Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 16:02, курсовая работа
Проблема развития эмоций является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторон, но и об особенностях становления личности ребёнка. Исследования доказали влияние эмоций на становление всех психических новообразований человека в онтогенезе, на психическую деятельность (содержание и динамику восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления), практическую коммуникативную деятельность, на становление личности и регуляцию поведения, в конце концов, на психическое и соматическое здоровье человека. Они остаются составляющей психики, т.к. с их исчезновением человеческая личность также исчезает.
Введение………………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы изучения развития эмоций………………………… 7
1.1. Определение эмоций ………………………………………………………. 7
1.2. Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе ……… 12
2. Вопросы эмоционального развития детей
в психолого-педагогических исследованиях ……………………………….... 15
2.1. Особенности развития эмоциональной сферы
нормально слышащих дошкольников………………………………………… 15
2.2. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников
с нарушением слуха …………………………………………………………… 20
3. Изучение развития эмоциональной сферы
дошкольников с нарушением слуха ………………………………………….. 28
3.1. Выявление первоначального уровня развития
эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха ………………... 28
3.2. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с нарушением
слуха путём проведения специальных игровых упражнений
и занятий ……………………………………………………………………….. 30
3.3. Изучение уровня развития эмоциональной сферы
дошкольников с нарушением слуха после проведения специальных
игровых упражнений и занятий ………………………………………………. 31
Заключение …………………………………………………………………...... 33
Список использованных источников ………………………………………. 34
Приложение 1. ……………………………………………………………….. 36
Приложение 2. ………………………………………
П. М. Якобсон отмечал, что за годы дошкольного детства меняется роль чувства как мотива действия ребёнка. Ребёнок первых 3 лет жизни руководствуется в своих поступках сознанием того, что приятно и что неприятно. У ребёнка до 3-4 лет переживание раздражения, злости, жалости, сочувствия тут же становится побуждением к действию. Он вырывает игрушку, дерётся или жалеет другого ребёнка. Ребёнок 4-5 лет может воздержаться от непосредственного проявления чувств в своих действиях или руководствоваться высшими чувствами.
Эмоции и чувства, выполняя регулирующую функцию, способствуют перестройке поведения ребёнка. Переживания поддерживают, направляют или тормозят поступки. Воздействия и требования взрослых, направленные на изменение поведения дошкольника, станут побудителями его поступков, если будут им эмоционально приняты, вызовут положительный эмоциональный отклик.
На протяжении дошкольного детства происходит «воспитание чувств» - они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными, да и вовне изливаются не с такой лёгкостью. Но именно чувства придают поведению дошкольников особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность ребёнка – бесспорный психологический факт.
2.2. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Социальная ситуация, в которой оказывается ребёнок с нарушением слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоциональной сферы, становлении определённых черт личности.
Личность ребёнка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению. Ребёнок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребёнка и взрослого.
На развитие эмоций глухих детей влияют определённые неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создаёт трудности в усвоении социального опыта. Неслышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощённость межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребёнка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.
Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха подчиняется основным закономерностям развития эмоций и чувств слышащих детей, однако имеет и свою специфику. Недостаток звуковых раздражений ставит ребёнка в ситуацию «релятивной сенсорной изоляции», не только задерживая его психическое развитие, но обедняя его мир и эмоционально. Несмотря на то, что у глухих дошкольников наблюдаются те же эмоциональные проявления, что и у слышащих сверстников, по общему количеству выражаемых эмоциональных состояний глухие дети уступают слышащим.
Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребёнка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности – с эмоциональным тоном ощущений. Уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям – дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживания другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки. Например, симпатия по отношению к близкому человеку возникает на основе накопления удовлетворяющих ребёнка и приятных для него актов ситуативно-личностного общения. Такая эмоция может возникнуть по отношению к человеку, достаточно часто общающемуся с ребёнком. Об этом свидетельствует и факт повышенной чувствительности младенцев с сохранным слухом к словесным воздействиям в первом полугодии жизни. Но уже на первом году жизни ощущаются различия между слышащими детьми и детьми с нарушением слуха в развитии собственно эмоций, которые в дальнейшем часто увеличиваются.
