Развитие эмоций у детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития эмоций является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторон, но и об особенностях становления личности ребёнка. Исследования доказали влияние эмоций на становление всех психических новообразований человека в онтогенезе, на психическую деятельность (содержание и динамику восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления), практическую коммуникативную деятельность, на становление личности и регуляцию поведения, в конце концов, на психическое и соматическое здоровье человека. Они остаются составляющей психики, т.к. с их исчезновением человеческая личность также исчезает.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы изучения развития эмоций………………………… 7
1.1. Определение эмоций ………………………………………………………. 7
1.2. Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе ……… 12
2. Вопросы эмоционального развития детей
в психолого-педагогических исследованиях ……………………………….... 15
2.1. Особенности развития эмоциональной сферы
нормально слышащих дошкольников………………………………………… 15
2.2. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников
с нарушением слуха …………………………………………………………… 20
3. Изучение развития эмоциональной сферы
дошкольников с нарушением слуха ………………………………………….. 28
3.1. Выявление первоначального уровня развития
эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха ………………... 28
3.2. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с нарушением
слуха путём проведения специальных игровых упражнений
и занятий ……………………………………………………………………….. 30
3.3. Изучение уровня развития эмоциональной сферы
дошкольников с нарушением слуха после проведения специальных
игровых упражнений и занятий ………………………………………………. 31
Заключение …………………………………………………………………...... 33
Список использованных источников ………………………………………. 34
Приложение 1. ……………………………………………………………….. 36
Приложение 2. ………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

2.      Отбор из предъявленных иллюстраций с выраженной экспрессией радости либо ситуацией, вызывающей радостное настроение.

3.      Моделирование перед зеркалом экспрессии радость. Акцентирование мимических признаков: губы растянуты, глаза сощурены. Запись на доске: радость, радостный, радуются.

4.      Чтение подписей под медальонами. Обсуждение: как узнали, что человек весёлый, человеку весело.

5.      Рассматривание ситуаций с Мишей. Чтение подписей под каждой. «Оживление» картинок: поведение перед телевизором с заставкой «Ну погоди!», встреча друзей, в зоопарке перед бассейном с купающимися медвежатами.

6.      Рассматривание ситуаций с Машей. Чтение подписей.«Оживление» картинок: приуроченный сюрприз – подарок кому-нибудь (наблюдение за его лицом). Выполнение поручения и похвала.

7.      Обобщение причин радости Маши, Миши.

8.      Выявление радостных событий, случаев из жизни детей группы.

9.      Подведение итога:

- Как узнаем, что человек рад?

- Чему можно радоваться?

 

Занятие 2. Тема: Мне грустно.

Задачи:

- формировать представление об эмоции «грусть» (невесёлый, печальный);

- развивать наблюдательность при определении выражения лица;

- формировать умение определять причину грустного настроения;

- актуализировать ситуации с переживанием грусти;

- развивать прогностические способности;

- развивать умение моделировать перед зеркалом состояние грусти.

Оборудование:

Иллюстрации с эмоционально насыщенными ситуациями (радости, грусти), медальоны с подписями и соответствующими ситуациями.

Содержание:

1.      Определение эмоционального состояния персонажей на предъявляемых иллюстрациях типа: «Мальчик весёлый. У него новый велосипед»; «Девочка весёлая. Мама обнимает девочку». После нескольких радостных ситуаций предлагается сюжет: «Мальчик грустный с перевязанным пальцем». Коллективное определение его состояния. Запись определений на доске: грусть, грустный, печальный, грустит.

2.      Рассматривание медальонов. Чтение подписей.

3.      Индивидуальное моделирование перед зеркалом экспрессии грусть.

4.      Рассматривание ситуаций с Мишей. Чтение подписей под каждой. «Оживление» картинок: болезнь, ссора, расставание. Объяснение причин грусти в каждой ситуации.

5.      Рассматривание ситуаций с Машей. Чтение подписей.«Оживление» картинок: плохая погода, ссора, поломка. Объяснение причин грусти в каждой ситуации.

