Развитие коммуникативных способностей дошкольников в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Игра – как сложный социально-психологический феномен имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека. Обращение к историческому опыту в воспитании детей позволяет выделять игру как важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим (универсальным) и индивидуальным ценностям развития, которые определяют особый статус ее в системе психологических, педагогических, культурологических, лингвистических, этнографических и многих других направлений научных исследований.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика общения и коммуникативных способностей в психолого - педагогическом исследовании……………………………………..7
1.1. Сущность общения и коммуникативных способностей………………...7
1.2. Особенности развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста……………………………………………………13
Глава 2. Влияние игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников……………………………………………………………………19
2.1.Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста……….19
2.2.Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных
способностей дошкольника………………………………………………….29
Глава 3. Экспериментальная работа по исследованию уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста…41
3.1. Изучение уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..41
3.2 Комплекс игр для повышению уровня развития коммуникативных способностей…………………………………………………………………….
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

готовый вариант.docx

— 94.16 Кб (Скачать файл)

Глава 3. Экспериментальная  работа по исследованию уровня развития коммуникативных способностей у  детей старшего дошкольного возраста

3.1.  Изучение уровня развития коммуникативных способностей  у детей старшего дошкольного возраста.

Цель констатирующего  эксперимента: изучить уровень развития коммуникативных способностей  у  детей старшего дошкольного возраста.

Наше исследование проходило  в г. Сургуте, в МДОУ «Огонек», с сентября 2010 года по ноябрь 2010 года.

В экспериментальном исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

Для изучения предмета исследования были выбраны следующие методики:

1. Методика определения  формы общения ребенка со взрослым М.И.Лисиной.

2. Методика выявления  коммуникативной компетентности  ребенка в общении со сверстниками  «Картинки» Е.О.Смирновой, Е.А.Калягиной[18].

Методика «Форма общения  ребенка с взрослым» (М.И.Лисина)

Цель: Выявить предпочитаемые формы общения.

Стимульный материал: игрушки, книги познавательного содержания.

Процедура проведения: Ребенку  на выбор предлагаются разные формы  взаимодействия. Для моделирования  ситуативно - деловой формы проводится совместная игра с предметами, внеситуативно - познавательной - беседа по книге с познавательным содержанием, внеситуативно - личностной - разговор на личностные темы. Если ребенок затрудняется выбрать из предложенных форм общения одну, то для более точного определения организуется взаимодействие в трех формах. Начинать лучше с совместной игры.

Критерий оценки: На основе выбора ситуации или сопоставления  показателей поведения ребенка  в каждой ситуации делается заключение о предпочтении той или иной формы и об уровне общения в целом. Учитывается:

· Выбор ситуации общения;

· Активность в разных ситуациях: разговорчивость, способность проявлять  инициативу и развивать тему общения;

· Чувствительность к словам и действиям взрослого, способность  слышать высказывания другого и  адекватно отвечать на них;

· Общий интерес и настроение: раскованность, интерес к теме разговора, эмоциональный комфорт;

· Время, в течении которого ребенок может и хочет общаться (в минутах)

Качественный анализ результатов  позволяет выявить форму общения  ребенка с взрослым.

Методика коммуникативной  компетентности в общении со сверстниками «Картинки» (Е.О.Смирнова, Е.А.Калягина)

Цель: Выявить коммуникативную  компетентность ребенка в общении  со сверстниками.

Стимульный материал: картинки с изображением конфликтных ситуаций.

Процедура проведения: По этой методике дети по наводящим вопросам должны были описать конфликтные  ситуации, изображенные на картинках, и предложить свое решение коммуникативной  проблемы.

Критерии оценки: Каждый вариант решения оценивается  определенным баллом. Основной результат  в данной области будет связан с качественным своеобразием ответов  детей, которые отражают преобладающий  тип решения конфликтных ситуаций.

 Анализ полученных  результатов.

В ходе эмпирического исследования нами было продиагностировано 20 детей старшего дошкольного возраста, имеющих различный уровень развития коммуникативных способностей.

На констатирующем этапе  эксперимента были получены результаты, которые представлены ниже.

