Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:30, курсовая работа
Цель исследования: выявить развитие логического мышления учащихся на уроках курса «Человек и мир».
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить научную литературу по проблеме исследования и методику исследования по выявлению развития логического мышления;
- проанализировать программу и учебное пособие для 3 класса по учебному предмету «Человек и мир»;
- обосновать и экспериментально проверить развитие логического мышления младших школьников на уроках курса «Человек и мир».
Введение……………………………………………………………………с.3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….с.6
1.1.Понятие и сущность логического мышления и способы его развития..с.6
1.2. Анализ учебной программы и учебного пособия по предмету
«Человек и мир»……………………………………………………………..с.14
1.3.Формирования приемов словесно-логического мышления………….с.18
1.4. Классификация методов обучения на уроках по предмету
«Человек и мир»……………………………………………………………..с.25
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………..с.29
2.1. Выявление уровня развития логического мышления
третьеклассников (констатирующий эксперимент )…..........………….....с. 29
2.2.Описание работы по проведению системы целенаправленных
занятий с применением практических методов для развития
мыслительной деятельности учащихся (формирующий эксперимент)…с.36
2.3.Анализ результатов опытно-педагогической работы…………………с.38
Заключение………………………………………………………………….с.41
Список использованных источников………………………………………с.44
Приложения…………………………………………………………………с.47
Развитие логического мышления младших школьников на уроках курса «Человек и мир»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….с.6
1.1.Понятие и сущность
логического мышления и
1.2. Анализ учебной программы и учебного пособия по предмету
«Человек и мир»……………………………………
1.3.Формирования приемов
словесно-логического мышления…
1.4. Классификация методов обучения на уроках по предмету
«Человек и мир»……………………………………
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………..с.29
2.1. Выявление уровня развития логического мышления
третьеклассников (констатирующий
эксперимент )…..........…………..
2.2.Описание работы по
проведению системы
занятий с применением практических методов для развития
мыслительной деятельности учащихся (формирующий эксперимент)…с.36
2.3.Анализ результатов
опытно-педагогической работы……
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………с.44
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
заключается в том, что в современное
время дети учатся по развивающим
технологиям, где логическое мышление
является основой. С начала обучения
мышление выдвигается в центр
психического развития и становится
определяющим в системе других психических
функций, которые под его влиянием
интеллектуализируются и
Изучением мышления, процесса мыслительного развития занимались такие видные ученые, как Г.Айзенк, Ф.Гальтон, Дж. Кеттелл, К.Мейли, Ж.Пиаже, Ч.Спирмен и др. В отечественной науке свой вклад в изучении этого вопроса внесли С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Н.А.Подгорецкая, П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.И.Мещеряков, Н.А.Менчинская, Д.Б.Эльконин, З.А.Зак, А.М.Матюшкин, П.Я.Гальперин и другие.
Одним из важных направлений
в решении этой задачи выступает
создание в начальных классах
условий, обеспечивающих полноценное
умственное развитие детей, связанное
с формированием устойчивых познавательных
интересов, умений и навыков мыслительной
деятельности, качества ума, творческой
инициативы и самостоятельности
в поисках способов решения задач.
Однако такие условия обеспечиваются
в начальном обучении пока не в
полной мере, поскольку все еще
распространенным приемом в практике
преподавания является организация
учителем действий учащихся по образцу:
излишне часто учителя
Вышесказанное определило тему исследования: “Развитие логического мышления младших школьников на уроках курса «Человек и мир»”.
Цель исследования: выявить развитие логического мышления учащихся на уроках курса «Человек и мир».
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития логического мышления на уроках курса «Человек и мир».
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить научную литературу по проблеме исследования и методику исследования по выявлению развития логического мышления;
- проанализировать программу и учебное пособие для 3 класса по учебному предмету «Человек и мир»;
- обосновать и экспериментально проверить развитие логического мышления младших школьников на уроках курса «Человек и мир».
В качестве гипотезы исследования
послужило следующее
Теоретическая основа исследования:
теории мышления (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Л.М.Фридман, Н.А.Подгорецкая); теории развития логического мышления (П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.И.Мещеряков, Н.А.Менчинская, Д.Б.Эльконин, З.А-.Зак, А.М.Матюшкин и др.); -психологические теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов); теории взаимосвязи обучения и развития (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);
Методы исследования: Теоретический
анализ психолого-педагогической литературы;
изучение реального складывающегося
опыта через наблюдение, тестирование,
беседу; экспериментальные методы (констатирующий
и формирующий этапы
Практическая значимость
исследования заключается в том,
что её результаты направлены на совершенствование
процесса развития логического мышления
в младшем школьном возрасте, на
определение методов, с помощью
которых изучается развитость структурных
компонентов логического
Экспериментальной базой исследования был 3“А” класс ГУО «Средняя школа № 11 г. Могилёва»
Структура исследования курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Понятие и сущность логического мышления и способы его развития
Мышление - это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности [11].
