Развитие двигательной активности детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [2].

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…....3
Глава I Двигательная активность детей раннего возраста как педагогическая проблема
1.1.Понятие об активности и двигательном режиме детского сада………..….5
1.2.Развитие активных движений детей раннего возраста …..….………...….12
Глава II. Система мер по изменению процесса развития двигательной активности детей раннего возраста в ДОУ
2.1. Условия развития двигательной активности детей раннего возраста..…24
2.2. Практика развития двигательной активности детей раннего возраста в ДОУ……………………………………….………………………….…………..28
Заключение……………………………………………………………....……....42
Список литературы…............................……..………………………….……... 43

Файлы: 1 файл

работа по ДО.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

В 2,5 года ребенок начинает спрыгивать с небольшой высоты. Для овладения навыком прыжка ребенку даются подготовительные упражнения типа “пружинки”, ритмичные приседания и выпрямления ног без отрыва от почвы, потягивания, подскоки на месте. Ребенок начинает подпрыгивать на месте, слегка отрывая ноги от почвы. Спрыгивание и прыжок в длину с места даются ребенку легче, чем прыжки в высоту. До 3 лет ребенку не удается выполнить прыжки на одной ноге.

Появление и активное формирование прыжковых движений происходят почти одновременно с развитием бега. Вначале, наблюдая за взрослыми, малыши начинают ритмично приседать, сгибать и выпрямлять ноги, учатся переносить массу тела с одной ноги на другую. Так возникают пружинящие движения. Ребенок пытается подпрыгивать вверх на месте, прыгать вперед, но не всем удается одновременно оттолкнуться обеими ногами. Иногда ребенок просто шагает одной ногой вперед или приземляется на одну ногу и потом приставляет другую. После прыжка дети опускаются тяжело, на всю ступню, не сгибая колен, что сопровождается неприятными  ощущениями.

В прыжке ребенка в длину с места обнаруживаются все характерные для этого движения фазы (подготовительное приседание, толчок, полет, приземление). Одновременное приземление на две ноги является наиболее трудным и требует упражнения и закрепления в последующие годы.

Сила взмаха рук во время прыжка в длину с места незначительна и не оказывает существенного влияния на результат прыжка. В этом возрасте ребенок легко осваивает движение в целом, т.е. его внимание фиксируется только на основных признаках прыжка–правильной постановке стоп при отталкивании, энергичном толчке и мягком приземлении [10].

Таким образом, все двигательные умения, полученные ребенком на первом году  жизни, продолжают совершенствоваться  на втором-третьем году жизни и будут основой для их развития в последующие годы. 

Двигательный режим в детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность составляет наибольшее время в режиме дня маленьких детей. Она является и наименее утомительной из всех форм двигательной активности. Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие моменты:

  1. организация физкультурно-игровой среды.

Пространственно-предметная среда в группе и на участке детского сада является важным условием для полноценного физического, психического, эмоционального развития детей. Следует предусмотреть максимально большую площадь для движения детей. Мебель и физкультурное оборудование  должны  стимулировать детскую активность. При этом в различных местах групповой комнаты необходимо разместить маленькие диванчики, кубы, танкетки, чурбачки для отдыха и игр детей. Это будет способствовать частой смене подвижной и спокойной деятельности по собственной инициативе малышей, иначе они будут быстро уставать в силу преобладания у них нервных процессов возбуждения над торможением.

При подборе игрушек-пособий учитываются не только возрастные особенности, но и конкретный двигательный опыт детей. Малыши каждодневно накапливают впечатления, а благодаря среде у них обогащается не только двигательный, но и сенсорный, исследовательский, игровой опыт.

Физкультурное оборудование для малышей должно включать элементы игрового материала. Это скорее физкультурно-игровое оборудование, дающее возможность ребенку свободного перехода от “чисто двигательной” деятельности к игровой и наоборот. Таким образом, создаются условия для наиболее полного самовыражения малыша в его деятельности.

Подбирая оборудование для малышей, следует придерживаться определенных правил: оно должно быть многофункциональным (служить для игр, движений, занятий), легко трансформируемым, прочным, безопасным. Хранится оборудование в доступном, удобном месте, так, чтобы его в любое время можно было внести в комнату или убрать. Стационарное оборудование лучше разместить в разных местах комнаты, чтобы к нему был удобный доступ [17].

Для активных действий ребенку нужны крупные игрушки, которые вовлекли бы в двигательный процесс весь его организм, ведь из литературы известно, что в таком возрасте крупные двигательные процессы (макромоторные) преобладают над мелкими. Это обуславливается постепенностью развития детского костно-мышечного аппарата.

  1. закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательнойактивности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время.