В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия эмоционального развития глухих детей, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции.
В. Петшак провёл исследование эмоционального развития глухих детей, в котором решались следующие взаимосвязанные проблемы. Первая – определение особенностей эмоционального развития и эмоциональных отношений у глухих детей дошкольного возраста в зависимости от сохранности или нарушения слуха у родителей.
Вторая проблема – исследование возможностей понимания эмоциональных состояний другого человека глухими дошкольниками.
Способность понимать эмоции других людей отражает уровень эмоционального развития ребёнка и степень осознания им своих и чужих эмоций. Пониманию эмоциональных состояний другого человека способствует восприятие их внешних проявлений в мимике лица, жестах, пантомимике, голосовых реакциях и речевой интонации. В обычных условиях детям с нарушением слуха мало доступно восприятие речевой эмоционально изменённой интонации. Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния. Вместе с тем при благополучном социально-эмоциональном общении с ближайшими родственниками у глухих детей очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам, к пантомимике. Постепенно они овладевают естественными мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между глухими, поэтому недостаток в понимании речевой интонации и в развитии словесной речи восполняется повышенным вниманием к мимике и жестам окружающих, обозначением эмоциональных состояний средствами жестовой речи.
В. Петшак провёл исследование, задачей которого являлось выявление эмоций и чувств глухих и слышащих дошкольников в различных наиболее типичных для них условиях деятельности, а также квалификация этих эмоциональных проявлений и определение причин, вызывающих их. Кроме этого, выяснялось, какие возрастные изменения в эмоциональных проявлениях наблюдаются у дошкольников от 4-5 до 6-7 лет. У глухих детей особо прослеживалось влияние семьи (глухие или слышащие родители) и влияние общения в условиях детского сада на характер эмоциональных проявлений.
Были проведены три серии опытов. В первой серии организовывалась игра ребёнка с игрушками: кубиками, машинками, куклами. Во второй серии ребёнок последовательно выполнял 4 вида заданий в форме дидактической игры. В третьей серии взрослыми организовывались также 4 варианта игры на воздухе. Экспериментатор наблюдал за действиями ребёнка и взрослого в каждой серии опытов и регистрировал все реакции ребёнка во время занятий и игр, а также конкретные ситуации, вызывающие эти реакции. Особо регистрировались мимические реакции и жестовые, а также вокальные и вербальные. Отмечался также характер поведения взрослого при общении с ребёнком. Затем выделялись, квалифицировались и систематизировались те реакции, которые содержали в себе эмоциональные проявления. При общей оценке результатов обнаружилось, что глухие дошкольники в процессе игры и выполнения заданий проявляли различные эмоции позитивного и негативного характера. В ряде случаев дети отчётливо выражали своё положительное или отрицательное отношение к какому-либо предмету, явлению, поступку. Например, смеялись, радовались, испытывали удовольствие, иногда даже ликовали в игре при успехе в своей деятельности, при одобрении их взрослыми. Напротив, если дело не ладилось, они расстраивались, становились грустными, иногда даже плакали или сердились, делались агрессивными, разбрасывали предметы и т. п. Нередко у них наблюдался живой интерес к игрушкам, заинтересованность по отношению к действиям и поступкам взрослого. В отдельных случаях обнаруживались элементы нравственного поведения, сопровождающие соответствующими чувствами.
При сопоставлении данных детей среднего и старшего дошкольного возраста оказалось, что у них не выявилось возрастных различий по количеству эмоциональных проявлений. Оказались несущественными и различия между мальчиками и девочками.
