Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 16:02, курсовая работа
Проблема развития эмоций является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторон, но и об особенностях становления личности ребёнка. Исследования доказали влияние эмоций на становление всех психических новообразований человека в онтогенезе, на психическую деятельность (содержание и динамику восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления), практическую коммуникативную деятельность, на становление личности и регуляцию поведения, в конце концов, на психическое и соматическое здоровье человека. Они остаются составляющей психики, т.к. с их исчезновением человеческая личность также исчезает.
Введение………………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы изучения развития эмоций………………………… 7
1.1. Определение эмоций ………………………………………………………. 7
1.2. Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе ……… 12
2. Вопросы эмоционального развития детей
в психолого-педагогических исследованиях ……………………………….... 15
2.1. Особенности развития эмоциональной сферы
нормально слышащих дошкольников………………………………………… 15
2.2. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников
с нарушением слуха …………………………………………………………… 20
3. Изучение развития эмоциональной сферы
дошкольников с нарушением слуха ………………………………………….. 28
3.1. Выявление первоначального уровня развития
эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха ………………... 28
3.2. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с нарушением
слуха путём проведения специальных игровых упражнений
и занятий ……………………………………………………………………….. 30
3.3. Изучение уровня развития эмоциональной сферы
дошкольников с нарушением слуха после проведения специальных
игровых упражнений и занятий ………………………………………………. 31
Заключение …………………………………………………………………...... 33
Список использованных источников ………………………………………. 34
Приложение 1. ……………………………………………………………….. 36
Приложение 2. ………………………………………
По итогам исследования можно сделать вывод, что дети стали лучше понимать эмоциональные состояния героев в сценках, а также они уже способны выразить эти состояния при помощи экспрессивно-мимических средств.
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что проведение специальных игровых упражнений и занятий способствовало повышению уровня развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха. Дети всех возрастных групп стали намного лучше понимать свои и чужие эмоции, у них появились словесные обозначения многих эмоций, они способны выразить данные эмоции с помощью мимики, жестов и вербально.
Заключение
Проблема развития эмоций у дошкольников является одной из наиболее важных проблем психологии, т. к. эмоции являются главнейшей характеристикой человеческой личности. Эмоциональная жизнь ребёнка имеет особое значение, т. к. именно с помощью эмоций и чувств ребёнок входит в жизнь, именно они и определяют поведение ребёнка. Эмоции играют большую роль в формировании у него способов и приёмов овладения деятельностью, т. е., другими словами, они в значительной степени определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребёнка, в развитии его мышления и других психических процессов.
По причине того, что у глухих детей наблюдаются существенные особенности в развитии эмоций по сравнению со слышащими, важность проблемы ещё более возрастает. У таких детей возникают трудности в выражении своих чувств и желаний с помощью словесной речи при общении с окружающими. Это ведёт к замыканию детей в самих себе и к нарушению социальных контактов с окружающими. Такая позиция глухого становится причиной возникновения у него повышенной раздражительности, частой сменой настроений, проявления аффекта, негативизма, агрессивности, а иногда может породить неврозы и психозы. Поэтому для того, чтобы предотвратить такие последствия, необходимо проявить особое внимание к эмоциональному воспитанию, к исследованию, развитию и коррекции эмоциональной сферы данной категории детей.
Анализируя проведённое с детьми исследование, можно сделать вывод, что проведение специальных игровых упражнений и занятий способствует повышению уровня развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха, их лучшему пониманию своих эмоций и чувств, а также эмоциональных переживаний других людей.
Список использованных источников
1. Анохин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. 2-е изд. 1964, т. 35.
2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М.,2002.
3. Выготский Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собрание сочинений, т. 2. – М., 1982.
4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопсихология. – М.: «Владос», 2001.
5. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн., 1988.
6. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.,1999.
7. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1.
8. Запорожец А. В. Избранные психологические труды в 2 т., т. 1. М: Педагогика, 1986.
