Развитие логического мышления у старших дошкольников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 07:57, курсовая работа
Описание работы
Цель и гипотеза определили задачи исследования: · изучить теоретические основы развития мышления дошкольников; · выявить особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников; · раскрыть особенности интеллектуального развития дошкольников; · разработать и апробировать программу по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования логических задач и упражнений.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И
УПРАЖНЕНИЯ…………………………………………………………………………...6
1.1 Особенности интеллектуального развития дошкольников…………………......6 1.2 Развитие мыслительных операций у дошкольников………………………....….9 1.3 Значение занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников………………………………………....13 1.4 Особенности использования логических задач и упражнений в
процессе развития мыслительных операций у дошкольников…………………….17 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ……………………...22 2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников (констатирующий эксперимент)……………………………………….23 2.2 Развитие мыслительных операций у детей экспериментальной группы
исследования в процессе использования логических задач и упражнений………..31 2.3 Выявление динамики уровня развития мыслительных операций у дошкольников подготовительной группы (контрольный эксперимент)…………….35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...........43 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..............47
К концу первого года
жизни ребенок замечает не только прямой,
но и косвенный результат своих действий.
Манипулирование с
предметами на протяжении первого года
жизни качественно изменяется: ребенок
переходит от общей ориентировки в окружающем
к ориентировке в свойствах объектов.
На этой основе формируются сначала действия,
отражающие специфику предмета, например
игрушки, а позднее – действия с предметами,
совершаемые с практической или игровой
целью. Открытие связей в предметах, получение
результата вызывает у малыша яркие положительные
эмоции.[19; с.187]
В раннем детстве, самостоятельно
передвигаясь, действуя с объектами, малыш
изучает их, выделяет их признаки. Установления
связи между предметом и действием выступает
предпосылкой практического решения задач.
Задача возникает перед ребенком в практической
деятельности и решается им с помощью
предметных действий, ведь малыш ещё не
умеет действовать в плане представлений.
Предметная деятельность через освоение
ребенком соотносящих и орудийных действий
создает возможности для того, чтобы малыш
перешел от использования готовых связей
и отношений к их установлению. То есть
возникает наглядно-действенное мышление.
Освоение класса соотносящих действий
предполагает умение анализировать признаки
и сравнивать предметы по выделенному
признаку.
Уже в раннем детстве
наглядно-действенное мышление характеризуется
отвлеченностью и обобщенностью. Обобщение
опыта деятельности и использование его
при решении новых практических задач
формирует элементарную культуру мышления
и подготавливает обобщение опыта в слове,
что в итоге способствует развитию речевого
мышления.
У ребенка появляется
представление о результате, последовательности
действий, необходимом для решения задачи
орудии. А значит, складываются предпосылки
наглядно – образного мышления, которое
повышает эффективность решения практических
задач.
В возрасте 1-3 лет начинают
складываться мыслительные операции.
Формирование интеллектуальных операции
в раннем детстве, как подчеркивал Д.Б.
Эльконин, главным образом происходит
при овладении орудийными действиями,
поскольку они более определенны и постоянны,
в отличии от других действий; в них гораздо
ярче выражена связь орудия с предметами,
на которые направлено его действие, следовательно,
они создают более благоприятные условия
для ориентировки ребенка на эту связь.
В процессе формирования предметных действий,
в основном орудийных, ребенок выделяет
в предметах общие и постоянные признаки,
на основе чего складываются обобщения.[19;
с.193]
Элементарные мыслительные
операции выступают в различении и сравнении
признаков: цвета, формы, величины. Различение
требует анализа предметов и установления
их сходства и различия. На третьем году
жизни сравнение привлекает малыша и ,
находя в предметах общее, он испытывает
радость. Знакомясь со свойствами и названиями
предметов, ребенок переход к обобщениям,
к первым общим представлениям.
В отличие от периода
раннего детства, в дошкольном возрасте
мышление опирается на представления.
Ребенок может думать о том, что в данный
момент он не воспринимает, но что он знает
по своему прошлому опыту. Оперирование
образами и представлениями делает мышление
дошкольника внеситуативным, выходящим
за пределы воспринимаемой ситуации, и
значительно расширяет границы познания.
Изменения в мышлении
дошкольника прежде всего связаны с тем,
что устанавливаются все более тесные
взаимосвязи с речью. Такие взаимосвязи
приводят к бурному развитию мыслительных
операций.
Дошкольник переход
к решению интеллектуальных задач качественно
иного уровня, чем в раннем детстве. Возрастает
тенденция к самостоятельности, независимости
и оригинальности мышления. Малыш объединяет
объекты, признаки и свойства, несоединимые
на взгляд взрослого.
