Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:33, курсовая работа
Цель работы: создание комплекса игр с целью развития операций логического мышления детей 5-6 лет и проверка его эффективности.
Цель работы и гипотеза исследования определяют решение задач:
Теоретически обосновать проблему развития операций логического мышления старших дошкольников.
Выявить уровень развития операций логического мышления у детей 5-6 лет.
Подобрать комплекс игр для развития операций логического мышления детей 5-6 лет, определить.
Экспериментально проверить эффективность комплекса игр, направленных на развитие операций логического мышления.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы исследования развития операций логического мышления у детей 5- 6 лет посредством игры…………………...…...6
1.1. Исследования особенностей развития логического мышления у старших дошкольников в трудах отечественных и зарубежных психологов...8
1.2. Особенности формирования операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….….14
1.3. Особенности игровой деятельности детей 5-6 лет……………........20
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование развития логического мышления у детей 5-6 лет посредством игры………….…………………..26
2.1. Выявление уровня развития операций логического мышления у детей 5-6 лет. ………………………………….…………………….……….…….27
2.2. Развитие операций логического мышления в игровой деятельности………………………………………………………………………………..32
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.………...37
Выводы по II главе………………………………………………………..49
Заключение……..…………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………………….42
Приложения……………………………………………………………….48
Дошкольники часто пытаются превратить любую игру в соревновательную. В этом возрасте соревнования приобретают, наряду с индивидуальным, коллективный характер. Это так же учитывалось и организовывались командные игры, в которых каждая команда решает познавательную задачу на сравнение, классификацию и обобщение.
При выполнении игровых
заданий осуществлялся
Подбор игр так же был обусловлен и тем, что мыслительные операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом. Отсюда: нельзя сформировать отдельно какую-либо мыслительную операцию без связи и опоры на другие операции. Поэтому, в процессе всего формирующего исследования, игры брались из всех 3-х блоков (примерно по одной игре из каждого блока в неделю), но с учетом их последовательного усложнения. Далее на неделе проводилась индивидуальная работа с детьми, которые не совсем справились с заданием игры, но теперь игры строились на новом материале.
Игры организовывались в рамках совместной деятельности с педагогом: как часть непосредственно образовательной деятельности, в утренние и вечерние часы.
Для развития сравнения широко использовался дидактический материал, специально подобранный для этой цели. Дидактический материал подбирался из детских журналов, математических тетрадей и т.д. и представлял собой игры типа «Найди 10 различий», в которых сравниваемые свойства представляли собой количество.
При этом дидактическая задача ставилась не прямо, а через игровые действия: загадывание и отгадывание; прятанье и поиск; соревнования («кто больше заметит различий» и пр.); игры в «штрафной» предмет.
Подбор и изготовление дидактического материала самими детьми, подлежащий классификации, является проверкой осознанного умения детей классифицировать предметы по 2-3 признакам. Детям предлагалось придумать содержание дидактического материала и самостоятельно подобрать основания для классификации.
Но вначале воспитатель изготавливал одну-две игры совместно с детьми, например, игру «Построй город». Способ изготовления – вырезание и аппликация домов из цветной бумаги. Дети вместе с воспитателем обговаривали и выбирали основания для классификации (цвет дома, форма крыши, этажность, количество окон на этаже и т.д.). В процессе изготовления игры воспитатель контролировал соблюдение сочетаний свойств, проверял наличие всех элементов игры. Затем детям предлагается построить улицы города, руководствуясь их названием - наличием заданных свойств, а также переулки - наличие пересекающихся свойств.
Итак, организация комплекса игр по развитию логических приемов мышления старших дошкольников была направлена на решение следующих задач:
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
С целью выяснения эффективности проведенной работы проводился контрольный эксперимент. Диагностика проводилась по той же методике, что и на начальном этапе работы.
Сравнительный анализ результатов исследования сформированности операций логического мышления детей в обеих группах на контрольном этапе исследования представлен рисунке 3.
Рисунок 3. Гистограмма уровней развития операций логического мышления у детей в контрольной (Б) и экспериментальной (А) группе на контрольном этапе
Как показывает гистограмма, количество детей с высоким уровнем развития операций логического мышления увеличилось на 25% (составляет 33% от общего количества детей). Количество детей со средним уровнем развития операций логического мышления осталось неизменным – 50%, но качественное содержание данной категории детей изменилось – за счет динамики показателей детей, показавших низкий уровень при констатирующем эксперименте. Число дошкольников, обладающих низким уровнем развития операций логического мышления составило 17%, что на 25% ниже показателей констатирующего эксперимента.
Таким образом, комплекс игр, направленных на развитие операций логического мышления детей 5-6 лет, проведенный с детьми, положительно повлиял на развитие операций логического мышления.
