок
здесь учиться эмоционально откликаться
на окружающий мир, выражать свое мировосприятие
в художественной форме, в творчестве
и стремиться выполнить для других людей.
Еще одним условием педагоги видят в организации
интересной содержательной жизни ребенка
в дошкольном учреждении и семье; обогащение
его яркими впечатлениями, обеспечение
эмоционально – интеллектуального опыта,
который послужит основой для возникновения
замыслов, необходимых для работы воображения.
Но еще, говоря об условиях,
способствующих развитию творчества детей,
нужно сказать о том, что нельзя допускать,
если педагог или родители хотят, чтобы
ребенок творил [40, c. 55].
Нельзя безразлично относиться
к какому-либо творчеству детей или высмеивать
его.
Нельзя критиковать
детские рисунки, поделки, сравнивая
результаты творчества с результатами
других детей и взрослых.
Нельзя оценивать ребенка –
необходимо давать оценку действию его
деятельности.
Нельзя навязывать ребенку
свои чувства в восприятии мира, понимании
искусства. Ребенок имеет право на собственное
мнение.
Нельзя унижать достоинство
ребенка. Делая замечание, необходимо
обратиться к удачливому прошлому в деятельности
с надеждой на успешное завтра.
Творчество в широком смысле
- это деятельность, направленная на получение
чего-то нового, неповторимого, и поэтому
основным показателем творчества является
новизна его результата (художественное
произведение, идея, механический прибор
и т.п.) [48, c. 29]. Иначе говоря, новизна результата
творческой деятельности носит объективный
характер, поскольку создается то, чего
раньше не существовало. Сам же процесс
создания имеет субъективную окраску,
так как в нем проявляется индивидуальность
творца. Детское творчество, которое рассматривается
как процесс, приводящий к созданию субъективно
нового продукта, изучается, как правило,
в русле исследования именно той деятельности,
в которой оно формируется.
Необходимо развивать также
и творческое мышление ребенка.
П. Торренс выделяет пять принципов,
которыми должен руководствоваться учитель,
чтобы поощрять творческое мышление [35]:
1. Внимательное отношение
к необычным вопросам.
2. Уважительное отношение
к необычным идеям.
3. Показать детям, что
их идеи имеют ценность.
4. Предоставлять удобные
случаи для самостоятельного обучения
и хвалить за это.
5. Предоставлять время
для неоцениваемой практики или
обучения.
Последний принцип требует
объяснения. Внешняя оценка создает угрозу
и, возможно, потребность в обороне. Поэтому
детям необходим какой-то промежуток времени,
в течение которого они не оцениваются.
Таким образом, не сдерживается свобода
формирования идей.
Творческое мышление ребенка
выражается в открытии (субъективно) нового,
до того неизвестного: нового способа
решения задачи, нового качества рассматриваемого
предмета, новых связей в познавательном
материале и т. д. Там, где нет открытия,
нет и творчества. Способность детей к
созданию чего-либо нового без опоры на
образец развивается в деятельности, требующей
проявления творчества [46, c. 23].
Именно в дошкольном возрасте заключается
психологическая основа для такой деятельности.
Развиваются воображение и фантазия, творческое
мышление, воспитывается любознательность,
формируются умения наблюдать и анализировать
явления, проводить сравнения, обобщать
факты, делать выводы, практически оценивать
деятельность, активность, инициатива.
Начинают складываться и дифференцироваться
интересы, склонности, формируются потребности,
лежащие в основе творчества.
Отличительный признак творческой деятельности
детей – субъективная новизна продукта
деятельности. По своему объективному
значению «открытие» ребенка может быть
и новым, необычным, но в то же время выполняться
по указке учителя, по его задумке, с его
помощью, а потому не являться творчеством.
И в то же время ребенок может предложить
такое решение, которое уже известно, использовалось
на практике, но додумался до него самостоятельно,
не копируя известное[41, c. 82].
Успешное формирование у старших школьников
творческого мышления возможно лишь на
основе учета педагогом основных особенностей
детского творчества и решения центральных
задач в развитии творческого мышления.
Особенностью творческого мышления дошкольников
является то, что ребенок некретически
относится к своему продукту творчества.
Детский замысел не направляется никакими
идеями, критериями, требованиями, а потому
субъективен.
