Развитие коммуникативных способностей дошкольников в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Игра – как сложный социально-психологический феномен имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека. Обращение к историческому опыту в воспитании детей позволяет выделять игру как важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим (универсальным) и индивидуальным ценностям развития, которые определяют особый статус ее в системе психологических, педагогических, культурологических, лингвистических, этнографических и многих других направлений научных исследований.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика общения и коммуникативных способностей в психолого - педагогическом исследовании……………………………………..7
1.1. Сущность общения и коммуникативных способностей………………...7
1.2. Особенности развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста……………………………………………………13
Глава 2. Влияние игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников……………………………………………………………………19
2.1.Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста……….19
2.2.Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных
способностей дошкольника………………………………………………….29
Глава 3. Экспериментальная работа по исследованию уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста…41
3.1. Изучение уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..41
3.2 Комплекс игр для повышению уровня развития коммуникативных способностей…………………………………………………………………….
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

готовый вариант.docx

— 94.16 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Игра и ее влияние на развитие коммуникативных способностей дошкольников.

2.1.Роль игрового  общения в жизни детей дошкольного  возраста

Игровое общение очень  важно для ребенка, посредством  игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность.

Очень важно использовать в игровых учреждениях именно игровые методики для более интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие  методы.

Дошкольное детство - большой  отрезок жизни ребенка, на протяжении которого ребенок открывает для  себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное  желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что пока ему еще недоступно, кроме  того, он стремится к самостоятельности. «Из этого противоречия рождается  ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых»[7, c.4]. Д.Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые Л.С. Выготским, представил в своей книге «Психология игры» проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте.

В исследованиях Хейзинги и Берна можно увидеть, что игра – это явление общечеловеческое, понятие «игра» и в русском языке многозначно, и особенно это касается современной психологии. В качестве главных предметов исследования выступают природа и сущность ролевой игры, психологическая структура развернутой формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее значение в жизни ребенка.

На границе раннего  и дошкольного детства возникают  первые виды детских игр. Один из видов  игры этого периода - образно-ролевая  игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и  действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить  картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им» [8, c.28].

Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая  ярко проявляется с середины дошкольного  периода. Игровое действие имеет  символический характер. Играя, ребенок  под одним действием подразумевает  другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности обращаться с  реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители предметов  могут иметь очень небольшое  сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку  в качестве подзорной трубы, а  затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги. Мы видим, как в ролевой игре знак входит в жизнь ребенка и становится средством организации его деятельности, так же, как и в жизни взрослого  человека.

Ребенок обычно получает много  игрушек, которые являются заместителями  реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (мебель, посуда, одежда), машин и так далее. Через  подобные игрушки ребенок усваивает  функциональные назначения предметов  и овладевает навыками их использования.

Чтобы проследить развитие игры, рассмотрим становление ее отдельных  компонентов. В каждой игре имеются  свои игровые средства: участвующие  в ней дети, куклы, игрушки и  предметы. Их подбор и сочетание  различны для младших и старших  дошкольников. В младшем дошкольном возрасте игра может состоять из однообразных повторяющихся действий, иногда напоминающих манипуляции с предметами, а состав участников игры может быть ограничен  одним - двумя детьми. Например, трехлетний ребенок может «готовить обед»  и пригласить на обед «гостью» или  «готовить обед» для своей  дочки-куклы. Игровые условия детей  старшего дошкольного возраста могут включать большое количество участников игры. Каждый участник может иметь несколько дополнительных предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры иногда складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного участника к другому, в зависимости от развития игрового сюжета.

Сюжетно-ролевая игра —  ведущая деятельность дошкольного  возраста. По уровню развития игровых  действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки  для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой  игры. Игра не кончается в дошкольном возрасте, и ростки так называемой игры с правилами появляются впоследствии в сюжетно-ролевой игре.

Д.Б. Эльконин в работе «Психология игры» проводит мысль о внутреннем родстве всех видов игр, обращает на себя внимание четкая научная позиция автора о социальном происхождении и содержании сюжетно-ролевой игры ребенка. К числу важных научных достижений Эльконина можно отнести выявление условий возникновения сюжетно-ролевой игры в онтогенезе, выделение основной единицы игры, раскрытие внутренней психологической структуры игры, определение ее роли в психическом развитии ребенка и др.[17]

Что касается взаимосвязи  игры и общения в периоде дошкольного  развития ребенка, то именно дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок  жизни ребенка, когда прежние  рамки жизни ребенка – рамки  семьи, раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые  условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется  круг его интересов. Преодолев кризис 3-х лет ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Ролевая игра, или как  ее еще называют творческая игра, проявляющаяся  в дошкольном возрасте - это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий  этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может  существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства  и эмоции. В их играх мама может  быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ  проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень  небольшим исключением) наполнены  социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту  человеческих отношений.

Исследователи Карпова С.Н., Лысюк Л.Г в книге «Игра и нравственное развитие ребенка» говорят что «игра берет свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребенка в период раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для подражания.

Игра у детей начинается с договора. Дети договариваются о  начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой  роли и выстраивают свои действия и поведение в соответствии с  выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и  понимать ролевые права и обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент  выполнял его указания.

В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены  из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр.

Игровой сюжет, так же как  и игровая роль, чаще всего не планируются ребенком младшего дошкольного  возраста, а возникают в зависимости  от ситуации, от того, какой предмет  или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда, - значит будет играть в дом). Ссоры у детей этого возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть.

Ролевая игра у старших  дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая  образ выбранной ими роли. Ссоры  детей старшего дошкольного возраста, как правило, возникают из-за неправильного  ролевого поведения в игровой  ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного»  игрока из игровой ситуации.

В игре осуществляются два  вида взаимоотношений - игровые и  реальные. Игровые отношения - это  отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения  детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку  общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает  значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл  человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в  причинах тех или иных поступков  людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует  развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые  грани окружающей его действительности.

Именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять  свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Экспериментальные ситуации, описанные  Д.Б. Элькониным:

«Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом  жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с  которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть “в зоопарк”. Но дети ни в тот, ни в последующие дни “в зоопарк” не играли. Тогда она повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру “в зоопарк”, в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, “звериная кухня” с поваром, “звериная больница” с врачом и т.п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время обогащаясь и усложняясь.

А вот еще одно наблюдение: во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о  железной дороге: они первый раз  видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении  поезда и т.п. Впечатление от поездки  было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникала. Тогда с детьми была проведена еще одна, дополнительная экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время этой экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка поезда от багажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров и т.д. После этой экскурсии у детей сразу же возникла игра “в железную дорогу”, в которой участвовали знакомые им персонажи»[17, c.31].

Этот опыт работы воспитателей натолкнул Д. Б. Эльконина на мысль о неодинаковом значении разных сфер жизни для возникновения ролевой игры. Действительность, в которой живет ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы. Первая — это сфера предметов (вещей), как природных, так и созданных руками человека; вторая—сфера деятельности людей и их отношений. Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними и что ее содержанием является именно эта реальность. Таким образом, содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предметы, не машины, не сам по себе производственный процесс, а отношения между людьми, которые осуществляются через определенные действия. Так как деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр очень многообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи в зависимости от социальных, бытовых и семейных условий дети играют в разные по своим сюжетам игры. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомые с окружающим миром людей, играют мало, их игры однообразны и ограниченны. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников, Дети играют меньше, чем 20— 30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует содержание для игры. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т.д.), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения обнаруживают, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых. Однако это не меняет сути игры: при всем многообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения.

Информация о работе Развитие коммуникативных способностей дошкольников в игре