Развитие двигательной активности детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [2].

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…....3
Глава I Двигательная активность детей раннего возраста как педагогическая проблема
1.1.Понятие об активности и двигательном режиме детского сада………..….5
1.2.Развитие активных движений детей раннего возраста …..….………...….12
Глава II. Система мер по изменению процесса развития двигательной активности детей раннего возраста в ДОУ
2.1. Условия развития двигательной активности детей раннего возраста..…24
2.2. Практика развития двигательной активности детей раннего возраста в ДОУ……………………………………….………………………….…………..28
Заключение……………………………………………………………....……....42
Список литературы…............................……..………………………….……... 43

Файлы: 1 файл

работа по ДО.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

-  Дети малой подвижности в детском саду составляют примерно одну четвертую часть. Объем двигательной активности у них невелик: от 2700 до 4500 шагов в день, а индивидуальные и сезонные проявления  двигательной активности меньше, чем у детей средней и особенно высокой подвижности. Малоподвижные дети часто вяло, пассивны, быстро устают. В противовес подвижным детям, умеющим найти место для своих игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Они не решаются вступить в общение со сверстниками, часто отказываются идти в детский сад. У малоподвижных детей отмечается целый ряд неопределенных движений. Например, медленное продвижение за счет скользящего шага вперед или в сторону, движения типа “полуходьбы” (шаг – остановка - полшага или шаг на месте - снова остановка). У некоторых детей такие движения до 30-40 минут в день.

У малоподвижных детей воспитывают интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию двигательных умений и навыков. Малоподвижность следует рассматривать как серьезный недостаток поведения ребенка. Ее можно объяснить дефицитом условий для движений, слабыми двигательными умениями и навыками детей, их состоянием здоровья, а также тем, что дети уже приучены к малоподвижному образу жизни. [17].

Общую продолжительность двигательной активности, ее интенсивность, состав движений поможет выявить хронометраж, который проводится с помощью секундомера по заранее разработанной схеме наблюдения. Таблица хронометража является примерной и может быть использована в полном виде или по частям, как часто дети используют в своей самостоятельной деятельности прыжки и метания – наиболее сложные для этого возраста движения. В результате наблюдения легко устанавливается дополнительная причина наличия или отсутствия этих движений.

Первая графа показывает время по пятиминутным отрезкам, что дает возможность более целенаправленно и точно выполнить работу. Вторая графа отведена для записи видов деятельности ребенка, фиксации случаев общения со сверстниками и взрослыми. В графах 3-9 регистрируется смена поз и движений цифрами в порядке их следования. Такая схема дает возможность отразить в единстве продолжительность ДА; видов деятельности и содержаний в них; увидеть индивидуальность ребенка, оценить его двигательные умения в единстве с деятельностью, поскольку очень важно, чтобы дети находили применение своим двигательным умениям. [18].

Исследования Шишкиной В.А. выявили соотношения времени, затраченного на выполнение различных режимных моментов и двигательную активность детей в них. Так, организованная деятельность в группах раннего возраста занимает всего 9,2% от общего периода бодрствования (данные взяты в детских садах при 9 часовом пребывании детей, из них 3 часа уходит на сон). Двигательная активность в организованных мероприятиях составляет всего 2,8%.

Время бытовой деятельности составляет в среднем 132 минуты, двигательная активность при этом – 6,6%.

Самое продолжительное время занимает в этих группах самостоятельная деятельность детей, которая составила 54,1%.

Двигательная активность дошкольников в этой деятельности также самая высокая – 30% от 39,4% общего времени двигательной активности за день [17].

Таким образом, основным источником достаточной двигательной активности детей раннего возраста является правильно организованная самостоятельная деятельность.

 

1.2.Развитие активных движений детей раннего возраста

 

Движение детей раннего возраста имеют свои особенности и постоянно изменяются по своим количественным и качественным показателям. По своим количественным признакам движения детей второго года жизни имеют сугубо индивидуальный характер. Количественные признаки трудно фиксировать, так как ребенок  только осваивает движение [10].

Самостоятельная ходьба – огромное достижение в нервно – психическом развитии ребенка. Стереотип ходьбы достаточно прочен и с трудом поддается изменению.

Начальный период ходьбы имеет  характерные особенности: центр тяжести тела расположен выше оси тазобедренных суставов мышцы ног и тазобедренной области недостаточно сильны, площадь опоры мала, поэтому ребенку второго года жизни значительно труднее, чем в дошкольном возрасте, удерживать равновесие [11].

При ходьбе ребенок  широко расставляет ноги, сильно сгибает их в коленях, разводит в стороны руки, туловище наклоняет вперед. Ставить стопу на пятку и перекатывать на носок ребенок не умеет, поэтому он “шлепает” ею об пол, шаркает ногами. Шаг малыша неравномерный, короткий, ступни ног развернуты вовнутрь. При ходьбе малыш не может выдерживать указанное направление, а отклоняется то вправо, то влево, его как бы качает [17].

