Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 16:02, курсовая работа
Проблема развития эмоций является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторон, но и об особенностях становления личности ребёнка. Исследования доказали влияние эмоций на становление всех психических новообразований человека в онтогенезе, на психическую деятельность (содержание и динамику восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления), практическую коммуникативную деятельность, на становление личности и регуляцию поведения, в конце концов, на психическое и соматическое здоровье человека. Они остаются составляющей психики, т.к. с их исчезновением человеческая личность также исчезает.
Введение………………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы изучения развития эмоций………………………… 7
1.1. Определение эмоций ………………………………………………………. 7
1.2. Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе ……… 12
2. Вопросы эмоционального развития детей
в психолого-педагогических исследованиях ……………………………….... 15
2.1. Особенности развития эмоциональной сферы
нормально слышащих дошкольников………………………………………… 15
2.2. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников
с нарушением слуха …………………………………………………………… 20
3. Изучение развития эмоциональной сферы
дошкольников с нарушением слуха ………………………………………….. 28
3.1. Выявление первоначального уровня развития
эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха ………………... 28
3.2. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с нарушением
слуха путём проведения специальных игровых упражнений
и занятий ……………………………………………………………………….. 30
3.3. Изучение уровня развития эмоциональной сферы
дошкольников с нарушением слуха после проведения специальных
игровых упражнений и занятий ………………………………………………. 31
Заключение …………………………………………………………………...... 33
Список использованных источников ………………………………………. 34
Приложение 1. ……………………………………………………………….. 36
Приложение 2. ………………………………………
Для решения этой цели с детьми был проведён ряд исследований (Приложение 1).
При оценке результатов обнаружилось, что дети всех возрастных групп испытывали определённые затруднения при опознавании эмоциональных состояний людей, изображённых на картинках. Лучше всего они опознали радость, грусть, гнев. Словесных обозначений эмоций у детей практически не было, они давали изображённым эмоциональным состояниям в основном мимическую и жестовую характеристику.
Уровень развития понимания эмоций, переживаемых другими людьми, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Возраст детей | Правильность понимания эмоциональных состояний | Всего | |||||||||
Картинка | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
3-4 года
5-6 лет
| 1
2 | 0
1 | 0
2 | 1
3 | 0
0 | 0
1 | 0
1 | 1
3 | 1
4 | 0
2 | 4
19 |
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что дети плохо понимают эмоции, переживаемые другими людьми, затрудняются в описании картин, даже с помощью наводящих вопросов, практически все дети не понимают эмоциональное содержание, переданное с помощью позы и жестов героев.
Также были изучены способы выражения эмоций детьми, для чего были подобраны ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, которые им нужно было проинсценировать. (Приложение 1. Задание 3). Результаты исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Возраст детей | Правильность передачи эмоций | Всего | ||||
Ситуация | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
3-4 года
5-6 лет | 0
2 | 0
2 | 0
0 | 0
3 | 0
1 | 0
8 |
По результатам исследования можно сделать вывод, что практически все дети неправильно понимают эмоциональные состояния героев в сценках, не могут их выразить с помощью экспрессивно-мимических средств. Что касается младших дошкольников, они вообще не смогли правильно изобразить чувства и эмоции персонажей даже при повторном объяснении педагога.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что у дошкольников данной группы низкий уровень развития эмоциональной сферы. И для того, чтобы повысить этот уровень, необходимо провести специальные игровые упражнения и занятия, которые будут способствовать лучшему пониманию дошкольниками с нарушением слуха своих эмоций и эмоциональных состояний других людей.
З.2. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха путём проведения специальных игровых упражнений и занятий.
После выявления уровня развития эмоциональной сферы выяснилось, что необходимо провести специальную работу. Цель данной работы состоит в следующем: повышать уровень развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха. Для реализации этой цели были проведены специальные игровые упражнения и занятия (Приложение 2).
Во время проведения эксперимента можно было заметить, что дети старались внимательно воспринимать предложенный материал, с интересом выполняли задания, пытались правильно понять и передать эмоциональные состояния героев.
В результате проведённой работы у детей повысился уровень развития эмоциональной сферы, они стали лучше понимать свои эмоции и чувства, а также эмоциональное состояние других людей, овладели словесными обозначениями некоторых эмоций.
3.3. Изучение уровня развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха после проведения специальных игровых упражнений и занятий.
После того, как с детьми были проведены специальные упражнения и занятия, мною было проведено исследование, целью которого являлось следующее: выявить, как изменился уровень развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушением слуха по сравнению с первоначальным.
Для выяснения этого с детьми были проведены специальные методики такие же, как и в первом исследовании (Приложение 1).
При анализе полученных результатов выяснилось, что у детей всех возрастных групп наметились определённые сдвиги в развитии эмоциональной сферы, а в частности, в понимании своих эмоций и эмоциональных состояний других людей, а также в вербальном обозначении эмоций.
Уровень развития понимания эмоций, переживаемых другими людьми, представлен в таблице 3.
Таблица 3
Возраст детей | Правильность понимания эмоциональных состояний | Всего | |||||||||
Картинка | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
3-4 года
4-5 лет | 2
4 | 1
4 | 2
5 | 3
6 | 1
3 | 1
4 | 2
5 | 3
6 | 2
4 | 2
4 | 19
45 |
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что дети в целом намного лучше стали понимать эмоциональные переживания других людей, могут словесно обозначить большинство эмоций, переданных героями, изображёнными на картинках.
Также были изучены способы выражения эмоций детьми. Результаты исследования представлены в таблице 4.
Таблица 4
Возраст детей | Правильность передачи эмоций | Всего | ||||
Ситуация | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
3-4 года
5-6 лет | 2
4 | 1
5 | 1
3 | 3
6 | 2
4 | 9
22 |
Информация о работе Развитие эмоций у детей с нарушением слуха