Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:33, курсовая работа
Цель работы: создание комплекса игр с целью развития операций логического мышления детей 5-6 лет и проверка его эффективности.
Цель работы и гипотеза исследования определяют решение задач:
Теоретически обосновать проблему развития операций логического мышления старших дошкольников.
Выявить уровень развития операций логического мышления у детей 5-6 лет.
Подобрать комплекс игр для развития операций логического мышления детей 5-6 лет, определить.
Экспериментально проверить эффективность комплекса игр, направленных на развитие операций логического мышления.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы исследования развития операций логического мышления у детей 5- 6 лет посредством игры…………………...…...6
1.1. Исследования особенностей развития логического мышления у старших дошкольников в трудах отечественных и зарубежных психологов...8
1.2. Особенности формирования операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….….14
1.3. Особенности игровой деятельности детей 5-6 лет……………........20
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование развития логического мышления у детей 5-6 лет посредством игры………….…………………..26
2.1. Выявление уровня развития операций логического мышления у детей 5-6 лет. ………………………………….…………………….……….…….27
2.2. Развитие операций логического мышления в игровой деятельности………………………………………………………………………………..32
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.………...37
Выводы по II главе………………………………………………………..49
Заключение……..…………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………………….42
Приложения……………………………………………………………….48
Примечание: некоторые развороты в игре можно использовать в воспитательных целях, например, бабушка-гитара, перебирая струны, меняет свое настроение. Здесь можно рассказать о необходимости управлять своим настроением и привести доступные для детей примеры, как это делать
Развивающая игра "Кукловод"
Игра на развитие двигательной памяти.
Вариант 1. Взрослый -"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.
Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек - "кукловод", другой - "кукла".
Игра "Сложи узор".
Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).
Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.
Игра «Расскажи и покажи»
Игра на развитие слуховой памяти и речи. Попросить ребенка рассказать стихотворение сюжетного характера ( заранее подобранное и выученное) и показать ….
Например:
Как у нашего кота,
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Дидактическая игра «Помоги найти гномику свой домик»
Материал: домики разного цвета и формы, фигурки гномиков.
Задание. «У всех гномиков были свои домики. И мамы, чтобы они не заблудились, пришили им столько маленьких колокольчиков, сколько колокольчиков висело на домике.
Каждый вечер гномики возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто, где живет. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, гномики не смогли попасть в свои домики». Воспитатель просит детей помочь гномикам найти свои домики. Раскладывая фигурки гномиков в соответствии с количеством колокольчиков, дети группируют их с отвлечением от величины и цвета.
Усложнение игры: вместо колокольчиков на доме проставлены цифры, соответствующие количеству колокольчиков, пришитых на одежде гномиков.
Дидактическая игра «Заполни аквариумы»
Материал - три аквариума, количество рыбок в зависимости от задания (по сколько рыб необходимо посадить в аквариумы); рыбки двух размеров, трех цветов, чешуя четырех форм, хвост двух длин. Задание - рассадить по 5 рыбок в аквариумы, например, так: в один - рыбок с длинными хвостами, в другой - с чешуей прямоугольной формы, в третий - всех красных рыбок. Определить, какие рыбки будут располагаться в местах сообщения аквариумов (т.е. одна рыбка будет иметь два или больше заданных свойств).
Дидактическая игра «Садовники»
Материал: три клумбы, количество цветков в зависимости от задания, они трех цветов, двух размеров, с сердцевинкой и без нее, лепестки четырех форм. Задание: посадить на одну клумбу 6 цветов с сердцевинкой, на вторую - 6 с круглыми лепестками, на третью - 6 только большие цветы. Определить, какие цветы окажутся на пересечении двух клумб, какие - на пересечении трех клумб.
Дидактическая игра «Бабочки»
Материал: три полянки, количество бабочек в зависимости от задания, они трех цветов, двух размеров, крылья имею две формы, четыре варианта узоров. Задание: на одной полянке рассадить 7 бабочек с треугольным узором, на другой - 7 немаленьких, на третьей - 7 не желтых. Определить, какие бабочки окажутся на пересечении двух полянок, трех полянок.
Информация о работе Развитие логического мышления у детей 5-6 лет посредством игры