Развитие эмоций у детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития эмоций является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторон, но и об особенностях становления личности ребёнка. Исследования доказали влияние эмоций на становление всех психических новообразований человека в онтогенезе, на психическую деятельность (содержание и динамику восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления), практическую коммуникативную деятельность, на становление личности и регуляцию поведения, в конце концов, на психическое и соматическое здоровье человека. Они остаются составляющей психики, т.к. с их исчезновением человеческая личность также исчезает.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы изучения развития эмоций………………………… 7
1.1. Определение эмоций ………………………………………………………. 7
1.2. Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе ……… 12
2. Вопросы эмоционального развития детей
в психолого-педагогических исследованиях ……………………………….... 15
2.1. Особенности развития эмоциональной сферы
нормально слышащих дошкольников………………………………………… 15
2.2. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников
с нарушением слуха …………………………………………………………… 20
3. Изучение развития эмоциональной сферы
дошкольников с нарушением слуха ………………………………………….. 28
3.1. Выявление первоначального уровня развития
эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха ………………... 28
3.2. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с нарушением
слуха путём проведения специальных игровых упражнений
и занятий ……………………………………………………………………….. 30
3.3. Изучение уровня развития эмоциональной сферы
дошкольников с нарушением слуха после проведения специальных
игровых упражнений и занятий ………………………………………………. 31
Заключение …………………………………………………………………...... 33
Список использованных источников ………………………………………. 34
Приложение 1. ……………………………………………………………….. 36
Приложение 2. ………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

 

По итогам исследования можно сделать вывод, что дети стали лучше понимать эмоциональные состояния героев в сценках, а также они уже способны выразить эти состояния при помощи экспрессивно-мимических средств.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что проведение специальных игровых упражнений и занятий способствовало повышению уровня развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха. Дети всех возрастных групп стали намного лучше понимать свои и чужие эмоции, у них появились словесные обозначения многих эмоций, они способны выразить данные эмоции с помощью мимики, жестов и вербально.


Заключение

Проблема развития эмоций у дошкольников является одной из наиболее важных проблем психологии, т. к. эмоции являются главнейшей характеристикой человеческой личности. Эмоциональная жизнь ребёнка имеет особое значение, т. к. именно с помощью эмоций и чувств ребёнок входит в жизнь, именно они и определяют поведение ребёнка. Эмоции играют большую роль в формировании у него способов и приёмов овладения деятельностью, т. е., другими словами, они в значительной степени определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребёнка, в развитии его мышления и других психических процессов.

По причине того, что у глухих детей наблюдаются существенные особенности в развитии эмоций по сравнению со слышащими, важность проблемы ещё более возрастает. У таких детей возникают трудности в выражении своих чувств и желаний с помощью словесной речи при общении с окружающими. Это ведёт к замыканию детей в самих себе и к нарушению социальных контактов с окружающими. Такая позиция глухого становится причиной возникновения у него повышенной раздражительности, частой сменой настроений, проявления аффекта, негативизма, агрессивности, а иногда может породить неврозы и психозы. Поэтому для того, чтобы предотвратить такие последствия, необходимо проявить особое внимание к эмоциональному воспитанию, к исследованию, развитию и коррекции эмоциональной сферы данной категории детей.

Анализируя проведённое с детьми исследование, можно сделать вывод, что проведение специальных игровых упражнений и занятий способствует повышению уровня развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха, их лучшему пониманию своих эмоций и чувств, а также эмоциональных переживаний других людей.


Список использованных источников

1.      Анохин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. 2-е изд. 1964, т. 35.

2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М.,2002.

3. Выготский Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собрание сочинений, т. 2. – М., 1982.

4.      Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопсихология. – М.: «Владос», 2001.

5.      Детская психология  /  Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн., 1988.

6.      Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.,1999.

7.      Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1.

8.      Запорожец А. В. Избранные психологические труды в 2 т., т. 1. М: Педагогика, 1986.

