Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 13:23, курсовая работа
Игра – как сложный социально-психологический феномен имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека. Обращение к историческому опыту в воспитании детей позволяет выделять игру как важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим (универсальным) и индивидуальным ценностям развития, которые определяют особый статус ее в системе психологических, педагогических, культурологических, лингвистических, этнографических и многих других направлений научных исследований.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика общения и коммуникативных способностей в психолого - педагогическом исследовании……………………………………..7
1.1. Сущность общения и коммуникативных способностей………………...7
1.2. Особенности развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста……………………………………………………13
Глава 2. Влияние игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников……………………………………………………………………19
2.1.Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста……….19
2.2.Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных
способностей дошкольника………………………………………………….29
Глава 3. Экспериментальная работа по исследованию уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста…41
3.1. Изучение уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..41
3.2 Комплекс игр для повышению уровня развития коммуникативных способностей…………………………………………………………………….
Заключение
Список литературы
Введение
Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками и взрослыми. Общение с взрослыми и сверстниками имеет большое значение для психического развития ребенка. Через общение он приобретает все свои человеческие, психические и поведенческие качества. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Общение имеет огромное значение для формирования человеческой психики, её развития и становления разумного, культурного поведения.
Ведь именно в дошкольный период мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это и другие дети, сверстники. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. И по мере взросления контакты и конфликты со сверстниками становятся для дошкольника все важнее, отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Поэтому так важно, чтобы общение дошкольников строилось на позитивных эмоциях, а для этого необходимо должное развитие коммуникативных способностей детей.
Проблемой общения и развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста занимались М.И.Лисина, Я.Л.Коломинский, Е.О.Смирнова, Ю. Гиппенрейтер и другие.
Огромный вклад в изучение
общения детей дошкольного
В целом, можно сказать, что проблемы общения дошкольников изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.
Взаимодействие и общение дошкольников осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и игровой. В период дошкольного возраста игра становится главным видом деятельности детей. В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому только в игре можно помочь ребенку развить навыки общения. Навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются в игре. Изучению взаимоотношений в игре уделяется большое внимание.
Ведущие педагоги и психологи
подчеркивают: там, где сама деятельность
создает условия для
Исследования, проведенные Смирновой Е., свидетельствуют, что отношение дошкольников к сверстникам зависит от содержания их общения между собой. Таким образом, можно целенаправленно формировать добрые отношения детей на основе удовлетворения их потребности в общении. Потребность в общении со сверстниками развивается, прежде всего, на основе совместной деятельности детей в игре, а также по поводу игры. Становление общения со сверстниками предполагает у ребенка специфического варианта общей коммуникативной потребности, выражающейся в стремлении ребенка к самопознанию и самооценке посредством окружающих людей.
Данная тема актуальна, так как в последнее время очень многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о преимуществе игрового общения перед обучающим. И это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно.
Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.
Если вмешиваться в игру ребенка ненавязчиво, побуждать его действовать по определенному сюжету, поиграть на глазах у ребенка с его игрушками, воспроизводя ряд действий.
Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
Целью работы является исследование развития коммуникативных способностей дошкольников в игре.
Объект исследования: развитие коммуникативных способностей дошкольников.
Предмет исследования: игра как средство развития коммуникативных способностей дошкольника.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
1) изучить научную психолого-
2) выявить особенности
развития коммуникативных
3) проанализировать влияние игры на коммуникативные способности дошкольников;
Гипотеза: игра влияет на развитие общения и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста при условии ее регулярного включения в жизнедеятельность детей.
В качестве методов исследования мы использовали:
1) теоретические методы
исследования: анализ психолого-
2)эмпирические методы
исследования: экспериментальные методы,
направленные на изучение
3)интерпретационные методы:
количественный и качественный
анализ эмпирических данных с
использованием методов
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Характеристика общения и коммуникативных способностей в психолого-педагогическом исследовании
Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Проблемой общения занимаются социологи, философы, педагогические деятели.
А.В.Петровский и авторский коллектив дает следующее определение общения: «Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности»[13].
А.А.Леонтьев понимает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека»[10].
Позицию А.А.Леонтьева поддерживают и другие авторы. Так, В.Н.Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Далее он поддерживает точку зрения на общение как процесс взаимодействия, но подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности».
Следуя высказываниям психологов можно выделить главное:
В специальной социально-
Опираясь на концепцию А.Н.Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим её основные структурные компоненты. Итак,
Говоря о функциях общения на индивидуальном уровне жизни человека следует отметить, что они многообразны, но обычно, выделяют три класса этих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффектно-коммуникативную. Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека.
В структуре общения выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Особенность коммуникативной стороны общения заключается в том, что во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл[9]. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.
Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.
Среди невербальных средств общения выделяют четыре группы:
1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)
2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)
3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)
4) Визуальный контакт (контакт глаз). Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд [9].
Интерактивная сторона общения
является характеристикой тех
Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.
Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. По содержанию оно может быть:
По целям общение делиться на:
Информация о работе Развитие коммуникативных способностей дошкольников в игре