Во время утреннего приема двигательная деятельность детей должна быть спокойной, поэтому пособия рассчитываются на умеренную, среднюю подвижность детей. Учитывается и еще одно обстоятельство: воспитатель занят приёмом детей, он не может уделить должного внимания организации двигательной деятельности воспитанников, поэтому преимущество отдается пособиям для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: шнур, скакалка, веревка, доска обычная, ребристая, наклонная, кубы, кегли, дуги и т.п.

  1. Владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

Все руководство занятиями строится только на основе индивидуализации. Необходимо:

  1. наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;
  2. предусматривать каждому ребенку место для движений, чтобы никто не мешал, оберегать это пространство;
  3. привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;
  4. снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, выбрать пособие для движений, помочь вопросом, загадкой, советом;
  5. пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, куклу, обруч, скакалку и т. д.) и показав варианты действий, если это необходимо;
  6. никогда насильно не усаживать на место подвижного ребенка – необходимо с помощью сюжета внести в его бесцельную беготню целесообразность. (“Мне кажется, ты едешь на машине? Но почему без руля? Твоей машине нужен настоящий руль, тогда ты будешь замечательным шофером, вот этот подойдет?”);
  7. иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;
  8. обыгрывать новые пособия и игрушки, показывая, как по-разному можно с ними действовать. Например, по доске- ходить, бегать, прыгать, ползать, прокатывать машину, мяч; скакалку можно крутить вдвоем, делать из нее дорожку, круг, а затем выполнять разные движения, в том числе и с куклой; мяч – вращать на месте, прокатывать, подкидывать, бросать, отбивать, играть вдвоем и т.д.(Шишкина, В.А., Мащенко, М.В.)

Таким образом, особое, опосредованное руководство самостоятельной деятельностью может удовлетворить высокую потребность движений детей раннего возраста. 

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития[1].

Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только совместными усилиями детского сада и семьи. Первейшая задача этого единства в воспитании детей раннего возраста – обеспечить безболезненное привыкание малыша к дошкольному учреждению в адаптационный период. Необходимо выявить состояние здоровья, физического и двигательного развития ребенка, спрогнозировать его улучшение; вместе с родителями наметить единые подходы к распорядку дня, питанию, одежде, организации условий для двигательной активности ребенка.

Большинство из родителей не имеют необходимых педагогических знаний и умений, и воспитатель, показывая свой живой интерес к здоровью и развитию малыша, помогает родителям задуматься над проблемами воспитания. Родители часто не задумываются о том, что малая подвижность неестественна для маленького ребенка, она имеет причины – нездоровье ребенка, его недостаточный двигательный опыт, отсутствие условий для движений, психологический дискомфорт [18].Информация о здоровье, самочувствии ребенка, важных направлениях в развитии родители узнают из бесед с воспитателем, а также из материалов в родительских уголках. Его содержание должно быть ярким, эмоциональным, где перед родителями четко поставлена очередная маленькая задача. Вначале это связано с адаптационным периодом, затем – с диагностикой здоровья, физического, двигательного развития детей, далее с конкретными вопросами воспитания и развития. Материал подбирается по отдельным проблемам физического воспитания и оформляется в отдельные папки-передвижки, желательно иметь библиотечку, рекомендуемые списки литературы [19].Сегодня во многих семьях имеется видеоаппаратура. Если вызвать интерес у родителей к наблюдению за детьми, фиксированию наиболее интересных моментов в жизни малыша, можно создать видеотеку по проблемам физического воспитания. Совместный просмотр видеофильмов заставляет обсуждать проблемы, искать пути к здоровью ребенка. Это прекрасный материал для конференций, консультаций, встреч “за круглым столом”.

Интересная форма общения с родителями – домашние задания. С помощью их можно решить наиболее сложные вопросы, связанные с благополучием физического состояния ребенка. Например, можно предложить родителям определить индивидуальную суточную норму сна для ребенка. Полученные родителями данные могут быть положены в основу индивидуального подхода к организации дневного сна в детском саду. “Встречи на дому” – визиты также эффективны при условии не формального, а заинтересованного общения, когда ребенок становится как бы в центре между родителями и воспитателем, “дирижирует” этим общением.

Все указанные формы общения с родителями интересны и полезны. Однако эффективность их будет неполной, если детский сад будет оставаться для родителей “закрытой системой”. Очень важно привлечь родителей к воспитательно-образовательной работе с детьми в группе, где они не простые наблюдатели, а активные участники – играют с детьми, помогают одевать их на прогулку, проводят с ними занятия.

Педагогические контакты с родителями – это не мероприятия для отчета. В них закладывается идея определенного результата в здоровье и развитии детей. Они важны также как “педагогический всеобуч” родителей, как средство укрепления семьи [18].

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Система мер по изменению процесса развития двигательной активности детей раннего возраста в ДОУ

 

Исследование проводилось в МАДОУ «Детство» детский сад № 31. В исследовании участвовали 18 детей в возрасте от 1,5 года до 3 лет с октября 2014 года по декабрь 2014 года.

