Развитие эмоций у детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития эмоций является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторон, но и об особенностях становления личности ребёнка. Исследования доказали влияние эмоций на становление всех психических новообразований человека в онтогенезе, на психическую деятельность (содержание и динамику восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления), практическую коммуникативную деятельность, на становление личности и регуляцию поведения, в конце концов, на психическое и соматическое здоровье человека. Они остаются составляющей психики, т.к. с их исчезновением человеческая личность также исчезает.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы изучения развития эмоций………………………… 7
1.1. Определение эмоций ………………………………………………………. 7
1.2. Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе ……… 12
2. Вопросы эмоционального развития детей
в психолого-педагогических исследованиях ……………………………….... 15
2.1. Особенности развития эмоциональной сферы
нормально слышащих дошкольников………………………………………… 15
2.2. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников
с нарушением слуха …………………………………………………………… 20
3. Изучение развития эмоциональной сферы
дошкольников с нарушением слуха ………………………………………….. 28
3.1. Выявление первоначального уровня развития
эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха ………………... 28
3.2. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с нарушением
слуха путём проведения специальных игровых упражнений
и занятий ……………………………………………………………………….. 30
3.3. Изучение уровня развития эмоциональной сферы
дошкольников с нарушением слуха после проведения специальных
игровых упражнений и занятий ………………………………………………. 31
Заключение …………………………………………………………………...... 33
Список использованных источников ………………………………………. 34
Приложение 1. ……………………………………………………………….. 36
Приложение 2. ………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)



Содержание

Введение…………………………………………………………………………   4

1. Теоретические основы изучения развития эмоций…………………………  7

1.1. Определение эмоций ……………………………………………………….  7

1.2. Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе ……… 12

2. Вопросы эмоционального развития детей

в психолого-педагогических исследованиях ……………………………….... 15

2.1. Особенности развития эмоциональной сферы

нормально слышащих дошкольников………………………………………… 15

2.2. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников

с нарушением слуха …………………………………………………………… 20

3. Изучение развития эмоциональной сферы

дошкольников с нарушением слуха ………………………………………….. 28

3.1. Выявление первоначального уровня развития

эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха ………………... 28

3.2. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с нарушением

слуха путём проведения специальных игровых упражнений

и занятий ……………………………………………………………………….. 30

3.3. Изучение уровня развития эмоциональной сферы

дошкольников с нарушением слуха после проведения специальных

игровых упражнений и занятий ………………………………………………. 31

Заключение …………………………………………………………………...... 33

Список использованных источников ………………………………………. 34

Приложение 1. ……………………………………………………………….. 36

Приложение 2. ……………………………………………………………….. 39


Введение

Проблема развития эмоций является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторон, но и об особенностях становления личности ребёнка. Исследования доказали влияние эмоций на становление всех психических новообразований человека в онтогенезе, на психическую деятельность (содержание и динамику восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления), практическую коммуникативную деятельность, на становление личности и регуляцию поведения, в конце концов, на психическое и соматическое здоровье человека. Они остаются составляющей психики, т.к. с их исчезновением человеческая личность также исчезает.

Эмоциональная система является одной из основных регулирующих систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма. Именно эмоции придают смысл и значение человеческому существованию.

Всё воспринимаемое и совершаемое нами в жизни имеет свою эмоциональную окраску. С. Л. Рубинштейн писал, что чувства человека, самое яркое «выражение природы, ставшей человеком». Именно богатство переживаний, способность откликаться на самые обычные воздействия, на события общественной жизни. Восприятие предметного и природного мира, произведений искусства и т.д., даёт право человеку считать себя личностью духовно богатой, содержательно-интересной, живущей полноценно и плодотворно. Характер эмоций ребёнка многое говорит окружающим о его складывающейся личности.

Эмоции детей и подростков являются своеобразным индикатором, они указывают, насколько благополучно формируется то, что К. Д. Ушинский называл «строением души», – направленность личности. Знание об эмоциональных особенностях человека позволяет судить о главном в нём. «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли. Не отдельного решения. А всего содержания души нашей и её строя. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле» [24].