Динамика уровня развития операций логического мышления в контрольной (Б) и экспериментальной (А) группе представлена в таблице 5. и на рисунке 4.
Рисунок 4. Гистограмма динамики уровней развития операций логического мышления детей 5-6 лет.
Исходя из выше зафиксированных данных можно сказать о том, что количество детей в экспериментальной группе, имеющих высокий уровень развития операций логического мышления увеличилось на 25 %.
Количество детей, имеющих низкий уровень развития операций логического мышления на констатирующем этапе составляло 42%, на контрольном этапе детей, которые имеют низкий уровень развития операций логического мышления меньше на 25%.
В контрольной группе количество детей, имеющих высокий уровень развития операций логического мышления, на контрольном этапе, изменилось не столь значительно (прирост показателей на 9%). Количество детей в контрольной группе, имеющих средний показатель развития операций логического мышления, улучшилось на 12%, количество детей, имеющих низкий уровень развития операций логического мышления уменьшилось на 17%.
Приведенные выше данные показывают значительное увеличение показателей уровней развития операций логического мышления в экспериментальной группе (А). Эти данные позволяют говорить об эффективности предложенных игр. В контрольной группе (Б), также видны изменения, но не столь значительные.
Выводы по II главе
Анализируя практический эксперимент с использованием комплекса игр, направленных на развитие приемов логического мышления детей 5-6 летнего возраста, было установлено, что у детей экспериментальной группы уровень развития приемов логического мышления повысился. Таким образом, комплекс игр положительно повлиял на развитие приемов логического мышления. В контрольной группе, также видны изменения, но незначительные.
По результатам
контрольного эксперимента
Итак, сравнительный количественный и качественный анализ результатов исследований констатирующего и контрольного этапов свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию приемов логического мышления дошкольников посредством организации комплекса игр.
Заключение
Исключительно важное место в жизни и деятельности людей занимает мышление. В работе с дошкольниками оно рассматривается в двух планах: во-первых, что должно быть сформировано у ребенка посредством и в результате обучения; во-вторых, как основная способность, обеспечивающая быстрое и эффективное обучение, усвоение того содержания, которое задается на разных этапах обучения
В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и затем к логическому. Решающим условием для перехода является приобретение ребенком опыта решения задач. Однако, на практике очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, старшие дошкольники с трудом справляются с ними, когда эти задачи представлены в словесном плане.
Отечественные и зарубежные психологи неоднократно обращались к проблеме развития приемов логического мышления. В научной литературе раскрыты теории развития мышления, особенности и закономерности его развития на каждом возрастном этапе.
Относительно развития операций логического мышления дошкольников можно отметить, что они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Старший дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове. Изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков.
К концу дошкольного возраста ребенок может усвоить не только видовые, но и родовые понятия, соотнося их, определенным образом, друг с другом.
Необходимой предпосылкой развития операций мышления ребенка является обогащение его опыта, сообщение ему новых знаний и умений. Однако следует указать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний еще не может обеспечить правильного развития детского мышления.
Большое значение в умственном воспитании ребенка 5-6 лет приобретает, поэтому организация игр и занятий, которые развивают у ребенка умственные интересы, ставят перед ним определенные познавательные задачи, заставляли самостоятельно производить определенные умственные операции для достижения нужного результата.
Экспериментальное исследование показало широкие педагогические возможности организации игр, направленной на развитие логических приемов мышления старших дошкольников.
Анализ результатов контрольног
Организация педагогической работы по развитию приемов логического мышления старших дошкольников показала свою эффективность.
Список литературы
Приложение 1
Список детей экспериментальной группы (А)
Список детей контрольной группы (Б)
1. Быкасов Тимур,6 лет
2. Бессонов Алеша, 6 лет
3. Копытова Таня,5 лет
4. Юдин Миша, 5 лет
5. Ефремова Люба, 6 лет
6. Ковалев Слава, 6 лет
7. Беломыдцева Настя, 5 лет
8. Овчинникова Вика 6 лет
9. Гуляева Инна, 6 лет
10. Мямлина Катя, 6 лет
11. Белоусова Оксана 6 лет
12. Ким Женя, 6 л
Таблица 1
Сравнительный анализ уровня развития приемов логического мышления у детей на констатирующем этапе в контрольной и экспериментальной группе
Уровни |
высокий |
средний |
низкий |
% |
% |
% | |
Экспериментальная группа А |
3 |
50 |
47 |
Контрольная группа Б |
6 |
41 |
53 |
Таблица 2
Сравнительный анализ уровня развития приемов логического мышления у детей на контрольном этапе в экспериментальной и контрольной группе
Уровни |
высокий |
средний |
низкий |
% |
% |
% | |
Экспериментальная группа А |
20 |
60 |
20 |
Контрольная группа Б |
10 |
50 |
40 |
Информация о работе Развитие логического мышления у детей 5-6 лет посредством игры