Поддъяков Н.Н., работающий над исследованием
специального, целенаправленного развития
креативности, выделяет следующие условия
формирования творческого мышления детей
[43, c. 100]:
- паритет заданий дивергентного и конвергентного
типа, то есть задания дивергентного типа
должны не только присутствовать как равномерные,
но и в некоторых предметных занятиях
доминировать;
- доминирование развивающих возможностей
учебного материала над его информационной
насыщенностью;
- сочетание условия развития продуктивного
мышления с навыками его практического
использования;
- доминирование собственной исследовательской
практики над репродуктивным усвоением
знаний;
- ориентация на интеллектуальную инициативу,
понятия «интеллектуальная инициатива»
предполагает проявление ребенком самостоятельности
при решении разнообразных учебных и исследовательских
задач, стремление найти оригинальный,
возможно альтернативный путь решения,
рассматривать проблему на более глубоком
уровне либо с другой стороны;
- неприятие конформизма, необходимо исключать
все моменты, требующие конформистских
решений;
- формирование способностей к критичности
и лояльности в оценке идей;
- стремление к максимально глубокому
исследованию проблемы;
- высокая самостоятельность учебной деятельности,
самостоятельный поиск знаний, исследование
проблем;
- индивидуализация – создание условий
для полноценного проявления и развития
специфичных личностных функций субъектов
образовательного процесса;
- проблематизация – ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.
Следовательно, соблюдение этих условий
даст возможность формирования творческого
мышления дошкольников.
Таким образом, в период дошкольного
детства происходит зарождение первичного
элементарного образа мира, который совершенствуется
всю последующую жизнь. Именно поэтому
так важно в этот возрастной период серьезно
заниматься когнитивным развитием ребенка.
Познавательную сферу следует рассматривать
как сложное образование, которое обеспечивает
нормальное и полноценное интеллектуальное
существование в окружающем мире. В
период дошкольного детства происходит
зарождение первичного элементарного
образа мира, который совершенствуется
всю последующую жизнь. Именно поэтому
так важно в этот возрастной период серьезно
заниматься когнитивным развитием ребенка.
Познавательную сферу следует рассматривать
как сложное образование, которое обеспечивает
нормальное и полноценное интеллектуальное
существование в окружающем мире.
(выводы по главе)
Глава 2. Опытно экспериментальная
работа развития детского творчества
у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика
уровня сформированности развития
детского творчества у детей
старшего дошкольного возраста
Эмпирическое исследование
проводится в три этапа. Первый этап заключается
в диагностическом обследовании выборки
старших дошкольников. Цель данного этапа:
определить некоторый исходный уровень
развития воображения (-познавательной активности
и - самостоятельности) у дошкольников,
разделенных на контрольную и экспериментальную
группы, с которыми в рамках обучения и
воспитания не проводилось никаких дополнительных
занятий по воображению.
На втором этапе проводится
собственно формирующий эксперимент,
когда в изучаемой группе дошкольников
в течение 1 месяца проводятся занятия
по развивающей программе (средствами
авторской сказки). На данном этапе принимали
участие дети только из экспериментальной
группы.
На третьем (контрольном) этапе
мы сравниваем результаты детей из экспериментальной
и контрольной групп в целях определения
прогресса в развитии воображения и эффективности
формирующей методики, используя те же
задания, что и в первой серии. Здесь нам
важно посмотреть появиться ли различия
по уровню развития воображения у детей,
с которыми проводились обучающие занятия
(«сказкотерапия»), с детьми которые не
участвовали в формирующем эксперименте.
Показатели творческого воображения
старших дошкольников до и после формирующего
эксперимента будут качественно отличаться:
после развивающих занятий с помощью авторской
сказки показатели творческого воображения
станут выше.
Выборка: в исследовании приняли участие 20 детей
старшего дошкольного возраста (6-7 лет),
организованные в контрольную и экспериментальную
группы по 10 испытуемых. Дети экспериментальной
группы участвовали во всех сериях эксперимента,
дети контрольной группы были участниками
только первой и последней серий; их результаты
использовались при анализе эффективности
формирующей методики.
Методы:
1. Психологическая диагностика
процессов воображения.
Для исследования нами были
использованы экспресс методики кандидатов
психологических наук В. Кудрявцева и
В. Синельникова. С помощью этих методик
мы составили оперативный констатирующий
микросрез творческого развития каждого
ребёнка по всем его основаниям. Критерий
для выделения оснований – вычлененные
авторами универсальные творческие способности:
реализм воображения, умение видеть целое
раньше частей, надситуативно –
преобразовательный характер творческих
решений. Каждая из методик позволяет
фиксировать значимые проявления этих
способностей и реальные уровни их сформированности
у ребенка.