9.      Изард К.Э. Психология эмоций. -  Санкт - Петербург, 2002.

10. Исследование личности детей с нарушениями слуха / Под ред. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. – М., 1981.

11. Колесникова Н.В. Эмоциональный аспект развития личности. // Психология. – 1999. - №4.

12. Комкова Е.И., Хинова Ю.В. Эмоциональное восприятие детьми дошкольного возраста детско-родительских отношений. // Психология. – 2004. - № 3.

13. Мухина В.С. Детская психология. – М.: «Просвещение», 1985.

14. Мясищев В. Н. Психология отношений. Москва – Воронеж, 1995.

15. Общая психология / Ф. Р. Филатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

16. Петшак В. Исследование эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников. // Дефектология. – 1989. - №6.

17. Роберт Кайл. Детская психология. Тайны психики ребёнка. – М., 2002.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946.

19. Урунтаева Г. А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998.

20. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1998.

21. Хвойницкая В.Ч., Лещинская Т.Л. Некоторые аспекты социально-эмоционального воспитания детей. // Дефектология. – 2001. - № 1.

22. Хвойницкая В.Ч., Лещинская Т.Л. Развитие эмоциональной сферы у детей с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности. // Дефектология. – 2006. - № 3.

23. Хвойницкая В.Ч., Лещинская Т.Л. Эмоции и их воспитание. // Дефектология. – 2002. - № 2.

24. Хвойницкая В.Ч., Лещинская Т.Л. Эмоции и их воспитание. // Дефектология. – 2002. - № 3.

25. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. Кошелёвой А.Д. – М., 1985.

26. Юрчун В.В. Современный словарь по психологии. – Мн., 1998.

27. Якобсон П.М. Изучение чувств детей и подростков. – М., 1961.

 

 


                                       Приложение 1

Задание 1. Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке.

Подготовка исследования. Подобрать картинки (фотографии) с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражено их эмоциональное состояние. С их помощью нужно продемонстрировать основные эмоции (радость, страх, гнев, горе) и их оттенки (сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых).

Проведение исследования. Индивидуально с детьми 3-6 лет проводится 2 серии.

1.      Ребёнку последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают: «Кто изображён на картинке? Что он делает? Как себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку.»

2.      Ребёнку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают? ( дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т.д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?»

Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выясняют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.

 

Задание 2. Изучение понимания эмоций, переживаемых другими людьми.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 3-6 лет. Детям последовательно показываются картинки (10 картин), в которых эмоциональное содержание передаётся путём показа мимики и жестов, позы героев, взаимоотношений персонажей друг с другом или их отношения к окружающим предметам, и просят рассказать о них. Детям задаются вопросы, выявляющие, как ребёнок понимает сюжет изображения, эмоциональные состояния героев.

Обработка данных. Подсчитывают число правильных ответов. Подсчёт проводят по каждой картинке. Результаты оформляются в таблицу по возрастам. Выясняют, какие эмоциональные состояния дети (в каком возрасте) правильно воспринимают. Как они воспринимают мимику радости и гнева, выражение грусти и печали, с каким эмоциональным переживанием связывают яркие тона рисунка, как понимают эмоциональное содержание, переданное с помощью позы и жестов героя.

Задание 3. Изучение способов выражения эмоций.

Подготовка исследования. Подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:

1.      Больная мама лежит в постели, старшая дочка (старшая группа) приводит брата (ясельная группа).

2.      Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.

3.      Мальчик потерял варежки и на прогулке у него сильно замёрзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замёрз.

4.      Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

5.      Мальчик радуется за своего друга, чей рисунок оказался лучшим в группе.

Подготовить 2-3 детей для инсценировки этих сюжетов.

Проведение исследования. Исследование проводится с детьми 3-6 лет.

Первая серия. Подготовленные заранее дети разыгрывают сценку перед группой, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки.

Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает её изобразить:

1 ситуация – показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки.

1          ситуация – показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.

