Развитие двигательной активности детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [2].

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…....3
Глава I Двигательная активность детей раннего возраста как педагогическая проблема
1.1.Понятие об активности и двигательном режиме детского сада………..….5
1.2.Развитие активных движений детей раннего возраста …..….………...….12
Глава II. Система мер по изменению процесса развития двигательной активности детей раннего возраста в ДОУ
2.1. Условия развития двигательной активности детей раннего возраста..…24
2.2. Практика развития двигательной активности детей раннего возраста в ДОУ……………………………………….………………………….…………..28
Заключение……………………………………………………………....……....42
Список литературы…............................……..………………………….……... 43

Файлы: 1 файл

работа по ДО.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Государственное автономное образовательное учреждение  
дополнительного профессионального образования Свердловской области

«ИНСТИТУТ  РАЗВИТИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ»

(ГАОУ ДПО СО  «ИРО»)

Нижнетагильский филиал

государственного автономного образовательного учреждения  
дополнительного профессионального образования Свердловской области

«ИНСТИТУТ  РАЗВИТИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ»

(НТФ ИРО)

 

 

 

ПАНЬКОВА Галина Ильинична

 

 

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

слушателя дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки

«Воспитатель дошкольной организации»

 

 

         Научный  руководитель:

Булыгина Лариса Николаевна,к.п.н.,

зав кафедрой педагогики и психологии НТФ ИРО

 

 

 

Нижний Тагил 

2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..…....3

Глава I Двигательная активность детей раннего возраста как педагогическая проблема

1.1.Понятие  об активности и двигательном  режиме детского сада………..….5

1.2.Развитие активных движений детей раннего возраста …..….………...….12

Глава II. Система мер по изменению процесса развития двигательной активности детей раннего возраста в ДОУ

2.1. Условия развития двигательной активности детей раннего возраста..…24

2.2. Практика развития двигательной активности детей раннего возраста в ДОУ……………………………………….………………………….…………..28

Заключение……………………………………………………………....……....42

Список литературы…............................……..………………………….……... 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [2].

Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной активности, но в раннем возрасте  в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность в движении особенно высока.

Недостаточный объем двигательной активности в раннем возрасте может привести к ранним отклонениям осанки, косоглазию, плохо сформированной стопе и другим заболеваниям в дошкольном возрасте [7].

Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме   дня. Это отрицательно сказывается на формировании всех систем и понижает защитные силы детского организма, поэтому так важен оптимальный двигательный режим в котором бы удовлетворялась естественная и достаточная потребность ребенка в движении [9].

Проблеме разработки и апробированию оптимального двигательного режима в группе детей раннего возраста посвящено данное исследование.

Тема: Развитие двигательной активности детей раннего возраста.

Объект исследования: система воспитания в ДОУ.

Предмет исследования: процесс развития двигательной активности детей раннего возраста.

Цель исследования: определить влияние разработанной системы мер по изменению процесса развития двигательной активности детей раннего возраста на повышение уровня двигательной активности воспитанников.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач были выделены следующие:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме. Обобщить теоретические материалы, сформулировать выводы.
  2. Определить условия развития двигательной активности детей раннего возраста.
  3. Разработать и реализовать систему мер по изменению процесса развития двигательной активности детей раннего возраста, состоящую из физкультурно-оздоровительных мероприятий детского сада и семьи.

Гипотеза исследования – возможно добиться устойчивых результатов в развитии двигательной активности детей раннего возраста, если создать физкультурно-игровую среду в группе, внедрить в практику упражнения большой и малой подвижности, разработать и адаптировать перспективное планирование двигательной деятельности, а также перспективное планирование физкультурных занятий воспитанников в ДОУ и в семье.

 

Глава I Двигательная активность детей раннего возраста как педагогическая проблема

 

1.1.Понятие об активности и  двигательном режиме детского  сада

 

Одним из условий нормального развития организма является двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка [15].

С точки зрения медицины, двигательная активность является одной из основных форм растущего организма и важнейшим условием его жизнедеятельности. Все многообразие поведенческих актов, определяющееся биологическими факторами и условиями окружающей среды, базируется на движении частей тела в пространстве [9].

Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы (включая классно-урочную систему), ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и проч.) [3].

В раннем возрасте не установлено существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек. Также установлено, что весной и летом дети двигаются больше, чем осенью и зимой. И все-таки большая или меньшая двигательная активность детей определяется, главным образом, предложенным двигательным режимом. На повышение двигательной активности оказывают влияние достаточная площадь для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизна игровых и физкультурных пособий [17].

