Развитие логического мышления младших школьников на курсах урока "Человек и Мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить развитие логического мышления учащихся на уроках курса «Человек и мир».

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить научную литературу по проблеме исследования и методику исследования по выявлению развития логического мышления;
- проанализировать программу и учебное пособие для 3 класса по учебному предмету «Человек и мир»;
- обосновать и экспериментально проверить развитие логического мышления младших школьников на уроках курса «Человек и мир».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………с.3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….с.6
1.1.Понятие и сущность логического мышления и способы его развития..с.6
1.2. Анализ учебной программы и учебного пособия по предмету
«Человек и мир»……………………………………………………………..с.14
1.3.Формирования приемов словесно-логического мышления………….с.18
1.4. Классификация методов обучения на уроках по предмету
«Человек и мир»……………………………………………………………..с.25
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………..с.29
2.1. Выявление уровня развития логического мышления
третьеклассников (констатирующий эксперимент )…..........………….....с. 29
2.2.Описание работы по проведению системы целенаправленных
занятий с применением практических методов для развития
мыслительной деятельности учащихся (формирующий эксперимент)…с.36
2.3.Анализ результатов опытно-педагогической работы…………………с.38
Заключение………………………………………………………………….с.41
Список использованных источников………………………………………с.44
Приложения…………………………………………………………………с.47

Файлы: 1 файл

Развитие логического мышления младших школьников на уроках курса 2.docx

— 145.94 Кб (Скачать файл)

На понимании роли практического  действия как начальной ступени  процесса развития всех высших форм мышления человека построена концепция 

«поэтапного формирования умственного  действия», разработанная П. Я. Гальпериным.

На первом этапе ребенок  использует для решения задачи внешние  материальные действия.

На втором - эти действия только представляются и проговариваются  ребенком (сначала громко, а затем  про себя).

Лишь на последнем, третьем  этапе внешнее предметное действие «сворачивается» и уходит во внутренний план.

С переходом мышления ребенка  на следующую, более высокую ступень  развития начальные его формы, в  частности практическое мышление, не исчезают, но их функции в мыслительном процессе перестраиваются, изменяются.

С развитием речи и накоплением  опыта ребенок переходит к  мышлению образному. На первых порах этот более высокий вид мышления сохраняет у младшего школьника многие черты низшего вида. Это, прежде всего, обнаруживается в конкретности тех образов, которыми ребенок оперирует.

Яркая образность и при  этом конкретность детского мышления объясняются в первую очередь  бедностью детского опыта. За каждым словом ребенок представляет себе только тот конкретный предмет, с которым  когда-то встречался, но не группу предметов, включаемую взрослым в те обобщенные представления, которыми он оперирует. Ребенку же еще нечего обобщать. Понимание переносного значения употребляемых в художественных текстах слов и словосочетаний, аллегории, пословицы, метафоры оказывается сначала  совершенно недоступным для 7-8-летнего  ребенка. Он оперирует конкретными  цельными образами, не умея выделить заключенную  в них мысль, идею. «Каменное сердце» - значит, сердце у него из камня. «Золотые руки» - которые покрыты золотом. Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться еще в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Развитие словесно-логического  мышления у детей проходит два  этапа. На первом из них ребенок усваивает  значения слов, относящихся к предметам  и действиям, а на втором этапе  им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила  логики рассуждений. Словесно-логическое мышление обнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслительного  процесса. В отличие от практического  логическое мышление осуществляется только словесным путем. Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать  нужные связи мысленно, отбирать и  применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разные и различать  сходные предметы и все это  выполнять лишь посредством умственных действий.

Совершенно естественно, что, прежде чем ребенок освоит эту  сложнейшую форму умственной деятельности, он допускает ряд ошибок. Они очень  типичны для мышления маленьких  детей. Эти особенности отчетливо  обнаруживаются в детских рассуждениях, в использовании ими понятий  и в процессе освоения ребенком отдельных  операций логического мышления. Понятия  составляют значительную часть тех  знаний, которыми богат и которыми пользуется каждый человек. Это могут  быть понятия житейские (отдых, семья, удобство, уют, ссора, радость), грамматические (суффиксы, предложения, синтаксис), арифметические (число, множимое, равенство), нравственные (доброта, героизм, смелость, патриотизм) и множество других. Понятия -это  обобщенные знания о целой группе явлений, предметов, качеств, объединенных по общности их существенных признаков.