Экспериментальные данные исследования формы общения ребенка с взрослым (М. И.Лисиной)), представлены в таблице  №1.

                                                                                                      Таблица № 1

Форма общения

Количество   детей 

Процентное соотношение

Ситуативно - деловая

6

30%

Внеситуативно - познавательная

12

60%

Внеситуативно - личностная

2

10%


 

Таким образом, в данной группе преобладает внеситуативно-познавательная форма общения (60 %), хотя для детей данного возраста должна быть уже характерна преимущественно внеситуативно - личностная форма общения. Но такую форму общения выбрали лишь 10 % детей. Настораживает присутствие ситуативно - деловой формы общения, характерной больше для детей 3-5 летнего возраста (30 %).

Экспериментальные данные исследования коммуникативной компетентности ребенка  по методике «Картинки» (Е.О. Смирновой, Е.А.Калягиной) представлены в таблице  №2.

Таблица № 2

Ответ ребенка

Количество детей

Процентное соотношение

Уход от ситуации (Убегу», «Не знаю», «Обижусь»)

1

5%

Агрессивный подход («Прогоню», «Побью», «Расстреляю»)

4

20%

Вербально-оценочное решение («Скажу что так нельзя», «Объясню как надо»)

13

65%

Конструктивное решение («Найду других друзей», «Построю новый  дом»)

2

10%


 

Полученные данные свидетельствуют  о том, что 5 % детей коммуникативной  компетентности не имеют и обнаруживают полную беспомощность в общении  со сверстниками, так как не могут  найти самостоятельного выхода из конфликтной  ситуации: на вопрос: «Что бы ты сделал на месте этой девочки (мальчика)?» - ребенок ответил: «Не знаю». Ответы такого типа, не содержащие каких-либо самостоятельных решений конфликтной ситуации и свидетельствующие о низком уровне развития социальной компетентности.

Среди остальных ответов, содержащих самостоятельные решения, 20% занимают агрессивные выходы из ситуации («Всех побью», «Стукну», «Прибью  гада»). Причем агрессивные выходы в разных конфликтных ситуациях, как правило, предлагались одними и теми же детьми. Таким образом, пятая часть детей проявили явную склонность к агрессии.

Миролюбивые и конструктивные решения конфликтных ситуаций были предложены более чем в половине случаев. Из них 65 % детей ограничились вербальными призывами к справедливости («Объясню, что так не поступают», «Скажу, что так неправильно»), 10 % ответов содержали продуктивные и действенные решения («Поиграю в другие игры», «Подожду, пока они  поиграют», «Починю поломанную игрушку», «Построю новый домик» и т.д.). Именно такого рода ответы свидетельствуют  о достаточно высокой коммуникативной  компетентности детей в общении  со сверстниками.

Проведя данные методики, мы пришли к выводу, что четверть детей  нуждается в специально организованной работе по развитию коммуникативных  навыков.

 

 

 

3.2 Комплекс игр  для  повышению уровня развития коммуникативных способностей.

 К старшему дошкольному  возрасту дети уже должны овладеть  коммуникативными навыками. В эту  группу навыков  входит такие  умения:

  • Сотрудничать.
  • Слушать и слышать.
  • Воспринимать и понимать информацию.
  • Говорить самому.

Для повышенья уровня коммуникативных  способностей дошкольников  нами был  подобран ряд игр.

Игры на развитие умения сотрудничать:

«Зайчики  и лиса»

Оснащение: маска лисы, искусственный куст.

Описание игры: С помощью считалки выбирается водящий – «лиса». Он садится за куст. Остальные дети – «зайчики» -  собираются  около одной из стен комнаты.

 Педагог встает у  противоположной стены  и произносит:

-  Раз, два, три, четыре, пять

Вышли зайчики гулять!

« Зайчики» выбегают на середину комнаты и прыгают. Через минуту-другую педагог продолжает:

- Вдруг лисица выбегает,

Зайку серого хватает.

 На последнем слове  «зайчики» бегут к стене, а  «лиса» пытается поймать кого-то из них.

Пойманный ребенок становится водящим, игра возобновляется.