На втором году жизни у ребенка появляется ускоренная и быстрая ходьба, причем она своеобразна и индивидуальна, каждый ребенок ходит в удобном ему  темпе, в соответствии со своими возможностями [11].

Ходьба детей третьего года жизни еще не вполне освоена и в дальнейшем продолжает совершенствоваться, наблюдаются характерные признаки, свойственные ходьбе малышей раннего возраста. Движения рук иногда отсутствуют или бывают не согласованны с движением ног. Стопы развернуты носком внутрь и широко поставлены, шаг семенящий, неритмичный (шлёпанье), так как нога становится на всю ступню, туловище наклонено вперед, темп неустойчивый, шаг неравномерный, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе.

На третьем году жизни применяются самые простые упражнения в равновесии, при выполнении их наблюдается неуверенная ходьба, приставной шаг, скованность в движениях, дети могут сильно сгибать ноги в тазобедренном суставе.

В течение года дети в основном осваивают все предусмотренные упражнения в равновесии, значительно улучшается качество движения и скорость его выполнения [11].

 По данным  исследований, согласованное движение  рук и ног наблюдается не  более чем у 25% детей 2,5-3 лет. У  них чаще наблюдается параллельная постановка стопы на грунт, полусогнутое держание ног и недостаточный вынос конечностей вперед во время ходьбы. Постоянные упражнения в ходьбе довольно рано формируют ее динамический стереотип [15].

Бег детей второго года жизни похож на ускоренную ходьбу. Наиболее характерный признак бега – в наличии фазы “полета”: после выноса вперед одной ноги, вторая толчком тоже отрывается от опоры, и тело находится в воздухе. Качественные показатели бега несколько выше показателей ходьбы: отмечается большая согласованность и ритмичность движений рук и ног, само движение выполняется ребенком более естественно. Однако шаг в беге неравномерный, семенящий; ребенок пока плохо сгибает колени, ступает на всю стопу, а не с пятки на носок; он испытывает трудности в сохранении равновесия. Формирование бега начинается с развития качественной его стороны, а не скорости. Малыши могут овладевать бегом примерно к двум с половиной годам. [17].Быстрая “семенящая”, по мнению Е.Л. Мугиновой, [17] появляется в возрасте 1г.9мес., бег “без полета” – с 1г.3мес. до 2 лет, бег с “небольшим полетом” появляется с 1г.6мес., бег “с полетом” с 1г.9мес. свидетельствуют, что фаза полета  отмечается у 30% детей от 1г.10мес.до 2г.8мес. По мнению Э.Я. Степаненковой, [15] характерный для бега  “полет” появляется спустя год после первых самостоятельных. В начале третьего года жизни при беге у детей нередко наблюдается мелкий, семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, шаркают, движения рук и ног нечетко согласуются, заметны боковые раскачивания корпуса, нет ритмичности. Все это отрицательно влияет на скорость бега, поэтому она незначительна. На третьем году жизни у детей бег становится легче, появляется полётность.

Движения рук слабые, не ускоряющие бег, они как бы помогают ребенку сохранять равновесие. В дальнейшем движения рук и ног совершенствуются, бег значительно облегчается, увеличивается стремительность [15].

Для 2,5-3  - летнего ребенка бег более привычное движение, чем ходьба, дети охотнее бегают, чем ходят. В беге у ребенка наблюдается большая, чем при ходьбе, согласованность движений. Чаще ребенок плохо отталкивается от почвы, бежит на всей ступне. Во время бега руки согнуты в локтях. Согласованные движения рук и ног при беге развиваются раньше, чем при ходьбе. Исследование свидетельствует, что бег ребенка этого возраста малоритмичен, тяжеловат4 он плохо ориентируется в пространстве, иногда теряет равновесие и падает, но затем быстро встает и продолжает бег. Развитие скорости бега строится на базе освоения правильных навыков движений. Навык бега закрепляется и совершенствуется в подвижных играх:  “Бегите ко мне”, “Догони-догони”.

Катание и ловля мяча – движения, представляющие для детей  большой интерес. Умение бросания появляется с 5 – 6 месяцев жизни малыша, в 9 – 10 месяцев он может бросать мяч, стоя при этом держась за перила кроватки [15]. В возрасте года ребенок может зажимать в кулачке маленький резиновый мячик и бросать вперед - вниз, может переносить мелкие предметы с места на место [17]. Пока малыш плохо удерживает равновесие в вертикальном положении, ему легче бросать предмет из положения сидя. Начинает ходить устойчиво и бросает предметы стоя. Сначала большие мячи он бросает двумя руками, затем маленькие одной рукой, без замаха. [11].

Примерно с 1г.3мес. ребенок может катать мяч, в 1г.5мес. появляются элементы замаха и бросания [15].С 1г.6мес. ребенок может катать мяч, отталкивая его двумя руками, может бросить или положить мелкий предмет в горизонтальную цель (ящик, корзину), стоящую на полу [10]. Е.Л.Мугинова [11] считает, что двумя руками в горизонтальную цель (диаметр цели – 60 см., диаметр мяча – 30-40 см.) ребенок может уже с 1г.1 мес. бросать в вертикальную цель (диаметр цели – 60 см., расстояние до нее 50 –75 см., высота – 100 см.) – с 1г.4мес., бросать в вертикальную цель (диаметр цели тот же) попеременно правой и левой рукой – с 1г.9 мес., то же, но расстояние до цели 100 – 120 см., высота – 100 – 120 см. – с 1г.10 мес.  Если малыша не обучать метать левой рукой, то правой метает больше и лучше.