Основными элементами, с которыми оперирует мысль, являются:
К основным операциям мышления относят:
В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:
1. Предметно-действенное (наглядно-действенное).
2. Наглядно-образное.
3. Абстрактное (словесно-логическое).
Предметно-действенное мышление
– мышление, связанное с практическими,
непосредственными действиями с
предметом; наглядно-образное мышление
– мышление, которое опирается
на восприятие или представление (характерно
для детей раннего возраста). Наглядно-образное
мышление даёт возможность решать задачи
в непосредственно данном, наглядном
поле. Дальнейший путь развития мышления
заключается в переходе к словесно-логическому
мышлению – это мышление понятиями,
лишёнными непосредственной наглядности,
присущей восприятию и представлению.
Переход к этой новой форме
мышления связан с изменением содержания
мышления: теперь это уже не конкретные
представления, имеющие наглядную
основу и отражающие внешние признаки
предметов, а понятия, отражающие наиболее
существенные свойства предметов и
явлений и соотношения между
ними. Это новое содержание мышления
в младшем школьном возрасте задаётся
содержанием ведущей
К основным свойствам ума относятся:
-- любознательность и пытливость (стремление узнать как можно больше и доскональнее);
-- глубина (умение проникать в сущность предметов и явлений);
-- гибкость (умение правильно ориентироваться в новых обстоятельствах);
-- критичность (умение поставить под сомнения сделанные выводы и вовремя отказаться от неверного решения);
-- логичность (умение мыслить стройно и последовательно);
-- быстрота (способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки) [32].
Когда психологи стали
изучать особенности мышления ребенка,
в качестве одного из основных признаков
была выделена связь мышления с речью.
Вместе с тем выявилась
Исследования психологов
показали, что существуют чрезвычайно
сложные, изменчивые и многообразные
отношения мышления и практического
действия, мышления и языка, мышления
и чувственного образа. Эти отношения
изменяются на разных ступенях возрастного
развития детей и стоят в
Действительно, первым средством решения задачи для маленького ребенка является его практическое действие. Он может решить какую-то конкретную задачу, если она задана ему наглядно: достать находящийся далеко от него предмет, составить из кусочков целую картину. Ребенок действует в процессе решения непосредственно с данным ему предметом.
Одной из важнейших особенностей мышления маленького ребенка, выступающей уже на ступени наглядно-действенного решения задачи, является речь. Словесно сформулированная задача может быть воспринята ребенком от взрослого (на основе слышимой и понимаемой речи), но она может быть выдвинута и самим ребенком.
Самая ранняя ступень в развитии мышления ребенка - наглядно-действенное мышление, следует подчеркнуть, что эта форма «мышления руками» не исчезает с развитием более высоких форм логического (словесного) мышления. При решении задач необычных и трудных даже школьники возвращаются к практическим способам решения. К этим способам решения прибегает в процессе обучения и учитель.
Прежде чем дети научатся в уме прибавлять к одному числу другое или даже, опираясь на наглядно представленное количество каких-то предметов, отнимать от него заданное число, еще до этого маленькие школьники практически прибавляют путем присчитывания к 5 флажкам 3 флажка, отнимают (отодвигают) от 4 морковок 2 морковки или производят другие практические действия для усвоения общего способа оперирования числами, счета, решения примеров и задач.
Чтобы решить задачу на движение, ученик II-III класса должен представить себе путь, т. е. расстояние между двумя точками. Для этого учитель использует наглядность (чертеж, схему), а дети (первоначально) путем практического передвижения разных фигур приобретают представление о соотношении расстояния, скорости движения и времени. И только потом решение таких задач уже может выполняться в уме. «Мышление руками» остается «в резерве» даже у подростков и взрослых, когда новую задачу они не могут решить сразу в уме.
Величайшее значение практического действия состоит в том, что ребенок, непосредственно воздействуя на вещи, раскрывает их свойства, выявляет признаки и, главное, раскрывает невидимые ему ранее связи, существующие как между вещами и явлениями, так и внутри каждого предмета и явления. Эти связи из скрытых становятся видимыми.
Следовательно, и вся познавательная деятельность ребенка, а с нею и приобретаемые им знания становятся более глубокими, связными и осмысленными. Такой путь познания особенно эффективен в младших классах в изучении явлений природы, в изучении математики, труда и во всех тех учебных предметах, где может быть использовано практическое действие как начальный путь познания предлагаемого детям учебного содержания [35].
Информация о работе Развитие логического мышления младших школьников на курсах урока "Человек и Мир"