6.      Сравнение эмоциональных состояний в ситуации ссоры Маши и Миши.

7.      Обобщение причин, вызвавших грусть персонажей.

8.      Побуждение к воспоминаниям о грустном.

9.      Подведение итога:

- Как по лицу узнать о грустном настроении?

- Что может вызвать грусть?

 

Занятие 3. Тема: Я сержусь.

Задачи:

- формировать представление об эмоции «гнев» (сержусь, недоволен);

- развивать наблюдательность при определении выражения лица;

- формировать умение определять причину гнева;

- актуализировать ситуации с переживанием гнева;

- развивать прогностические способности;

- развивать умение моделировать перед экраном внешние проявления гнева по описанию медальонов.

Оборудование:

Набор иллюстраций эмоционально напряжённых ситуаций, медальоны с подписями и соответствующими ситуациями.

Содержание:

1.      Моделирование экспрессии в ситуациях, заданных педагогом, типа: «Ты потерял игрушку», «Тебе купили велосипед», «Ты сидишь в цирке».

2.      Наблюдение сценок типа: «Встреча друзей», «Потерял кошелёк», «Драка» с оценкой переживаемых ими состояний и выделением нового «сердятся». Запись на доске: сердитый, сердится, сержусь.

3.      Рассматривание медальонов и чтение описания гнева.

4.      Моделирование сердитого лица перед зеркалом с речевым сопровождением «я сержусь». Перевод мимики лица в другие известные состояния: «Мне весело», «Мне грустно».

5.      Рассматривание ситуаций с Мишей. Чтение описаний. Определение его состояния. Ответы на вопрос: Кто сердится? Почему сердится Миша?

6.      Рассматривание ситуаций с Машей. Чтение описаний. Определение переживаемой Машей эмоции. Ответы на вопрос: Кто сердится? (с показом иллюстрации), почему сердится Маша?

7.      Обобщение мимических и пантомимических проявлений гнева (лицо, руки, ноги).

8.      Сравнение ситуаций с Машей и Мишей (надо мной смеются, меня дразнят). Осуждение поведения дразнящих.

9.      Побуждение к воспоминаниям о причинах гнева.

10. Подведение итога:

- Как человек сердится?

- Почему дети сердятся?

 

Занятие 4. Тема: Мне обидно.

Задачи:

- формировать представление о модальности «обида» (на глазах слёзы);

- развивать наблюдательность при определении выражения лица;

- актуализировать ситуации с переживанием обиды;

- развивать прогностические способности;

- развивать умение моделировать перед зеркалом экспрессию обиды (поджать губы, сморщить лицо, как в плаче).

Оборудование:

Набор иллюстраций эмоционально напряжённых ситуаций, медальоны с подписями и соответствующими ситуациями.

Содержание:

1.      Воспроизведение закрытых подписей к иллюстрациям состояний радости, грусти, гнева (выборочное) с моделированием экспрессии переживаемой эмоции.

2.      Рассматривание ситуаций «Я сержусь» в новом ракурсе: Кто обижен? Кто обидел? Кому обидно? Формирование и понимание сложности переживания «обидно – сержусь». Запись на доске: обидно, обида, обидели.

3.      Рассматривание медальонов и чтение подписей. Моделирование обиженного выражения лица перед зеркалом.

4.      Рассматривание ситуаций с Мишей. Чтение подписей. «Ожившая» картинка.

5.      Рассматривание ситуаций с Машей. Чтение подписей. «Ожившая» картинка.

6.      Сравнение ситуаций «дразнят» и Машиной реакции. В первой – Маше обидно, она сердится. Во второй – обидно, хочется заплакать. Формирование понимания сложности переживания «обидно – плачу» (расстроен).

7.      Оценка обидчиков (осуждение) в ситуациях: «Не взяли». «Не пришла» (обманула). «Дразнят».

8.      Оценка ситуаций: «Опоздал», «Пропустил», вопросом: «Кто виноват?»

9.      Обобщение ситуаций, сопряжённых с «обидой – гневом» и «обидой – печалью».