9. Изард К.Э. Психология эмоций. - Санкт - Петербург, 2002.
10. Исследование личности детей с нарушениями слуха / Под ред. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. – М., 1981.
11. Колесникова Н.В. Эмоциональный аспект развития личности. // Психология. – 1999. - №4.
12. Комкова Е.И., Хинова Ю.В. Эмоциональное восприятие детьми дошкольного возраста детско-родительских отношений. // Психология. – 2004. - № 3.
13. Мухина В.С. Детская психология. – М.: «Просвещение», 1985.
14. Мясищев В. Н. Психология отношений. Москва – Воронеж, 1995.
15. Общая психология / Ф. Р. Филатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
16. Петшак В. Исследование эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников. // Дефектология. – 1989. - №6.
17. Роберт Кайл. Детская психология. Тайны психики ребёнка. – М., 2002.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946.
19. Урунтаева Г. А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998.
20. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1998.
21. Хвойницкая В.Ч., Лещинская Т.Л. Некоторые аспекты социально-эмоционального воспитания детей. // Дефектология. – 2001. - № 1.
22. Хвойницкая В.Ч., Лещинская Т.Л. Развитие эмоциональной сферы у детей с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности. // Дефектология. – 2006. - № 3.
23. Хвойницкая В.Ч., Лещинская Т.Л. Эмоции и их воспитание. // Дефектология. – 2002. - № 2.
24. Хвойницкая В.Ч., Лещинская Т.Л. Эмоции и их воспитание. // Дефектология. – 2002. - № 3.
25. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. Кошелёвой А.Д. – М., 1985.
26. Юрчун В.В. Современный словарь по психологии. – Мн., 1998.
27. Якобсон П.М. Изучение чувств детей и подростков. – М., 1961.
Задание 1. Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке.
Подготовка исследования. Подобрать картинки (фотографии) с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражено их эмоциональное состояние. С их помощью нужно продемонстрировать основные эмоции (радость, страх, гнев, горе) и их оттенки (сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых).
Проведение исследования. Индивидуально с детьми 3-6 лет проводится 2 серии.
1. Ребёнку последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают: «Кто изображён на картинке? Что он делает? Как себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку.»
2. Ребёнку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают? ( дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т.д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?»
Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выясняют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.
Задание 2. Изучение понимания эмоций, переживаемых другими людьми.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 3-6 лет. Детям последовательно показываются картинки (10 картин), в которых эмоциональное содержание передаётся путём показа мимики и жестов, позы героев, взаимоотношений персонажей друг с другом или их отношения к окружающим предметам, и просят рассказать о них. Детям задаются вопросы, выявляющие, как ребёнок понимает сюжет изображения, эмоциональные состояния героев.
Обработка данных. Подсчитывают число правильных ответов. Подсчёт проводят по каждой картинке. Результаты оформляются в таблицу по возрастам. Выясняют, какие эмоциональные состояния дети (в каком возрасте) правильно воспринимают. Как они воспринимают мимику радости и гнева, выражение грусти и печали, с каким эмоциональным переживанием связывают яркие тона рисунка, как понимают эмоциональное содержание, переданное с помощью позы и жестов героя.
Задание 3. Изучение способов выражения эмоций.
Подготовка исследования. Подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:
1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка (старшая группа) приводит брата (ясельная группа).
2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.
3. Мальчик потерял варежки и на прогулке у него сильно замёрзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замёрз.
4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.
5. Мальчик радуется за своего друга, чей рисунок оказался лучшим в группе.
Подготовить 2-3 детей для инсценировки этих сюжетов.
Проведение исследования. Исследование проводится с детьми 3-6 лет.
Первая серия. Подготовленные заранее дети разыгрывают сценку перед группой, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки.
Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает её изобразить:
1 ситуация – показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки.
1 ситуация – показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.
2 ситуация - как мальчик не хочет показать, что он замёрз.
