Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 16:02, курсовая работа
Проблема развития эмоций является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторон, но и об особенностях становления личности ребёнка. Исследования доказали влияние эмоций на становление всех психических новообразований человека в онтогенезе, на психическую деятельность (содержание и динамику восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления), практическую коммуникативную деятельность, на становление личности и регуляцию поведения, в конце концов, на психическое и соматическое здоровье человека. Они остаются составляющей психики, т.к. с их исчезновением человеческая личность также исчезает.
Введение………………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы изучения развития эмоций………………………… 7
1.1. Определение эмоций ………………………………………………………. 7
1.2. Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе ……… 12
2. Вопросы эмоционального развития детей
в психолого-педагогических исследованиях ……………………………….... 15
2.1. Особенности развития эмоциональной сферы
нормально слышащих дошкольников………………………………………… 15
2.2. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников
с нарушением слуха …………………………………………………………… 20
3. Изучение развития эмоциональной сферы
дошкольников с нарушением слуха ………………………………………….. 28
3.1. Выявление первоначального уровня развития
эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха ………………... 28
3.2. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с нарушением
слуха путём проведения специальных игровых упражнений
и занятий ……………………………………………………………………….. 30
3.3. Изучение уровня развития эмоциональной сферы
дошкольников с нарушением слуха после проведения специальных
игровых упражнений и занятий ………………………………………………. 31
Заключение …………………………………………………………………...... 33
Список использованных источников ………………………………………. 34
Приложение 1. ……………………………………………………………….. 36
Приложение 2. ………………………………………
К. Изард считает, что существует 10 фундаментальных эмоций: интерес, удовольствие, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Психологический справочник учителя также предполагает 10 фундаментальных эмоций. Кроме этого в нём указываются и виды эмоций: альтруистические, возникающие на основе содействия, помощи; коммуникативные, возникающие на основе потребности в общении; глорические, связанные с потребностью в самоутверждении, славе; праксические, вызываемые деятельностью, её успешностью или неуспешностью; пугнические, происходящие от потребности в преодолении опасности; романтические, связанные со стремлением ко всему необыкновенному; гностические, обусловленные стремлением к познавательной деятельности; эстетические, связанные с лирическими переживаниями; гедонические, основанные на удовлетворении потребности в телесном и душевном комфорте; акизитивные, возникающие в связи с интересом к накоплению [20].
Феномен эмоций может быть представлен в двух формах. С одной стороны, эмоции можно описать как личностные черты конкретного индивида. К. Изард определяет термин «эмоциональная черта», как тенденцию индивида в своей повседневной жизни весьма часто испытывать определённую эмоцию [9]. С другой стороны, можно вполне конкретно рассматривать эмоции как состояние психики человека в определённый период времени. Это состояние является не последовательностью независимых эмоциональных реакций на разные раздражители, а отражением контекста целостной ситуации, в которой реакция на каждый раздражитель связана с рядом других реакций. Мир эмоций и чувств сложен и разнообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность.
Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом. Эмоции и чувства не могут существовать вне конкретной личности, они не имеют своей истории, а образуют совместно со всеми структурами личности сложную систему, психический облик человека.
1.2. Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе.
В процессе деятельности, познания окружающего мира и самого себя, в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок испытывает разнообразные эмоции и чувства. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определённым образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Эмоции и чувства рассматриваются как формы отражения действительности, проявляющиеся в отношении ребёнка к окружающему миру, в переживаниях по поводу появления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.
Развитие эмоций и чувств в онтогенезе имеет определённые закономерности.
I. В онтогенезе вначале появляются эмоции, отражающие простейшие переживания, связанные с удовлетворением естественных потребностей. Такие эмоции есть и у животных. Но простейшие эмоции ребёнка следует отличать от эмоций животных, поскольку форма их проявления имеет у человека социальный характер. Эмоции человека обусловлены социальной формой удовлетворения потребностей.
Результатом социальных воздействий является возникновение положительных эмоций. Положительные эмоции выполняют роль активизирующего механизма, с помощью которого осуществляется связь между различными анализаторами, что создаёт предпосылки к обучению.
II. Развитие эмоций происходит, как их дифференциация, как обогащение переживаний. Примером переживаний, имеющих положительный эмоциональный тон и отрицательный эмоциональный тон, могут быть переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребности младенца в пище. Переживание неудовольствия ребёнком может проявляться как переживание страха, гнева, отвращения, а переживание удовольствия – как переживание нежности, умиления, духовной близости с родителями.
Дифференциация эмоций и обогащение переживаний связаны с общим развитием личности ребёнка, расширением круга явлений, вызывающих эмоциональный отклик.
III. Развитие чувств у детей происходит как обобщение эмоций, направленных на определённый объект.
В сформировавшейся системе эмоций и чувств эмоции являются проявлением переживаемого чувства.
У дошкольников система эмоций и чувств ещё только формируется. Поэтому их эмоции – не столько проявление переживаемого чувства, сколько материал для обобщения и формирования на их основе высших чувств.
IV. Процесс развития эмоциональной сферы дошкольника характеризуется постепенным отделением субъективного отношения от объекта переживаний. Чем младше ребёнок, тем в большей степени слиты для него характеристики объекта и характеристики субъективного переживания.
Слитность объекта переживаний и отношений к нему проявляется в отождествлении объекта переживаний с самим собой. Дети отождествляют себя с персонажем сказки, особенно с благородным героем. При восприятии сказок дошкольники часто стремятся переделать сюжет, чтобы в конце была счастливая развязка.