Так, дети правильно воспроизводят  формулировки, в которых даны определения  понятий «предложение», «сумма», «подлежащее». Однако стоит только изменить вопрос и заставить ребенка применить  это как будто хорошо усвоенное  понятие в новых для него условиях, как его ответ показывает, что  фактически ученик данным понятием совершенно не овладел.

Чтобы ребёнок овладел  понятием необходимость подвести детей  к выделению в разных предметах  общих существенных признаков. Обобщая  их и абстрагируясь при этом от всех второстепенных признаков, ребенок  осваивает понятие. В такой работе важнейшее значение имеют:

1) наблюдения и подбор  фактов (слов, геометрических фигур,  математических выражений), демонстрирующих  формируемое понятие;

2) анализ каждого нового  явления (предмета, факта) и выделение  в нем существенных, признаков,  повторяющихся во всех других  предметах, отнесенных к определенной  категории;

3) абстрагирование от  всех несущественных, второстепенных  признаков, для чего используются  предметы с варьирующимися несущественными  признаками и с сохранением  существенных;

4) включение новых предметов  в известные группы, обозначенные  знакомыми словами.

Такая трудная и сложная  умственная работа не сразу удается  маленькому ребенку. Он выполняет эту  работу, проходя довольно длительный путь и допуская ряд ошибок. Некоторые  из них можно рассматривать как  характерные. Ведь для образования  понятия ребенок должен научиться  обобщать, опираясь на общность существенных признаков разных предметов. Но, во-первых, он не знает этого требования, во-вторых, не знает, какие признаки существенны, в-третьих, не умеет их выделять в  целом предмете, абстрагируясь при  этом от всех других признаков, часто  значительно более ярких, видимых, броских. К тому же ребенок должен знать слово, обозначающее понятие.

Практика обучения детей  в школе убедительно показывает, что в условиях специально организованного  обучения дети к моменту их перехода в V класс обычно освобождаются от сильного влияния отдельных, зачастую наглядно данных признаков предмета и начинают указывать все возможные  признаки подряд, не выделяя при  этом существенные и общие среди  частных.

Когда ребенку демонстрировалась  таблица с изображением разных цветов, многие ученики I и II классов не могли  дать правильный ответ на вопрос, чего больше - цветов или роз, деревьев или  елей.

Анализируя животных, изображенных в таблице, большая часть учеников I--II классов отнесли кита и дельфина к группе рыб, выделив в качестве основных и существенных признаков  среду обитания (вода) и характер движения (плавают). Разъяснения учителя, рассказы и уточнения не изменили позиции детей, у которых эти несущественные признаки прочно заняли доминирующее место.

Для подобного типа обобщений, которые Л. С. Выготский назвал псевдопонятиями, характерно объединение разных предметов  на основе сходства лишь отдельных  признаков, но не всех признаков в  их совокупности [11, с.29].

Однако на основе приведенных  выше примеров все же нельзя утверждать, что детям 7-9 лет вообще недоступно освоение понятий. Действительно, без  специального руководства процесс  образования понятий идет очень  длительно и представляет большие  трудности для детей.

Таким образом, самая ранняя ступень в развитии мышления ребенка - наглядно-действенное мышление, следует подчеркнуть, что эта форма «мышления руками» не исчезает с развитием более высоких форм логического (словесного) мышления. При решении задач необычных и трудных даже школьники возвращаются к практическим способам решения. К этим способам решения прибегает в процессе обучения и учитель.

 

1.2. Анализ учебной  программы и учебного пособия по предмету «Человек и мир»

 

Основная функция учебного предмета «Человек и мир» заключается  в том, чтобы научить ребенка  добывать знания, необходимые для  ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной  и  социальной среде, в создании условий  для формирования этих отношений.

Содержание предмета составляют три образовательные компонента: «Природа и человек»,  «Человек и  его здоровье», «Человек и общество», которые являются важнейшими объектами  изучения целостной системы «природа – общество - человек».  При этом в содержание включается такой учебный материал, который способствует осознанию детьми себя как члена общества, гражданина Республики Беларусь и как части природы [26].

Ведущим образовательным  компонентом в данном предмете является компонент «Природа и человек». В  его основу положена концепция экологического образования и воспитания младших  школьников.

Цель учебного предмета «Человек и мир» - создание условий для  воспитания и развития  качеств  и способностей личности младшего школьника, которые необходимы  для гармоничного и ответственного взаимодействия с  природной и социальной средой, формирование основ экологической культуры.

