Развитие коммуникативных способностей дошкольников в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Игра – как сложный социально-психологический феномен имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека. Обращение к историческому опыту в воспитании детей позволяет выделять игру как важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим (универсальным) и индивидуальным ценностям развития, которые определяют особый статус ее в системе психологических, педагогических, культурологических, лингвистических, этнографических и многих других направлений научных исследований.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика общения и коммуникативных способностей в психолого - педагогическом исследовании……………………………………..7
1.1. Сущность общения и коммуникативных способностей………………...7
1.2. Особенности развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста……………………………………………………13
Глава 2. Влияние игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников……………………………………………………………………19
2.1.Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста……….19
2.2.Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных
способностей дошкольника………………………………………………….29
Глава 3. Экспериментальная работа по исследованию уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста…41
3.1. Изучение уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..41
3.2 Комплекс игр для повышению уровня развития коммуникативных способностей…………………………………………………………………….
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

готовый вариант.docx

— 94.16 Кб (Скачать файл)

Затем водящий меняется, игра возобновляется.

 

 

 

Опиши друга

Описание игры: с помошью считалки выбирается пара детей.  Они встают друг к другу спиной и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

 После этого описание  сравнивается с оригиналом и  делается  вывод о том, насколько  был  точен каждый игрок.

Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

Эта группа игр помогает научить детей излагать свои мысли  точно, кратко, без искажения смысла; развивает умение оценивать  других с позиции доброжелательности, учитывать  личностные особенности слушателя.

Регулярное использование  этих игр  в непосредственно образовательной деятельности позволит повысить уровень коммуникативных способностей дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Игра – как сложный  социально-психологический феномен  имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека.

Обращение к историческому  опыту в воспитании детей позволяет  выделять игру как важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим (универсальным) и индивидуальным ценностям  развития, которые определяют особый статус ее в системе психологических, педагогических, культурологических, лингвистических, этнографических  и многих других направлений научных  исследований.

Проанализировав и обобщив  игровые методы развития коммуникативных  навыков детей дошкольного возраста, мы увидели, что они характерны, прежде всего, тем, что в игре ребенок  познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться  в причинах тех или иных поступков  людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует  развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые  грани окружающей его действительности.

В игре дети учатся общению  друг с другом, умению подчинять  свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного  поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой  игре. Игра создает реальные условия  для развития многих навыков и  умений, необходимых ребенку для  успешного перехода к учебной  деятельности.

Функции реальных отношений  включают планирование сюжета игр, распределение  ролей, игровых предметов. В игре происходит реализация роли, которая  раскрывает для ребенка смысл  правила, и подчинение этому правилу.

Среди множества методов работы с детьми в том числе, и коррекционной, можно выделить метод конгруэнтной коммуникации, основная цель которого – обеспечение системы психологических  условий позитивного личностного  развития ребенка.

Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие  как намять, внимание, мышление, формируются  сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения - тонкий показатель отклонения психического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 2003.
  2. Анисимович О. Самооценка ребенка (Беседы с психологом)//Солнышко.- 2003.
  3. Батова Т.Е. и авт.коллектив. Актуальные проблемы психопедагогики. – М., 1997.
  4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.– М., 1996.
  5. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник  игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006.
  6. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка;Учебное пособие. – М., 1997.
  7. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие ребенка. – М ., 1986.
  8. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 2008.
  9. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 2005. 
  10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: «Педагогика», 1986.
  11. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка – Пресс,1998.
  12. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Издательский центр "Академия", 1998.
  13. Ремизова Г.Е. Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте // Обруч.- 2001.- № 4.
  14. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. – Новосибирск, 1999.
  15. Чернецкая Л.В.  Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. – Феникс: Ростов - на - Дону, 2005
  16. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.

 


Информация о работе Развитие коммуникативных способностей дошкольников в игре