10. Побуждение к воспоминаниям о собственных обидах.

11. Подведение итога:

- Как узнаем, что человек обижен?

- Что обижает человека?

 

Занятие 5. Тема: Мне страшно.

Задачи:

- формировать представление об эмоции «страх» (дрожу, боюсь);

- развивать наблюдательность при определении выражения лица;

- формировать умение определять причину страха;

- актуализировать ситуации с переживанием страха;

- развивать прогностические способности;

- развивать умение моделировать перед зеркалом экспрессию страха (сжимаюсь, глаза большие или зажмуренные).

Оборудование:

Набор иллюстраций эмоционально насыщенных ситуаций, медальоны с подписями и соответствующими ситуациями, карточки с предложениями.

Содержание:

1.      Моделирование экспрессии эмоций радость, печаль, гнев, обида по предложенной педагогом ситуации: «У тебя болит зуб», «У тебя украли кошелёк», «На тебя падает камень». Выделение последней ситуации как новой по эмоциональному содержанию. Называние эмоции и запись на доске: страх, страшно, испугался.

2.      Рассматривание медальонов и чтение подписей.

3.      Моделирование эмоции страх перед зеркалом ( глаза широко открытые или зажмуренные, присесть, голову в плечи, дрожит, руки трясутся). Речевое сопровождение: Мне страшно. Я боюсь. Запись на доске: страх, страшно, боюсь, испугался.

4.      Рассматривание ситуаций с Мишей. «Ожившие картинки». Объяснение причин страха. Оценка второй ситуации Миша виноват. Нельзя играть с мячом на улице.

5.      Рассматривание ситуаций с Машей. «Ожившие картинки». Определение причин страха.

6.      Обобщение ситуаций, провоцирующих страх.

7.      Побуждение к воспоминаниям о пережитом страхе в конкретных ситуациях.

8.      Подведение итога:

- Как узнаем о страхе человека?

- Что вызывает страх у детей?

 

Занятие 6. Тема: Мне стыдно.

Задачи:

- обогащать эмоциональный опыт ребёнка представлением о состоянии стыда;

- развивать умение моделировать изображённую ситуацию («оживлять» картинку);

- формировать представление о поведении, за которое самому бывает стыдно;

- формировать умение выражать осуждение поступка и переживания вины;

- развивать умение моделировать переживание стыда в соответствии с подписями под медальонами;

- формировать умение объяснять, почему стало стыдно (грубый ответ, проявленная жадность, лень, забывчивость, глупая ошибка, неподобающий внешний вид и т.п.)

Оборудование:

Набор иллюстраций эмоционально насыщенных ситуаций, медальоны с подписями и соответствующими ситуациями, карточки с предложениями.

Содержание:

1.      Рассматривание иллюстраций (ситуации «смеются», «отбирают», «ломают», «дразнят»). Миша сердится. Кто виноват? Кому надо стыдиться? Кому должно быть стыдно? (ответы показывают на иллюстрациях) Вывод – стыдно дразнить, ломать, отбирать. Это плохие поступки. На доске запись: стыд, стыдно, стыдиться.

2.      Рассматривание медальонов, оценка экспрессии. Чтение и моделирование состояния (опускаю глаза, голову).

3.      Сопоставление диалогов и иллюстраций (чтение диалога и показ иллюстрации). Воспроизведение диалогов и моделирование поведения Определение, в каком случае, за что стыдно Мише (за грубость, за жадность, за забывчивость), за что стыдно Маше (за грязные руки, за обман, за неряшливый вид, за забывчивость).

4.      Ответы на вопрос «Почему стыдно?» с опорой на картинку. Прогнозирование правильного поведения.

5.      Побуждение к воспоминаниям о ситуациях, в которых ученики испытывали стыд. Подведение к выводу, что в ситуациях, за которые стыдно, надо просить прощение, извиняться.

6.      Подведение итога:

- Как узнаем, что человеку стыдно?

- Какие поступки вызывают стыд у детей?


 

15

 



Информация о работе Развитие эмоций у детей с нарушением слуха