У дошкольника изменяется
характер обобщений. Дети постепенно переходят
от оперирования внешними признаками
к раскрытию объективно более существенных
для предмета признаков. Более высокий
уровень обобщения позволяет ребенку
освоить операцию классификации, которая
предполагает отнесение объекта к группе
на основе видо-родовых признаков. Развитие
умения классифицировать предметы связано
с освоением обобщающих слов, расширением
представлений и знаний об окружающем
и умением выделять в предмете существенные
признаки.
Младшие и средние
дошкольники выделение классификационных
групп нередко мотивируют совпадением
внешних признаков или на основе использования
назначения предметов. Старшие дошкольники
не только знают обобщающие слова, но и
опираясь на них правильно мотивируют
выделение классификационных групп.[19;
с.202]
Таким образом, в процессе
познания и развития мыслительной деятельности
ребенок усваивает мыслительные
операции: анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация,
систематизация. Они являются основными
компонентами мышления. Каждая из них
выполняет определенную функцию в процессе
мышления и находится в сложной связи
с другими операциями.
Развитие мыслительных
операции в дошкольном возрасте приводит
к формированию дедуктивного мышления
у ребенка, под которым понимается умение
согласовывать свои суждения друг с другом
и не впадать в противоречия.
У детей пройденные
этапы и достижения в совершенствовании
мыслительных действий и операций полностью
не исчезают, но преобразуются, заменяются
новыми, более совершенными.
1.3 Значение
занимательного математического
материала для интеллектуального
развития дошкольников
В последние десятилетия
возникли тревожащие тенденции, связанные
с тем, что система образовательной работы
с дошкольниками стала во многом использовать
школьные формы, методы, иногда и содержание
обучения, что не соответствует возможностям
детей, их восприятию, мышлению, памяти.
Справедливо критикуется возникающий
на этой основе формализм в обучении, завышенные
требования к умственному развитию детей.
И самое главное, происходит искусственное
ускорение темпов развития детей.
И в связи с этим, эффективное
развитие интеллектуальных способностей
детей дошкольного возраста с учетом сензитивных
периодов развития – одна из актуальных
проблем современности. Дошкольники с
развитым интеллектом быстрее запоминают
материал, более уверены в своих силах,
легче адаптируются в новой обстановке,
лучше подготовлены к школе.
В основе интеллекта
лежит развитое мышление. Процесс развития
мышления методически состоит в формировании
и развитии обобщенных приемов умственных
действий (сравнение, обобщение, анализ,
синтез, классификация и др.), что является
общим условием функционирования самого
мышления как процесса в любой - области
познания.
Практика работы дошкольных
учреждений показывает, что педагоги зачастую
используют репродуктивные методы обучения.
Но существует целый арсенал средств активизации
математической деятельности дошкольников.
Одним из них выступает занимательность.
Проблеме занимательности посвящены труды
по психологии и педагогике (Ю.К. Бабанский,
К.А. Лыгалова, Д.И. Трайтак, И.Д. Синельникова,
Н.И. Гамбург и др.). Психолог П. Кудлер,
отмечал, что наука развивается так быстро,
что человек не может обойтись без научных
знаний, популярно изложенных.
Психолог и педагог
Я.И. Перельман считал занимательность
главным средством, помогающим сложные
научные истины делать доступными для
непосвященного человека, его удивлять,
возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность,
содействовать активному познавательному
отношению к окружающим явлениям действительности.
Как показывают исследования психолога
Н.И. Гамбург, шутки, курьезы способствуют
активизации мысли, озадачивают и побуждают
к поиску.
Сущность занимательности
составляют новизна, необычность, неожиданность.
Занимательный материал, специально создан
для умственного развития и требует для
своего решения догадливости, сообразительности.
Все это способствует развитию таких мыслительных
операций, как сравнение, анализ, синтез,
обобщение и др.
Однако следует помнить,
что занимательность эффективна тогда,
когда педагог понимает ее как фактор,
влияющий на психические процессы, осознает
цели ее использования в каждом конкретном
случае, потому что назначение занимательности
в учебном процессе многообразно:
– первоначальный
толчок к познавательному интересу;
– опора для эмоциональной
памяти, средство запоминания особенно
трудного материала;
– своеобразная разрядка
напряженной обстановки, средство переключения
эмоций, внимания, мыслей;
– средство повышения
эмоционального тонуса познавательной
деятельности детей с недостаточной работоспособностью,
мобилизации их внимания и волевых усилий
(Г.И. Щукина).
Педагоги дошкольных
образовательных учреждений широко используют
занимательность в педагогическом процессе.
На наш взгляд, наиболее эффективные результаты
может дать использование занимательности
при обучении дошкольников математике.
Математика - это мощный
фактор интеллектуального развития ребенка,
формирования его познавательных и творческих
способностей. Известно и то, что от эффективности
математического развития ребенка в дошкольном
возрасте зависит успешность обучения
математике в начальной школе.
Занимательный математический
материал способствует решению задач
всестороннего развития и воспитания
дошкольников: активизировать умственную
деятельность, заинтересовать математическим
материалом, увлекать и развлекать детей,
развивать ум, расширять, углублять математические
представления, закреплять полученные
знания и умения, упражнять.