2          ситуация -  как мальчик не хочет показать, что он замёрз.

3          ситуация – показать обиду девочки.

4          ситуация  - показать неподдельную радость за другого.

Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.

Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям. Данные оформляют в таблицу.


Приложение 2

 

Игровое упражнение «Сделай так»

Среди детей выбираются несколько желающих и каждому индивидуально даётся задание типа: ты – смеёшься (тебе весело), ты – плачешь (тебе грустно), ты – устал, ты – улыбаешься, ты – злой (ругаешься), ты – испугался (потерялся в лесу). Дошкольники изображают то или иное эмоциональное состояние, а другие дети стараются узнать и назвать переданные эмоциональные состояния.

 

Игровое упражнение «Медведь»

Детям предлагается подумать, как можно изобразить медведя в различных эмоциональных состояниях.

«Мишка жалеет зайку». Дети нежно поглаживают игрушку, приговаривая низким, густым голосом: «Не плач» и т.п. Движения выполняются по-медвежьи: не спеша, мягко округлёнными в локтях руками, амплитуда движений несколько увеличена. Позже ребёнок может попытаться выполнить эти движения бережно, с оттенком участия.

«Весёлый медведь». Медведь весело пляшет, тяжело подскакивая, кружится, вращает кистями рук, делает разнообразные наклоны и повороты. На лице довольная улыбка. Движения выполняются с широкой амплитудой, мягко переходя из одного в другое.

Чем старше дети, тем более сложные и разнообразные движения они могут выполнить, но сохраняется медвежья тяжеловесность.

«Медведь грустит» С детьми обсуждаются причины грусти медведя. Например, у медведя-папы заболел медвежонок-сын, и папа переживает. Или: медвежонок полез в улей за мёдом, и пчела укусила его в нос и т.п. Затем дети передают настроение медведя в разных игровых ситуациях

«Три медведя». Разыгрывается по ролям фрагмент сказки «Три медведя». Сначала выбирается одна фраза, например: «Кто сидел на моём стуле?» и ребёнку предлагают произнести её от лица каждого из медведей. Внимание обращается на различие голосовых интонаций и пластики этих персонажей (движения выполняются с разной амплитудой: у мишутки – меньше, у медведицы – больше, у медведя – ещё больше).

«Медведь сердится». С детьми обсуждается, почему у медведя может быть плохое настроение. Дети пытаются выразить это настроение в движении.

Если гнев невелик, то «медведь» может нахмуриться, негромко зарычать, обиженно отворачиваться в «закрытой» позе. Если же гнев сильный, то усиливается агрессивность. Рычание становится громче, увеличивается амплитуда и динамика движений, пальцы рук изображают выпущенные когти медведя.

 

Игровое упражнение «Волк»

Педагог предлагает детям изобразить волка.

«Злой волк». Волк ступает мягко, пружиня на коленях, движения размашистые, руки присогнуты в локтях, пальцы изображают выпущенные когти, голова выдвинута вперёд, мрачное выражение лица, низкий голос.

«Грустный волк». Волк печально вздыхает и плачет (голос низкий), утирает слёзы. Детям предлагается придумать причину печали, а затем выполнить упражнение и попытаться передать в движениях образ грустного волка.

 

 

Занятие 1. Тема: Мне весело.

Задачи:

- формировать представление об эмоции «радость» (улыбаюсь, смеюсь);

- развивать наблюдательность при определении выражения лица;

- формировать умение определять причину радостного настроения;

- актуализировать ситуации с переживанием радости;

- развивать прогностические способности;

- развивать умение моделировать перед зеркалом состояние радости.

Оборудование:

Зеркальца, набор иллюстраций к состоянию радости и другим состояниям, а также эмоционально нейтральных, изображение телевизора, модель подарка, медальоны с подписями и соответствующими ситуациями.

Содержание:

1.      Беседа о пережитой кем-то вчера или сегодня радости, что её вызвало.

Информация о работе Развитие эмоций у детей с нарушением слуха