Развитие логического мышления у детей 5-6 лет посредством игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: создание комплекса игр с целью развития операций логического мышления детей 5-6 лет и проверка его эффективности.
Цель работы и гипотеза исследования определяют решение задач:
Теоретически обосновать проблему развития операций логического мышления старших дошкольников.
Выявить уровень развития операций логического мышления у детей 5-6 лет.
Подобрать комплекс игр для развития операций логического мышления детей 5-6 лет, определить.
Экспериментально проверить эффективность комплекса игр, направленных на развитие операций логического мышления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы исследования развития операций логического мышления у детей 5- 6 лет посредством игры…………………...…...6
1.1. Исследования особенностей развития логического мышления у старших дошкольников в трудах отечественных и зарубежных психологов...8
1.2. Особенности формирования операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….….14
1.3. Особенности игровой деятельности детей 5-6 лет……………........20
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование развития логического мышления у детей 5-6 лет посредством игры………….…………………..26
2.1. Выявление уровня развития операций логического мышления у детей 5-6 лет. ………………………………….…………………….……….…….27
2.2. Развитие операций логического мышления в игровой деятельности………………………………………………………………………………..32
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.………...37
Выводы по II главе………………………………………………………..49
Заключение……..…………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………………….42
Приложения……………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

Развитие логического  мышления у детей 5-6 лет посредством  игры

Оглавление

 

 

          Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы исследования развития операций логического мышления у детей 5- 6 лет посредством игры…………………...…...6

1.1. Исследования особенностей развития логического мышления у старших дошкольников в трудах отечественных и зарубежных психологов...8

1.2. Особенности формирования операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….….14

1.3. Особенности игровой деятельности детей 5-6 лет……………........20

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование развития логического мышления у детей 5-6 лет посредством игры………….…………………..26

2.1. Выявление уровня развития операций логического мышления у детей 5-6 лет. ………………………………….…………………….……….…….27

2.2. Развитие операций логического мышления в игровой деятельности………………………………………………………………………………..32

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.………...37

Выводы по II главе………………………………………………………..49

Заключение……..…………………………………………………………40

Список литературы……………………………………………………….42

Приложения……………………………………………………………….48

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Исключительно важное место  в жизни и деятельности людей  занимает мышление. В работе с дошкольниками оно рассматривается в двух планах: во-первых, что должно быть сформировано у ребенка посредством и в результате обучения; во-вторых, как основная способность, обеспечивающая быстрое и эффективное обучение, усвоение того содержания, которое задается на разных этапах обучения.

Мышление - высшая степень  человеческого познания, процесса отражения  объективной действительности. Позволяет  получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального  мира, которые не могут быть непосредственно  восприняты на чувственной ступени  познания. Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности в ее существенных связях и отношениях.

Вопросу формированию мышления необходимо уделять внимание с раннего  детства.

Особенности формирования мышления дошкольников изучали многие психологи: Л. С. Выготский, Жан Пиаже, А. Н. Леонтьев, А. А. Венгер.

Они считали, что возникновение  мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень  развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предметов, явлений к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними.

В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и затем  к логическому. Решающим условием для перехода является приобретение ребенком опыта решения задач. Однако, на практике очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, старшие дошкольники с трудом справляются сними, когда эти задачи представлены в словесном плане (23, с.78).

Средствами решения  задач в словесном плане выступают  такие мыслительные операции, как  анализ, сравнение, синтез, обобщение  и классификация.

Наиболее эффективным  способом формирования операций логического мышления является дидактическая игра. О большом значении дидактической игры в умственном развитии детей говорят многие исследователи (А. П. Усова, Н. М. Аксарина, Е. И. Радина, А. И. Сорокина, Б. И. Хачапуридзе и другие).

В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра является особым видом игровой деятельности. Она создана взрослыми специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи.

Важность проблемы и  одновременно недостаточная практическая разработанность определили выбор темы исследования.

Цель работы: создание комплекса игр с целью развития операций логического мышления детей 5-6 лет и проверка его эффективности.