V. В дошкольном детстве происходит развитие динамической и содержательной сторон эмоций и чувств. Развитие содержательной стороны обусловлено расширением и углублением знаний ребёнка об окружающем мире, увеличением круга предметов и явлений, к которым он испытывает устойчивое отношение. Развитие динамической стороны обусловлено формированием умения контролировать и регулировать свои эмоциональные проявления. Содержательный аспект эмоций и чувств связан с причинами, с объектами переживаний. Динамический аспект эмоций и чувств характеризуется глубиной, продолжительностью, частотой возникновения переживаний.
Глава 2. Вопросы эмоционального развития детей в психолого-педагогических исследованиях.
2.1. Особенности развития эмоциональной сферы нормально слышащих детей дошкольного возраста.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека
Эмоции сопровождают человека с первых месяцев жизни. Уже у 2–3-месячного младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или другому близкому человеку. Эта эмоция, являющаяся, по-видимому, зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств, названа в психологии «комплексом оживления».
Эмоции по типу «комплекса оживления» формируются в первые месяцы жизни младенца на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми, которые помогают ему удовлетворять все жизненные потребности. Если такой опыт у младенца отсутствует или он недостаточен, то появление «комплекса оживления» задерживается или он может даже вовсе не возникнуть, что оказывает негативное влияние на всё последующее развитие детской личности.
По мере развития у ребёнка формируются новые потребности и интересы. Он начинает интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органической потребности в пище, тепле, физическом уходе. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее.
Первые отчётливые признаки страха появляются в возрасте около 6-ти месяцев, когда дети испытывают настороженность в присутствии незнакомого взрослого и эта реакция известна, как настороженное отношение к незнакомцу. При приближении незнакомца шестимесячный младенец, как правило, отворачивается и начинает беспокоиться.
К 6-7-ми месяцам дети начинают различать выражения лица, связанные с различными эмоциями: шестимесячный младенец может, например, отличить радостное, улыбающееся лицо от печального и хмурого.
Также исследования показывают, что шестимесячные младенцы способны распознавать сами эмоции и подстраивать свои эмоции к эмоциям других людей. В младенчестве начинается и регуляция эмоций. В возрасте 4-6 месяцев дети используют простые стратегии для регулирования своих эмоций. Когда младенцев что-то пугает или смущает, ребёнок часто отворачивается. Кроме того, испуганные дети придвигаются поближе к родителям – это ещё один способ контролировать свой страх.
К году дети уже способны распознавать эмоции других и использовать получаемую информацию для управления собственным поведением.
К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные или печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях. Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен: бурное веселье, а через минуту – слёзы. Управлять своими переживаниями ребёнок не умеет, почти всегда он оказывается в плену у чувства, которое его охватило. У детей 2-3-летнего возраста при подчинении требованиям взрослых ещё не возникает чувства ответственности за порученное дело. Эмоциональные реакции у малышей вызываются в этом возрасте лишь отношением к ним близкого человека, его одобрением или порицанием выполненных действий.
На 4-5 году жизни у ребёнка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с формированием простейших нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных требований. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребёнка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей.
Зачатки чувства долга неотделимы от его действий и поступков, совершаемых при выполнении тех нравственных требований, которые предъявляются ребёнку в семье и детском саду. Причём, вначале они проявляются лишь в процессе действий и только позднее – до их совершения, как бы эмоционально предвосхищая последующее поведение.
Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти, испуга, удивления.
На протяжении детства особенности эмоций изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребёнка и её мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребёнка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия и неудовольствия, связанными с удовлетворением и неудовлетворением желаний, у ребёнка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определённые нормы и правила поведения. Довольно важный показатель эмоционального развития ребёнка – динамика его переживаний при переходах от неуспеха в деятельности к успеху и наоборот. Очень часто бывает так, что деятельность детей, особенно успешные действия, удачные результаты сопровождаются яркими, но не резкими переживаниями. Однако в случае неудачи у них возникают бурные отрицательные переживания, перекрывающие причину, «захлёстывающие» все проявления положительного поведения.
Многие дети с развитой способностью переживать собственное страдание, горе, неудачу обнаруживают столь же яркое чувство сопереживания и сочувствия другому.
Значительно меньше сходства между эмоциональными проявлениями по поводу собственного успеха и переживаниями радости за другого. Радоваться успехам, благополучию другого ребёнка труднее, чем сочувствовать его горю.
В эмоциональном развитии ребёнка возможны разрывы в том случае, когда дети с соответствующими переживаниями, вызываемыми воздействиями по отношению к ним самим, нечувствительны к состояниям, переживаниям других людей, т. е. при нормальной и соответствующей эмоциональной чувствительности дети могут обнаружить весьма невыраженную или даже очень низкую эмоциональную отзывчивость в отношении других.
На сопереживание и сочувствие ребёнка может настроить литературное произведение: ребёнок мысленно проходит с героем весь путь. Художественное произведение, в частности сказка, активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у него появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается. Параллельно углубляется усвоение содержания сказки, её причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки событий.
Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками, как бы выверяя их на своих сверстниках.
Особое сочувствие ребёнка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них любимого героя.
О появлении эмоциональной оценки, сочувствия персонажам можно судить по мимике дошкольников: на лицах уже не отражается, например, гримаса плачущего, когда плачет персонаж, которому сопереживают, а заметно выражение жалости, т. е. и слёзы, и тёплое отношение одновременно; появляются улыбки в ответ на удачное разрешение персонажами драматических ситуаций; облегчённые вздохи, когда они избегают опасности и т. д. Когда персонажу грозит опасность, имеет место эмоция испуга, страха: расширяются глаза, дети вскрикивают, вздрагивают. Важно только, чтобы ребёнок, плача и жалея, не стремился избегать таких тяжёлых для него ситуаций, а пытался по мере своих сил и возможностей выступать как защитник добра и справедливости [25, с. 101 - 102].
Информация о работе Развитие эмоций у детей с нарушением слуха