3 ситуация – показать обиду девочки.
4 ситуация - показать неподдельную радость за другого.
Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.
Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям. Данные оформляют в таблицу.
Приложение 2
Игровое упражнение «Сделай так»
Среди детей выбираются несколько желающих и каждому индивидуально даётся задание типа: ты – смеёшься (тебе весело), ты – плачешь (тебе грустно), ты – устал, ты – улыбаешься, ты – злой (ругаешься), ты – испугался (потерялся в лесу). Дошкольники изображают то или иное эмоциональное состояние, а другие дети стараются узнать и назвать переданные эмоциональные состояния.
Игровое упражнение «Медведь»
Детям предлагается подумать, как можно изобразить медведя в различных эмоциональных состояниях.
«Мишка жалеет зайку». Дети нежно поглаживают игрушку, приговаривая низким, густым голосом: «Не плач» и т.п. Движения выполняются по-медвежьи: не спеша, мягко округлёнными в локтях руками, амплитуда движений несколько увеличена. Позже ребёнок может попытаться выполнить эти движения бережно, с оттенком участия.
«Весёлый медведь». Медведь весело пляшет, тяжело подскакивая, кружится, вращает кистями рук, делает разнообразные наклоны и повороты. На лице довольная улыбка. Движения выполняются с широкой амплитудой, мягко переходя из одного в другое.
Чем старше дети, тем более сложные и разнообразные движения они могут выполнить, но сохраняется медвежья тяжеловесность.
«Медведь грустит» С детьми обсуждаются причины грусти медведя. Например, у медведя-папы заболел медвежонок-сын, и папа переживает. Или: медвежонок полез в улей за мёдом, и пчела укусила его в нос и т.п. Затем дети передают настроение медведя в разных игровых ситуациях
«Три медведя». Разыгрывается по ролям фрагмент сказки «Три медведя». Сначала выбирается одна фраза, например: «Кто сидел на моём стуле?» и ребёнку предлагают произнести её от лица каждого из медведей. Внимание обращается на различие голосовых интонаций и пластики этих персонажей (движения выполняются с разной амплитудой: у мишутки – меньше, у медведицы – больше, у медведя – ещё больше).
«Медведь сердится». С детьми обсуждается, почему у медведя может быть плохое настроение. Дети пытаются выразить это настроение в движении.
Если гнев невелик, то «медведь» может нахмуриться, негромко зарычать, обиженно отворачиваться в «закрытой» позе. Если же гнев сильный, то усиливается агрессивность. Рычание становится громче, увеличивается амплитуда и динамика движений, пальцы рук изображают выпущенные когти медведя.
Игровое упражнение «Волк»
Педагог предлагает детям изобразить волка.
«Злой волк». Волк ступает мягко, пружиня на коленях, движения размашистые, руки присогнуты в локтях, пальцы изображают выпущенные когти, голова выдвинута вперёд, мрачное выражение лица, низкий голос.
«Грустный волк». Волк печально вздыхает и плачет (голос низкий), утирает слёзы. Детям предлагается придумать причину печали, а затем выполнить упражнение и попытаться передать в движениях образ грустного волка.
Занятие 1. Тема: Мне весело.
Задачи:
- формировать представление об эмоции «радость» (улыбаюсь, смеюсь);
- развивать наблюдательность при определении выражения лица;
- формировать умение определять причину радостного настроения;
- актуализировать ситуации с переживанием радости;
- развивать прогностические способности;
- развивать умение моделировать перед зеркалом состояние радости.
Оборудование:
Зеркальца, набор иллюстраций к состоянию радости и другим состояниям, а также эмоционально нейтральных, изображение телевизора, модель подарка, медальоны с подписями и соответствующими ситуациями.
Содержание:
1. Беседа о пережитой кем-то вчера или сегодня радости, что её вызвало.
Информация о работе Развитие эмоций у детей с нарушением слуха