В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушениям его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц приводит к нарушению работы всех внутренних органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессах на уровне клеток. Двигательная активность, являясь незаменимым фактором жизни человека, оказывает наиболее благоприятное воздействие на растущий организм только в пределах оптимальных величин. Как недостаток, так и избыток движений приводит к патологическим сдвигам в организме. Данная концепция служит научной предпосылкой для разработки норм двигательной активности. Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, что отрицательно сказывается на формировании всех систем, и несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизация двигательного режима становится, таким образом, одним из элементов неспецифической профилактики острых респираторных заболеваний (ОРЗ), не говоря уже об ее ведущей роли в воспитании здорового ребенка [9].

Учитывая индивидуальные особенности двигательной активности малышей, избирательное отношение к отдельным движениям, каждый раз с поступлением новых детей в дошкольное учреждение приходится искать и новые возможности для оптимизации двигательного режима. Поэтому необходимо знать некоторые правила его разработки:

  1. общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 60% периода бодрствования;
  2. содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физическим упражнениям;
  3. определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические упражнения, специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, которые проходят через индивидуальные и организационные формы работы;
  4. периоды активности чередуются со “спокойными” видами деятельности;
  5. каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно Все формы организации физического воспитания в единстве представляют суммарную физическую нагрузку за день, которая должна отвечать индивидуальным возможностям детей. [16].

Нагрузка распределяется в течение дня с учетом времени, наиболее естественного для той или иной деятельности, носит волнообразный характер.

Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). Однако в те дни, когда проводятся физкультурные занятия, для прогулки подбираются более спокойные виды деятельности.

Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам после дневного сна. В то время нецелесообразны организованные физические упражнения. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав для этого условия.

Обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед занятием, особенно если оно умственного характера [18].

В результате специальных исследований учеными установлены ориентировочные нормы двигательной активности детей. Основными критериями оценки двигательного режима являются объём, продолжительность, содержание, интенсивность двигательной активности.

Интенсивность двигательной активности – среднее количество движений в минуту – составляет примерно 38-41 у детей двух лет, 41-50 – двух с половиной, 44-51 – трёх лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала – в среднем от нескольких секунд до 1,5 минуты. Детям свойственна частая смена движений и поз – до 550-1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создавать условия для разных движений.

Движения ребенка можно измерить в условных шагах. Для этого используется специальный прибор-шагомер, который вкладывается в специальный мешочек (чтобы ребенок его не трогал) и прикрепляется к поясу (на бедро). Шагомером измеряется так называемый объем движений. Для детей двух лет при 9-часовом пребывании в детском саду он равен  » 5,5 тысячам шагов, двух с половиной и трех лет  » 6,3 и 6,8 тысячам  [17].

Для измерения естественной двигательной активности шагомером регистрируется двигательная активность за одинаковый временной интервал  (например, с 8 до 17 или 19 час.). В этот день не стимулируется активность ребенка – лучше предоставить ему полную свободу деятельности, создав необходимые условия [18].

Воспитатель может достаточно объективно оценить индивидуальную подвижность ребенка без шагомера, наблюдая за ним в часы самостоятельной деятельности и на занятиях, в том числе не связанных с физкультурой. Необходимо внимательно наблюдать за детьми, обращая внимание на самых подвижных; на тех, кто сидит большую часть времени, не решается взять мяч; определить вид деятельности, какие движения преобладают, кто умеет “завоевывать” пространство для своих игр, кто его боится.

Получив дополнительно к своим наблюдениям данные о здоровье и физическом развитии детей от медицинских работников, родителей необходимо составлять диагностическую карту здоровья, физического и двигательного развития детей группы. После графы “фамилия, имя ребенка” идет графа “физическое развитие”. В ней отмечается гармоническое соотношение роста, веса, окружности груди или отклонения (завышенный/заниженный вес). В графе “двигательное развитие” отмечается  двигательная активность [19].

Можно условно выделить три группы детей:

  • поведение детей средней подвижности  (плавное и спокойное) подвижность их равномерна на протяжении всего дня. Как правило, таких детей примерно половина в группе или чуть больше. При хороших условиях они самостоятельно активны. Движения их обычно достаточно развиты, уверенные, целенаправленные, четкие. Их двигательная активность саморегулируема, не требует особого внимания взрослых.

-дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют примерно четвертую часть от общей численности. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки; избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто, как кажется, бесцельны. Из-за высокой интенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Они с трудом засыпают, спят неспокойно. Дети, у которых двигательная деятельность, не имеющая определенной направленности, занимает более 50 % времени, отличаются расторможенностью, крикливостью, несдержанностью и даже агрессивностью. Высокая двигательная активность быстро утомляет их, не дает возможности самостоятельно переключиться на спокойные виды деятельности, требующие внимания, усидчивости [19].

Информация о работе Развитие двигательной активности детей раннего возраста