Цель: исследовать уровень двигательной активности детей экспериментальной группы.

Задачи:

  1. составить диагностическую карту здоровья, физического и двигательного развития детей экспериментальной группы;               
  2. выявить умение детей использовать разнообразные виды движений в самостоятельной деятельности.

 

Таблица 1

Диагностическая карта здоровья, физического развития детей экспериментальной группы на октябрь 2014 года

 

№ п\п

Имя ребенка

Здоровье

Физическое развитие

Двигательная активность

Уровень двигательных умений

1

Василиса Б.

II группа здоровья

Гармоничное

Средняя

Низкий

2

Дима В.

II группа здоровья

Гармоничное

 

Средний

3

Наталья З.

II группа здоровья

Гармоничное

Средняя

Средний

4

Ксения З

I группа здоровья

Гармоничное

Средняя

Средний

5

Тимофей Л

II группа здоровья

Дефицит массы тела

Большая

Средний

6

Дмитрий М

I группа здоровья

Гармоничное

Средняя

Средний

7

Макар Н

II группа здоровья

Гармоничное

Средняя

Средний

8

Анна О

II группа здоровья

Гармоничное

Средняя

Средний

9

Арслан П

II группа здоровья

Гармоничное

Средняя

Низкий

10

Настя П.

II группа здоровья

Гармоничное

Малая

Средняя

11

Диана Г

II группа здоровья

Гармоничное

Большая

Низкий

12

Семен С

II группа здоровья

Гармоничное

Малая

Низкий

13

Таисия С

II группа здоровья

Гармоничное

Большая

Средний

14

Александр С

II группа здоровья

Гармоничное

Малая

Низкий

15

Семен С

II группа здоровья

Гармоничное

Средняя

Низкий

16

Мария Т

II группа здоровья

Дефицит массы тела

Средняя

Низкий

17

Софья Ю

II группа здоровья

Гармоничное

Средняя

Средний

18

Юсуф Х

II группа здоровья

Гармоничное

Малая

Низкий


 

Диагностика составлена на основе рекомендаций В.А. Шишкиной и С.Я. Лайзане.

Выводы: Из 18 детей экспериментальной группы выявлены дети I группы здоровья – Ксения З., и Дмитрий М., остальные дети со II группой здоровья.

 Из 18 детей двое – Тимофей Л. И Мария Т имеют дефицит массы тела, остальные гармоничное развитие.

Из 18 детей – 3 детей – Тимофей Л., Диана Г., Таисия С. – дети большой подвижности; 4 детей – Анастасия П., Семен С., Александр С., Юсуф Х.

– дети малой подвижности. Эти же дети имеют низкий уровень двигательных умений, Анастасия П. имеет средний уровень двигательных умений. Остальные дети средней двигательной активности, у них средний уровень двигательных умений.

Выводы:

Дима В. ходит самостоятельно, без поддержки, но не может сохранять равновесие при ходьбе по доске, требуется помощь воспитателя; в ползании, бросании. Всеми движениями овладела.

Василиса Б. ходит самостоятельно, по доске идет один шаг и опускается на пол, дальше идти отказывается; отказывается перешагивать через палку; на горку поднимается за руку с воспитателем; остальные движения выполняет.

Наталья З. самостоятельно ходит по доске, перешагивает через линию на полу с помощью воспитателя, перешагивает через веревку над полом, на лесенку стремянку влезает на 0,5 м. и хочет слезть, остальные движения сформированы.

Ксения З. по всем показателям развивается в соответствии с возрастом, затрудняется перешагивать через веревку, нужна помощь воспитателя.

Тимофей Л ходит самостоятельно, но перешагивает через линию на полу и ползает между двумя линиями на полу лишь с помощью воспитателя, на лес – стремянку может влезать лишь  на 0,5 м., не умеет перешагивать через веревку, запинается об нее, остальные движения сформированы.

Дмитрий В. самостоятельно ползает по прямой, собирает и бросает мячи. Во всех остальных движениях нужна помощь воспитателя.

Макар Н. самостоятельно ходит по дорожке, ползает по прямой, собирает мячи. Нужна помощь воспитателя в перешагивании через линию на полу, ползании между двумя линиями, в восхождении на ящик, перелезать через бревно, отказывается перешагивать через веревку, влезать на лесенку – стремянку.

Анна О. затрудняется перешагивать через веревку, подлезать под скамейку, класть предметы на уровне груди, бросать предметы одной рукой вперед – вниз, остальные движения сформированы.

Арслан П Основные движения сформированы, нужна помощь в перешагивании веревки, подползании под дугу, Затрудняется бросать мяч вперед – вниз.

Информация о работе Развитие двигательной активности детей раннего возраста