 Холодно-горячо.

Оснащение: игрушка.

Описание игры: С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты, а педагог прячет игрушку. Затем  водящего вызывают и предлагают искать игрушку,   следуя указаниям, например: «шаг вправо», «два шага вперед» и т.д. Во  время  поиска дети помогают водящему словами «тепло», «горячо», «холодно».

После того, как игрушка  будет найдена, водящего меняют.

Эти игры учат детей слышать, понимать и соблюдать правила  игры; развивают контроль за движениями и умение работать по инструкции; воспитывают доверительное отношение друг к другу; развивают чувство ответственности за другого человека.

Игры на развитие умения активно слушать.

 «Да» и «нет» не говори

Оснащение: фишки.

Описание игры: Педагог разделяет детей на две команды и предлагает одной из них выбрать «добровольца». Другая команда  в течение минуты будет задавать ему вопросы. Отвечая на них, «доброволец» не должен употреблять слова «да» и «нет».

Если «доброволец» в течение  минуты не употребит ни одно из запрещенных  слов, то его команда получает фишку.

Затем команды  меняются местами,  игра возобновляется.

Выигрывает команда, которая  к концу игры собрала большее  количество фишек.

Почта

Описание игры: ведущий игры – педагог.  Между ним и участниками игры происходит следующий диалог:

Ведущий: Динь-динь-динь.

Дети: Кто там?

Ведущий: Почта.

Дети: Откуда?

Ведущий: Из Рязани.

Дети: А что там делают?

Ведущий: Танцуют( поют, смеются и т.д.)

Дети изображают действия, называемые ведущим.

Картинная галерея

Оснащение: картины, названия которых известны детям.

Описание игры: Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Педагог показывает им картины. Каждый участник загадывает ту из них, которая больше понравилась. Затем  выбирается водящий. Он произносит:

- Все картины хороши,

Но одна лучше!

Остальные участники с  помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась водящему.

Ребенок, который первым назовет загаданную картину, становится водящим, игра возобновляется.

Эти игры способствуют развитию вербальной и невербальной коммуникаций; учат определять эмоциональное состояние  и отражать его с помощью выразительных  движений и речи; развивают слуховое восприятие и память; учат задавать открытые и закрытые вопросы и  отвечать на них; учат приемам активного  слушанию.

Игры на развитие умения перерабатывать информацию.

Магазин игрушек

Описание игры:  педагог разделяет детей на две команды. Первая команда – « покупатели», вторая – «игрушки».

Каждый участник второй команды  загадывает, какой игрушкой он будет, а затем принимает «застывшую»  позу, изображая расставленный в  магазине товар.

«Покупатель»  подходит к  какой-либо «игрушке» и спрашивает: «Кто ты?»

 После этого вопроса  участник второй команды начинает  имитировать действия, характерные  для загаданной игрушки. «Покупателю»  нужно отгадать и назвать игрушку,  которую ему показывают.

Что на что похоже

Описание игры: Педагог договаривается с детьми о том, что они будут загадывать загадки,  использую для описания задуманного предмета или существа только сравнения.

С помощью считалки выбирается водящий,  который будет отгадывать загадки. Он выходит из комнаты и не возвращается до тех пор, пока  остальные участники ни договорятся о слове. Водящий должен отгадать, какое слово задумали дети.

Затем водящий меняется, игра возобновляется.

Эти игры развивают умение понимать друг друга, вникать в суть получено информаций; развивают умение работать с информацией через  установление  логических и причинно-следственных  связей, а так же  умозаклячать.

Игры на развитие умения говорить самому.

           Магазин

Оснащение: различные предметы, игрушки, продукты.

 Описание игры: С помощью считалки выбирается водящий – «продавец», остальные дети – «покупатели».

 На «прилавке магазина»  раскладываются различные «товары». Один из «покупателей», не называя  предмет, описывает его и рассказывает, для чего он может пригодится, что из него можно приготовить и т.д.

«Продавец» должен догадаться, какой именно «товар» нужен «покупателю».

Информация о работе Развитие коммуникативных способностей дошкольников в игре