Объект исследования: операции логического мышления детей 5-6 лет.

Предмет исследования: процесс развития операций логического мышления детей 5-6 .

Гипотеза исследования: заключается в том, что развитие логического мышления детей 5-6 лет будет более эффективно при использовании специально разработанного комплекса игр

Цель работы и гипотеза исследования определяют решение задач:

  1. Теоретически обосновать проблему развития операций логического мышления старших дошкольников.
  2. Выявить уровень развития операций логического мышления у детей 5-6 лет.
  3. Подобрать комплекс игр для развития операций логического мышления детей 5-6 лет, определить.
  4. Экспериментально проверить эффективность комплекса игр, направленных на развитие операций логического мышления.

Для реализации задач и проверки гипотезы использовались следующие  методы:

теоретические:

  • анализ психолого-педагогической литературы;
  • обобщение.

Эмпирические:

  • психолого-педагогический эксперимент, статистические методы обработки результатов исследования.

Базой исследования явилось МДОУ «Детский сад №10» г. Бийска. В исследовании приняло участие 24 ребенка старшей группы в возрасте 5-6 лет.

Практическая значимость работы заключатся в том, что разработанный  комплекс игр по развитию операций логического мышления дошкольников может использоваться  в условиях ДОУ.

 Структура работы. Работа состоит  из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из и приложения. Во второй главе работы содержатся 4 рисунка, демонстрирующих уровни развития операций логического мышления детей 5-6 лет и их  динамику в ходе психолого-педагогического эксперимента. В приложении представлены таблицы, а так же комплексы игр на развития операций логического мышления детей 5-6 лет.

 

 

 

Глава I. Теоретические основы исследования формирования операций логического мышления у детей 5-6 лет посредством игры

 

1.1 Исследования особенностей развития логического мышления у старших дошкольников в трудах отечественных и зарубежных психологов

 

Отечественными учеными  неоднократно  исследовался процесс  поиска решения задач у детей 4-6 лет при формировании практических умений и навыков. С. Л. Рубинштейн рассматривает поиск правильного решения задачи как начальную форму анализа и синтеза. Пробующие действия, по его мнению, представляют собой внешнюю форму мышления, процесс исследования проблемной ситуации. С. Л. Рубинштейн отмечает, что ошибочное действие приводит человека к анализу ситуации через синтез. При неудачном результате возникает вопрос: почему же не достигнута цель? И причину неудачи действия приходится искать в недоучете каких-либо условий задачи. При неудаче проба соотносится с условиями, которые анализируются. А этот анализ приводит к выделению условий, ранее не учтенных (30, с.52).

И. М. Жуковой под руководством С. Л. Рубинштейна была проведена  экспериментальная работа по выявлению  внутренних условий перехода дошкольников от решения задач посредством практических проб, действий к ее чисто познавательному решению в умственном плане. Методика заключалась в следующем: на дне стеклянного сосуда лежала конфета с петлей из проволоки, эту конфету дошкольникам надо было достать с помощью маленького крючка, который они должны выбрать из 4 видов орудий (25, с.50).

Проводилось три серии  экспериментов. В итоге выяснилось, что дети в поиске нужного орудия ориентируются сначала на несущественные свойства орудия (цвет), затем орудие выделяется по несущественным и существенным свойствам (цвет и форма) и, наконец, дети ориентируются на существенные свойства объекта (форму). В ходе опытов регистрировались ошибки детей. В I серии опытов в среднем дети совершали по 6-7 ошибочных действий, во II - по 3, в III серии - по 2 ошибки.

К сожалению, в этой работе не дается характеристика деятельности детей по возрастам. Указано только, что в эксперименте принимали участие дошкольники от 3 до 6 лет. Возраст имеет большое значение, ибо поиск правильного решения задачи 3-летнего ребенка резко отличается от деятельности 6-летнего.

Кроме того, данная методика не позволяла проследить динамику поиска правильного решения и влияние ошибочного действия на структуру деятельности, поскольку деятельность ребенка заключалась только в выборе правильного объекта, а не в выявлении какой-либо закономерности, зависимости явлений.