Разностороннее изучение эмоций и чувств детей с нормальным слухом принадлежит П. М. Якобсону, Н. А. Мечинской, А. В. Запорожцу, Я. З. Неверович, Л. И. Божович, Г. М. Бреславу и др. Однако совсем мало было психологических исследований, в которых рассматривается проблема эмоций и чувств у глухих детей. Данные исследования были проведены Е. Ливайном, М. Мидоу, Н. Г. Морозовой, В. Ф. Матвеевым, В. Петшаком и др.

Изучение развития эмоций детей с нарушением слуха становится особенно актуальным, т.к. у данной категории детей имеются значительные особенности в эмоциональной сфере, обусловленные отставанием в овладении речью, неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми, малой доступностью восприятия устной речи и музыки, а также более поздним, чем у слышащих, приобщением к художественной литературе.

Объектом исследования является эмоциональная сфера.

Предмет – особенности эмоционального развития детей с нарушением слуха.

Гипотеза – регулярное проведение специальных упражнений и занятий по развитию эмоциональной сферы способствует лучшему пониманию дошкольниками с нарушением слуха эмоциональных состояний других людей.

Основная цель данной курсовой работы – изучить уровень развития эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха.

Для реализации данной цели ставится ряд конкретных задач:

1.      Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2.      Выявить особенности развития эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха.

3.      Провести специальные игровые упражнения и занятия, способствующие развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха.

Методы:

- Теоретический анализ литературы;

- Беседа;

- Наблюдение;

- Игровые упражнения;

- Моделирование экспрессии эмоций.

 


Глава 1. Теоретические основы изучения развития эмоций.

1.1.           Определение эмоций.

Эмоции являются главнейшей характеристикой человеческой личности.

Они представляют собой один из немногих факторов внутренней жизни человека, которые легко обнаруживаются и довольно тонко понимаются другими людьми. Они сопровождают человека всю жизнь и придают смысл и значение всему человеческому существованию. Чувства и эмоции делают жизнь людей полноценной, насыщенной, интересной.

К настоящему времени установлено, что появление эмоций у позвоночных стало качественным скачком в эволюции, обеспечив принципиально новый уровень адаптации живого организма. Каждая особь, обладающая механизмом эмоциональной оценки, получила возможность адаптироваться в течение индивидуальной жизни и быть менее зависимой от окружающей среды. Естественный отбор начал осуществляться относительно этого признака. Именно эмоции, несомненно, самая главная особенность прогрессивно развивающегося мозга, привели к возникновению человека разумного.

Современная наука располагает немалым объёмом информации, связанной с эмоциями, но в тоже время нет однозначности в самом определении, что такое эмоция.

В современном словаре по психологии В. В. Юрчуна эмоции представлены как психические процессы, состояния, которые связаны с потребностями – целями – мотивами – эгоинтенциями  субъекта, которые отражают в матрицах-формах феномены дифференциальных переживаний, такие, например, как радость, восхищение, удовлетворение, страх, боязнь и т.п. [26].

В общей психологии Ф. Р. Филатова дано следующее определение эмоции: эмоция (франц. emotion – волнение, возбуждение; от лат. emoveo – потрясаю, волную) – процесс психического отражения действительности в форме пристрастного переживания явлений, событий и ситуаций, обусловленного их отношением к потребностям субъекта [15].

По мнению С. Л. Рубинштейна, эмоции можно предварительно в чисто описательном феноменологическом плане охарактеризовать несколькими особенно показательными признаками. Во-первых, в отличие, например, от восприятий, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции, во-вторых обычно отличаются полярностью, т. Е. обладают положительным и отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. Оба полюса не являются обязательно внеположными. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство [18].