Метание детей третьего года жизни освоено мало. В начале года элементы движения, характеризующие метание (ноги слегка расставлены, замах от плеча, энергичный бросок) выполняют около 30% детей. Неточность броска, как правило, объясняется анатомо-физиологическими особенностями  и малым двигательным опытом ребенка [10].

После 2 лет закрепляют правильный замах, при котором туловище ребенка поворачивается в сторону руки, которой он бросает мяч. В 2,5 года ребенка учат правильному бросанию: при броске правой рукой правая нога отставляется назад и на нее переноситься тяжесть тела. При броске левой рукой отставляется левая нога. При замахе туловище поворачивается в сторону руки, которой будет производиться бросок, ребенок переносит тяжесть тела с ноги, отставленной назад, на впереди стоящую ногу [15].

Индивидуально проводится обучение ловле мяча, так как малыши  могут поймать мяч только после точного броска взрослого  (с расстояния 0,5 – 1 м), когда предмет сам падает ему в руки.

Упражнения в метании в цель гораздо труднее по способу выполнения. На начальном этапе дети стараются положить в цель предмет; не умеют прицелиться, определить направление броска, соотнести его силу и дальность, поэтому попадание в цель редки.

Освоение метания в этом возрасте происходит постепенно, малышам трудно сохранять определенную позу, а занять точное исходное положение им просто не по силам [10].

Лазанье – дальнейшее преобразование ползания. Исследования М.Ю.Кистяковской  и З.С.Уваровой свидетельствуют, что лазание формируется на втором году жизни ребенка [15].Вначале второго года ребенок может ползать по прямой, затем ограниченной поверхности; в середине второго года жизни может перелезать через препятствия, подлезать под него любым способом, удобным для ребенка. Лазание осваивается ребенком медленнее, так как он боится высоты [10].Приставной шаг заменяется сперва смешанным, а затем чередующимся. При обучении чередующийся шаг удается сформировать только у 20% двухлетних детей. По данным А.Д.Удалой в 5 лет чередующийся шаг появляется спонтанно без обучения Приставной шаг может быть у ребенка с 1г.10мес., переменный шаг – с 2г.3мес. [15].

Большинство детей третьего года жизни ползают правильно, на четвереньках, опираясь на колени и ладони, но некоторые попеременно передвигают руки и ноги или выносят одновременно обе руки и, опираясь на них, подтягивают к рукам одновременно обе ноги.

Упражнения в лазанье  выполнять довольно сложно, так как движения требуют определенной координации согласованной работы многих групп мышц, ориентировки в пространстве и смелости. Эти качества у ребенка развиты ещё очень слабо.

Лазая, чаще применяют приставной шаг, смотрят на ноги, не согласовывают движений рук и ног, отпускают одновременно обе руки, опираются на перекладины предплечьем.

Скорость лазанья очень незначительна, и каждый ребенок выполняет упражнения  в индивидуальном темпе [10].

Прыжки – развитие навыка прыжка начинается задолго до его полной сформированности: на первом году жизни при поддержке взрослого начинают ритмически приседать на двух ногах без отрыва от пола, а затем ритмически подпрыгивать [15].С одного года ребенок может подпрыгивать на месте при  поддержке за обе руки, без помощи взрослого подпрыгивать на месте – с 1г.3мес. – 1г.6мес., “имитационные” прыжки могут быть у ребенка – 1г.7мес[11].

К двум годам  дети приобретают умение самостоятельно приседать на месте, пружинить, подпрыгивать на месте, слегка отрывая ноги от пола. Прыжок в глубину (спрыгивание) и прыжок в длину с места (через две линии) дается детям легче, чем прыжок в высоту. Прыжки на одной ноге детям моложе трех лет не удаются. По данным З.С.Уваровой до трех лет дети редко правильно прыгают, что обусловлено неподготовленностью опорно– двигательного аппарата, слабо развиты костно – мышечная система, связки, не полностью сформирован свод стопы, и поэтому он не имеет пружинящего свойства [15].

На третьем году жизни у детей появляется и интенсивно формируется прыжок, наблюдаются существенные изменения качественных и количественных показателей прыжка. В соответствии с возможностями и анатомо-физиологическими особенностями детей третьего года жизни прыжок требует согласованной ритмичной работы мышц, определенной координации движений. Обучение начинается с подскоков “на месте”, с продвижения вперед, прыжков в длину и с высоты (спрыгивание). Прыжок с высоты связан с большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, поэтому ребенок спрыгивает менее энергично, тяжело опускаясь на всю ступню, почти не сгибая колен.

Информация о работе Развитие двигательной активности детей раннего возраста