Дошкольники с большим
интересом воспринимают задачи-шутки,
головоломки, загадки, ребусы, математические
фокусы; настойчиво ищут пути решения,
ведущие к результатам. Увлекаясь решением
занимательной задачи, ребенок испытывает
эмоциональный подъем, что, в свою очередь,
стимулирует его мыслительную активность.
Педагог З.А. Михайлова
отмечает, что при решении занимательных
задач дети пользуются двумя видами поисковых
проб: практическими (действия в перекладывании,
подборе) и мыслительными (обдумывание
хода, предугадывание результата, предложение
решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез,
решения дети проявляют и догадку, то есть,
как бы внезапно приходят к правильному
решению.
Каждая занимательная
задача включает в себя определенную познавательную
нагрузку, которая, как правило, скрыта
игровой мотивацией. Умственная задача
реализуется средствами игры в игровых
действиях. Смекалка, находчивость, инициатива
проявляются в активной умственной деятельности,
основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому
материалу придают игровые элементы, содержащиеся
в каждой задаче, логическом упражнении,
развлечении. Многообразие занимательного
материала дает основание для его систематизации.
На наш взгляд, наиболее подробную классификацию
занимательного математического материала
предложила З. А. Михайлова, которая выделяет
три основные группы:
– развлечения;
– математические
игры и задачи;
– развивающие (дидактические)
игры и упражнения.
Математические развлечения
- головоломки, ребусы, лабиринты - интересны
по содержанию, занимательны по форме,
отличаются необычностью решения, парадоксальностью
результата.
Математические игры
отражают закономерности, отношения, зависимости,
представления и понятия, формируемые
у дошкольников. При решении следует проанализировать
представленную ситуацию, а затем, опираясь
на опыт и знания, сделать правильные выводы.
Дидактические игры
и упражнения направлены на развитие у
детей логического мышления, количественных,
пространственных, временных представлений.
Их основная задача - упражнять детей в
различении, назывании множеств предметов,
чисел, геометрических фигур, направлений
и т. д. Дидактические игры способствуют
формированию новых знаний и способов
действий, в связи с чем являются оптимальным
средством обучения детей началам математики.
Решение занимательных
задач в дошкольном возрасте способствует
формированию и совершенствованию развития
общих умственных способностей, интереса
к изучению математики у детей в дальнейшем,
смекалки, сообразительности.
Особо важным, по мнению
З. А. Михайловой, следует считать развитие
у детей умения догадываться о решении
на определенном этапе анализа занимательной
задачи, поисковых действий практического
и мыслительного характера. Догадка в
этом случае свидетельствует о глубине
понимания задачи, высоком уровне поисковых
действий, мобилизации прошлого опыта,
переносе усвоенных способов решения
в совершенно новые условия.
Таким образом, занимательный
математический материал является хорошим
средством воспитания у детей уже в дошкольном
возрасте интереса к математике, к логике
и доказательности рассуждений, желания
проявлять умственное напряжение, сосредоточенность
внимания на проблеме.
1.4 Особенности
использования логических задач
и упражнений в процессе развития
мыслительных операций у дошкольников
Многие полагают, что
главное при подготовке к школе - это познакомить
ребенка с цифрами и научить его писать,
считать, складывать и вычитать (на деле
это обычно выливается в попытку выучить
наизусть результаты сложения и вычитания
в пределах 10).
Однако при обучении
математике по учебникам современных
развивающих систем эти умения очень недолго
выручают ребенка на уроках математики.
Запас заученных знаний кончается очень
быстро (через месяц-два), и несформированность
собственного умения продуктивно мыслить
(то есть самостоятельно выполнять указанные
выше мыслительные действия на математическом
содержании) очень быстро приводит к появлению
"проблем с математикой».
Логические приемы
умственных действий - сравнение, обобщение,
анализ, синтез, классификация, систематизация,
сериация, абстрагирование - в литературе
также называют логическими приемами
мышления. При организации специальной
развивающей работы над формированием
и развитием логических приемов мышления
наблюдается значительное повышение результативности
этого процесса независимо от исходного
уровня развития ребенка.
Существуют различные
приемы умственных действий, которые помогают
усилить эффективность использования
логико-конструктивных заданий.
Сериация - построение упорядоченных
возрастающих или убывающих рядов по выбранному
признаку. Классический пример сериации:
матрешки, пирамидки, вкладные мисочки
и т. д.
Сериации можно организовать
по размеру, по длине, по высоте, по ширине,
если предметы одного типа (куклы, палочки,
ленты, камешки и т. д.), и просто по величине
(с указанием того, что считать величиной),
если предметы разного типа (рассадить
игрушки по росту). Сериации могут быть
организованы по цвету, например по степени
интенсивности окраски (расставить баночки
с окрашенной водой по степени интенсивности
цвета раствора).