Л. С. Выготский рассматривал эмоции как фактор мотивации поведения. Изучая эффективно-потребностную сферу человека, Л. С. Выготский указывал, что в зависимости от предмета, в котором потребность находит своё удовлетворение, переживание изменяет своё содержание и строение. Так эмоции начинают свой путь «культурно-исторического развития». Этот процесс заключается в том, что элементарные эмоции качественно изменяются, превращаясь в сложные, специфически человеческие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Переживания, чувства становятся центром душевной жизни человека, её главным содержанием. И если элементарные эмоции служат целям саморегуляции индивида на её натуральном уровне, то чувства человека становятся основой саморегуляции личности [3].

А. В. Запорожец экспериментально установил, что эмоции не только выражают те или иные особенности мотивации поведения, но и играют существенную роль в реализации этих мотивов. Учёный обнаружил, что внутренняя детерминация деятельности мотивами осуществляется не непосредственно, а с помощью особого психологического процесса регулирования, названного им процессом «эмоциональной коррекции поведения».  А. В. Запорожец видел в эмоциях особую форму отражения субъектом действительности, при посредстве которого производится психическое управление активацией, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения [8].

Согласно П. К. Анохину, эмоции представляют физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения. Происхождение эмоций связывается с потребностями организма, возникновение которых приводит к появлению отрицательных эмоций, а удовлетворение – положительных [1].

Психологический справочник учителя указывает, что эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоциональный процесс включает три основных компонента:

1 Эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для индивида, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов.

2 Знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оно оценивается как негативное. В основе отрицательных эмоций лежит неудовлетворение потребностей – органических (в пище, безопасности), духовных (в любви, ласке, внимании, признании, уважении).

3 Степень контроля эмоции. Следует различать 2 состояния сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх, гнев, радость), при которых ещё сохраняется ориентация и контроль, и крайние возбуждения (паника, ужас, бешенство, полное отчаяние), когда ориентация и контроль не возможны [20].

В психологической литературе нет чёткой классификации эмоций и чувств, но есть несколько положений, с которыми соглашается большинство исследователей. Во-первых, эмоции и чувства, обладая сильной энергетикой, дают возможность ребёнку развиваться. Во-вторых, эмоции влияют на поведение, а часто и определяют его. В-третьих, эмоции не всегда контролируемы человеком. В-четвёртых, среди эмоций существуют, как сходные между собой, так и различные. Скорее всего, именно этим и объясняется отсутствие единой и чёткой классификации.

Хоть классификация эмоций и затруднительна, но с уверенностью можно утверждать, что процесс протекания эмоций характеризуется интенсивностью и глубиной. Эмоции обладают модальностью и вектором направленности. Интенсивность указывает на степень нервного возбуждения. Глубина отражает личностную значимость переживаний. Роль модальности в протекании эмоций определяется её воздействием  на интенсивность и глубину. Векторная направленность определяется её воздействием на отрицательный и положительный характер. Правда, последнее положение весьма неоднозначно, несмотря на это такой классификации придерживается большинство учёных: З. Фрейд, Д. Юм, Б. Спиноза, Л. С. Выготский, П. К. Анохин, К. Изард и др.

В. Н. Мясищев в зависимости от длительности, интенсивности, предметности все эмоции делит на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения [14].

Эмоциональные реакции характеризуются высокой скоростью возникновения и быстротечностью. Они длятся минуты, отличаются интенсивностью и предметностью. Это может быть испуг, радость, гнев. В норме эмоциональная реакция кем-либо или чем-либо обусловлена.

Эмоциональным состояниям свойственна большая длительность. Состояние может измеряться часами, днями. Эмоциональные состояния менее интенсивны, чем реакции. Например, состояние раздражительности, эйфории, тревоги. Часто состояния носят смешанный характер и включают эмоциональные реакции.

Эмоциональные отношения характеризуются устойчивыми эмоциональными переживаниями, связанными с объектами или действиями. Эмоциональным отношениям свойственна мобильность, может наблюдаться интенсивность.

Разделение эмоций на основные и вторичные, производные, усложнённые, возникающие на базе первичных, встречается часто и представляется важным для проблемы эмоций как детерминантов.

Информация о работе Развитие эмоций у детей с нарушением слуха