2. Формирующий эксперимент.
В основу эксперимента легло
предположение о том, что на начальном
этапе все дети, участвующие в обследовании
принадлежат одной совокупности по уровню
развития процессов воображения. Но в
результате формирующего воздействия
они разделятся на две качественно различные
группы. Та группа, которая участвовала
в эксперименте, будет иметь более высокий
уровень развития воображения. Формирующий
эксперимент проводился детским психологом,
работающим с развивающими методиками
на базе исследования (Детский сад № 443).
3. Корелляционный и сравнительный
анализ результатов исследования.
Методики:
1. Методика» Солнце в
комнате»
Цель: выявление способностей
ребенка к преобразованию «нереального»
в «реальное» в контексте заданной ситуации
путем устранения несоответствия.
Материал: картинка с изображением
комнаты, в которой находится человечек
и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению:
Психолог, показывая ребенку
картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри
внимательно и скажи, что на ней нарисовано».
По перечислении деталей изображения
(стол, стул, человечек, лампа, солнышко
и т. д.) психолог дает следующее задание:
«Правильно. Однако, как видишь, здесь
солнышко нарисовано в комнате. Скажи,
пожалуйста, так может быть или художник
здесь что-то напутал? Попробуй исправить
картинку так, чтобы она были правильной».
Пользоваться карандашом ребенку
не обязательно, он может просто объяснить,
что нужно сделать для «исправления» картинки.
Обработка данных.
В ходе обследовании психолог
оценивает попытки ребенка исправить
рисунок. Обработка данных осуществляется
по пятибалльной системе:
Отсутствие ответа, непринятие
задания («Не знаю, как исправить», «Картинку
исправлять не нужно») - 1 балл.
«Формальное устранение несоответствия
(стереть, закрасить солнышко) -2 балла.
Содержательное устранение
несоответствия:
а) простой ответ (Нарисовать
в другом месте - «Солнышко на улице») -3
балла.
б) сложный ответ (переделать
рисунок - «Сделать из солнышка лампу»)
- 4 балла.
Конструктивный ответ (отделить
несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте
заданной ситуации («Картинку сделать»,
«Нарисовать окно», «Посадить солнышко
в рамку» и т.д.) -5 баллов.
2. Методика «Складная
картинка»
Основание: умение видеть целое
раньше частей.
Цель: определение умения сохранить
целостный контекст изображения в ситуации
его разрушения.
Материал: складывающаяся картонная
картинка с изображением утки, имеющая
четыре сгиба (размер 10 * 15 см)
Инструкция к проведению:
Психолог, предъявляя ребенку
картинку: «Сейчас я тебе дам эту картинку.
Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи,
что на ней нарисовано?» Выслушав ответ,
психолог складывает картинку и спрашивает:
«Что станет с уткой, если мы сложим картинку
вот так?» После ответа ребенка картинка
расправляется, снова складывается, а
ребенку задается вновь тот же вопрос.
Всего применяется пять вариантов складывания
- «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».
Обработка данных.
В ходе обследования ребенка
психолог фиксирует общий смысл ответов
при выполнении задания. Обработка данных
осуществляется по трехбалльной системе.
Каждому заданию соответствует одна позиция
при сгибании рисунка. Максимальная оценка
за каждое задание - 3 балла. Всего –
15 баллов. Выделяются следующие уровни
ответов:
Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю»,
« Ничего не станет», «Так не бывает») - 1 балл.
Ответ описательного типа, перечисление
деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне
его, т.е. утеря контекста изображения
(«У утки нет головы», «Утка сломалась»,
«Утка разделилась на части» и т. д.) - 2
балла.
Ответы комбинирующего типа:
сохранение целостности изображения при
сгибании рисунка, включение нарисованного
персонажа в новую ситуацию («Утка нырнула»,
«Утка заплыла за лодку»), построение новых
композиций («Как будто сделали трубу
и на ней нарисовали утку») и т. д. - 3 балла.
Некоторые дети дают ответы,
в которых сохранение целостного контекста
изображения «привязано» не к какой-либо
ситуации, а к конкретной форме, которую
принимает картинка при складывании («Утка
стала домиком», «Стала похожа на мостик»
и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему
типу и также оцениваются в 3 балла.