Достижение указанной  цели предполагает решение следующих  задач:

-  воспитание чувств  патриотизма, любви и  уважения  к своей Родине, национального  самосознания;

- воспитание чувств единства  с природой, любви к  ней,  чувства природно-прекрасного, формирование  гуманного отношения ко всему  живому; развитие потребности в  познании природы, общения с  ней;

- формирование   представления  о том, что человек -  часть  природы и его здоровье и  жизнь зависят в значительной  степени от состояния окружающей  среды;

- усвоение младшими школьниками  элементарных знаний об особенностях  строения организма человека, компонентах  здорового образа жизни,  выработка  на их основе необходимых умений  и навыков ЗОЖ (здорового образа  жизни), убеждения в том, что  ЗОЖ – необходимое условие  существования человека в современных  условиях окружающей среды;

- воспитание бережного  и рационального отношения   к окружающим предметам и вещам;

- воспитание и развитие  умений взаимодействовать с социальной  и природной средой (умений общаться  с другими людьми, вести себя  дома, в общественных местах, умений  рационального природопользования  и др.);

- формирование опыта интеллектуальной (общеучебных и специфических  предметных познавательных  умений) и творческой деятельности, необходимого  для дальнейшего овладения систематическими  знаниями по биологии, географии,  физике, химии и др., саморазвития  и самовоспитания.

В ходе работы по формированию конкретных представлений о растениях  и животных решается задача развития логического мышления и речи на конкретной чувственной основе.

Нами был проанализирован  учебник В.М. Вдовиченко и др.  «Человек и мир: Учеб. пособие для 3-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с  русским языком обучения. –  Мн.: Нар. асвета, 2006. – 136 с. Данное учебное пособие предназначено для обучения детей 3-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования [8].

Материал в данном учебнике подан в соответствии с основными  компонентами: «Природа и человек»,  «Человек и его здоровье», «Человек и общество». В учебнике представлены разделы; «Ориентирование на местности», «Земля на глобусе и на карте», «Моя страна», «Разнообразие природы  на земле», «Человек – часть природы» [8].

На переднем форзаце учебника размещены условные обозначения, представляющие собой значки с объяснениями. Так, учебник содержит в себе такие  условные обозначения заданий, рубрик:

- Вопросы и задания;

- Практическая работа (здесь  учащимся предлагается провести  несложные опыты. В ходе каждого  опыта необходимо объяснить, что  происходит. Свои выводы необходимо  сравнивать с выводами в учебном  пособии);

- Для любознательных (в  рубрике под данным заголовком  содержится дополнительная информация);

- Друзьям природы (ребятам  предлагается оказать практическую  помощь природе);

- Азбука здоровья;

- Порассуждай [8].

Оформление учебника соответствует  возрастным нормам и учитывает особенности  учащихся. Так, важная и новая информация, на которую необходимо обратить внимание учащихся выделена шрифтом (курсив, жирный шрифт) . Учебник содержит достаточно большое количество картинок, которые  служат лучшему запоминанию и  усвоению новой информации с помощью  наглядности. С этой же целью, а также  с целью систематизации и классификации  нового материала, в учебнике используются многочисленные схемы и таблицы.

Если говорить о способах и приемах подачи и изучения нового материала в учебнике, то нужно  отметить, что достаточно большое  количество тем предлагается для  практического изучения. То есть свойства предметов, различные явления предлагается изучить в ходе практических работ: опытов и экспериментов.

Например, с помощью опытной  работы предлагают авторы учебника изучить  свойства песка и глины. Так, ими  предлагаются следующие опыты с  выводами:

  1. Насыпь немного песка и глины на бумагу. Какого цвета песок, глина?  Из чего они состоят? Сравни размеры песчинок и частиц глины. Почему песок сыпучий? Почему глина в комочках?
  2. Подыши на песок и глину. Понюхай их. Есть ли запах у песка и глины? и др.[8,с.26]

Также новый материал изучается  методом организованного наблюдения. Так, например, изучая данную тему, учащиеся знакомятся со свойствами глины и  песка, наблюдая за экспериментом, проводимым учителем. Для закрепления изученного материала предлагается рассказать об усвоенных знаниях.

Информация о работе Развитие логического мышления младших школьников на курсах урока "Человек и Мир"