Развитие логического мышления у детей 5-6 лет посредством игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: создание комплекса игр с целью развития операций логического мышления детей 5-6 лет и проверка его эффективности.
Цель работы и гипотеза исследования определяют решение задач:
Теоретически обосновать проблему развития операций логического мышления старших дошкольников.
Выявить уровень развития операций логического мышления у детей 5-6 лет.
Подобрать комплекс игр для развития операций логического мышления детей 5-6 лет, определить.
Экспериментально проверить эффективность комплекса игр, направленных на развитие операций логического мышления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы исследования развития операций логического мышления у детей 5- 6 лет посредством игры…………………...…...6
1.1. Исследования особенностей развития логического мышления у старших дошкольников в трудах отечественных и зарубежных психологов...8
1.2. Особенности формирования операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….….14
1.3. Особенности игровой деятельности детей 5-6 лет……………........20
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование развития логического мышления у детей 5-6 лет посредством игры………….…………………..26
2.1. Выявление уровня развития операций логического мышления у детей 5-6 лет. ………………………………….…………………….……….…….27
2.2. Развитие операций логического мышления в игровой деятельности………………………………………………………………………………..32
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.………...37
Выводы по II главе………………………………………………………..49
Заключение……..…………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………………….42
Приложения……………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

Примечание: некоторые  развороты в игре можно использовать в воспитательных целях, например, бабушка-гитара, перебирая струны, меняет свое настроение. Здесь можно рассказать о необходимости управлять своим настроением и привести доступные для детей примеры, как это делать

Развивающая игра "Кукловод"

Игра на развитие двигательной памяти.

Вариант 1. Взрослый -"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек - "кукловод", другой - "кукла".

Игра "Сложи узор".

Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).

Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

Игра «Расскажи и покажи»

Игра на развитие слуховой памяти и речи. Попросить ребенка рассказать стихотворение сюжетного характера ( заранее подобранное и выученное) и показать ….

Например:

Как у нашего кота,

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Дидактическая игра «Помоги  найти гномику свой домик»

Материал: домики разного  цвета и формы, фигурки гномиков.

Задание. «У всех гномиков были свои домики. И мамы, чтобы они  не заблудились, пришили им столько  маленьких колокольчиков, сколько колокольчиков висело на домике.

Каждый вечер гномики  возвращались в свои домики. Они  хорошо знали дорогу и никогда  не путали, кто, где живет. Но вот  однажды налетел сильный ветер  и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, гномики не смогли попасть в свои домики». Воспитатель просит детей помочь гномикам найти свои домики. Раскладывая фигурки гномиков в соответствии с количеством колокольчиков, дети группируют их с отвлечением от величины и цвета.

Усложнение игры: вместо колокольчиков на доме проставлены цифры, соответствующие количеству колокольчиков, пришитых на одежде гномиков.

Дидактическая игра «Заполни аквариумы»

Материал - три аквариума, количество рыбок в зависимости от задания (по сколько рыб необходимо посадить в аквариумы); рыбки двух размеров, трех цветов, чешуя четырех форм, хвост двух длин. Задание - рассадить по 5 рыбок в аквариумы, например, так: в один - рыбок с длинными хвостами, в другой - с чешуей прямоугольной формы, в третий - всех красных рыбок. Определить, какие рыбки будут располагаться в местах сообщения аквариумов (т.е. одна рыбка будет иметь два или больше заданных свойств).

Дидактическая игра «Садовники»

Материал: три клумбы, количество цветков в зависимости  от задания, они трех цветов, двух размеров, с сердцевинкой и без нее, лепестки четырех форм. Задание: посадить на одну клумбу 6 цветов с сердцевинкой, на вторую - 6 с круглыми лепестками, на третью - 6 только большие цветы. Определить, какие цветы окажутся на пересечении двух клумб, какие - на пересечении трех клумб.

Дидактическая игра «Бабочки»

Материал: три полянки, количество бабочек в зависимости  от задания, они трех цветов, двух размеров, крылья имею две формы, четыре варианта узоров. Задание: на одной полянке  рассадить 7 бабочек с треугольным узором, на другой - 7 немаленьких, на третьей - 7 не желтых. Определить, какие бабочки окажутся на пересечении двух полянок, трех полянок.




Информация о работе Развитие логического мышления у детей 5-6 лет посредством игры