Другие исследователи, изучая процесс построения стратегий  взрослыми и детьми при решении некоторых задач, также наблюдали появление пробующих действий и влияние ошибочных действий на построение последующих.

Например, в работе Т. К. Горобец по формированию эффективных  стратегий решения задач детьми 4-6 лет обнаружилось влияние положительных и отрицательных проб на количество и характер реализующих действий. Испытуемые часто уделяли внимание лишь положительным пробам, а отрицательные рассматривали как досадное явление, замедляющее процесс поиска. Испытуемые не извлекали всю полезную информацию, содержащуюся в каждой отрицательной пробе, что значительно осложнило и замедлило процесс поиска. Только те испытуемые, которые с одинаковым успехом использовали информацию от положительных и отрицательных проб, могли эффективно осуществить стратегию поиска (26, с.23).

При обучении мы неизбежно  сталкиваемся с проблемой проб и  ошибок. Представление о неудачных действиях как не влияющих на дальнейший ход поисковой деятельности не соответствует истине. В ряде работ убедительно показано, что ошибочный результат действия вносит изменения в построение последующего действия (27, с.115).

Однако в данных работах  недостаточно освещены вопросы: какова динамика учета ошибок при построении действия, адекватного ситуации; каков процесс развития коррекции действия в зависимости от результата практического действия и от соотношения его с условиями ситуации. На данном этапе изучения проблемы путь проб и ошибок не является еще объяснительным принципом, а остается описательной характеристикой деятельности субъекта.

Известно, что мышление определяется содержанием реальной действительности, которую оно отражает. При изучении деятельности, протекающей путем проб и ошибок, мы сталкиваемся со специфическими способами мышления. Когда ребенок действует этим способом, он не только познает тот объект, на который направлена его деятельность, но перед ним раскрывается еще и особая область познания - его собственная деятельность и ее результаты. Ребенок для успешного достижения цели вынужден производить анализ своих действий. Он должен соотносить полученный результат с заданным (или с целью) и фиксировать их соответствие или несоответствие, должен соотносить результат с условиями, в которых дана цель, выявлять причину расхождения, если оно имеется, и т. д. Таким образом, видно, что поиск решения задачи путем пробующих и ошибочных действий требует сложных мыслительных операций.

Усложнение и развитие наиболее ранней формы мыслительной деятельности - наглядно-действенного мышления - ведет к появлению более сложной формы- наглядно-образного мышления. Данная форма характеризуется тем, что практические преобразования ситуации заменяются представляемыми преобразованиями.

В ряде исследований (Г. И. Минская, А. А. Люблинская, А. В. Запорожец) показано, что наиболее простые формы наглядно-образного мышления, при которых ребенок способен оперировать конкретными образами предметов, возникают в возрасте 4-5 лет. Такие же данные получены и зарубежными исследователями (А. Валлон, Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Дж. Брунер). Возникновение у детей умений действовать в плане представлений ряд ведущих психологов рассматривает как узловой момент их психического развития. На основе анализа и обобщения различных исследований, посвященных изучению мышления дошкольников, можно сделать вывод о том, что наглядно-образное мышление возникает и развивается в процессе взаимодействия предметных действий, речи, подражания, игровой, продуктивной деятельности и т. д. Причем умение оперировать конкретными образами предметов в процессе совершенствования наглядно-образного мышления сменяется преобразованием обобщенных образов предметов.

Характеристике отдельных  форм мышления посвящено большое  количество работ. Значительно слабее изучены особенности перехода от одной формы к другой. А ведь именно изучение переходных периодов развития мышления наиболее важно в исследовании умственного развития ребенка 4-6 лет. Переходные периоды - узловые пункты в развитии мыслительной деятельности детей, и их изучение может пролить свет на особенности возникновения и развития той или иной формы мышления. Так, по мнению А. А. Люблинской, переход от действий с реальными объектами к оперированию образами значительно сложнее и глубже, чем просто «свертывание» внешнего действия и его преобразование в умственное.

Информация о работе Развитие логического мышления у детей 5-6 лет посредством игры