В экспериментально-
Результаты исследования позволили сделать вывод, что обеднённость эмоциональных проявлений у глухих дошкольников в значительной мере обусловлена недостатками воспитания, неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение. В отличие от слышащих глухие матери, как правило, обеспечивают необходимое эмоциональное общение со своим ребёнком, поэтому глухие дети глухих родителей, воспитывающиеся дома, по количеству эмоциональных проявлений приближались к слышащим детям, хотя статистические различия всё же между ними сохранялись. Глухие дети глухих родителей, воспитывающиеся дома, обнаруживали существенно большее число положительных эмоциональных проявлений, чем глухие дети слышащих родителей, находящиеся дома или специальном саду интернатного типа. На эмоциональном развитии детей и их взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи также отрицательно сказывается оторванность от семьи. Эти особенности социальной ситуации развития детей с нарушением слуха обуславливают трудности в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.
В дошкольном возрасте начинает формироваться такой вид эмоциональных состояний, как чувства, с помощью которых выделяются явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Формирование чувств проходит длительный и сложный путь, его можно представить как своеобразную кристаллизацию сходных по своей окраске или направленности эмоциональных явлений.
Развитие чувств происходит в рамках ведущей деятельности дошкольного периода – сюжетно-ролевой игры. Д. Б. Эльконин отмечает большое значение ориентации на нормы отношений между людьми, формирующейся в сюжетно-ролевой игре. Нормы, лежащие в основе человеческих отношений, становятся источником развития морали, социальных и нравственных чувств ребёнка.
Важную роль в развитии эмоций и чувств, в формировании межличностных отношений имеет понимание внешних выражений эмоций у других людей. В. Петшак исследовал особенности понимания эмоций глухими дошкольниками. В ходе эксперимента дошкольникам показывали картинки с изображениями лиц человека, выражающих то или иное эмоциональное состояние. Для опознания были выбраны выражения наиболее типичных эмоций: радости, печали, страха, гнева, удивления, равнодушия. Использовались три варианта изображений: 1) реалистические, 2) в жизненной ситуации, 3) условно-схематические. Задача испытуемого состояла в опознании эмоционального состояния человека по выражению его лица и по целостной ситуации с определённой мимикой и пантомимикой персонажа. Надо было назвать эмоциональное состояние, изобразить его или обозначить с помощью жестовой речи. Опознание эмоциональных состояний по используемому набору изображений оказалось трудным как для слышащих, так и для глухих дошкольников. Среди глухих детей лишь немногие правильно опознали эмоции при схематических и реалистических вариантах изображений. Лучше понимались эмоциональные состояния персонажей картины: в одной трети случаев глухие дети давали изображённым эмоциональным состояниям мимическую, пантомимическую и жестовую характеристику, достаточно эмоционально насыщенную. Словесные обозначения эмоций встречались только в отдельных случаях.
По опознанию эмоций во всех вариантах изображений глухие дошкольники существенно уступали слышащим сверстникам, но с одним исключением: изображения гнева опознавались глухими детьми так же хорошо, как и слышащими.
Наиболее успешно опознавали эмоции по их внешнему выражению те дети, у которых родители также имели нарушение слуха, а менее успешно – дети слышащих родителей.
Таким образом, чёткие внешние проявления (мимика, жесты, пантомимика), понятность и однозначность ситуации имеют большое значение для адекватного опознания глухими детьми дошкольного возраста эмоционального состояния другого человека.
Глава 3. Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушением слуха.
З.1. Выявление первоначального уровня развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха.
Исследование проводилось в разновозрастной группе для детей с нарушением слуха в ГУО «Санаторные ясли-сад № 35 г. Борисова». В группе обучается 9 детей: 3 девочки и 6 мальчиков. Из них: 3 ребёнка – 3-4 лет, и 6 детей – 5-6 лет. У двух детей родители являются неслышащими, у остальных – слышащие родители.
Целью данного исследования было изучение первоначального уровня развития эмоций и чувств у дошкольников с нарушением слуха.
Информация о работе Развитие эмоций у детей с нарушением слуха