Развитие логического мышления у старших дошкольников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 07:57, курсовая работа
Описание работы
Цель и гипотеза определили задачи исследования: · изучить теоретические основы развития мышления дошкольников; · выявить особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников; · раскрыть особенности интеллектуального развития дошкольников; · разработать и апробировать программу по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования логических задач и упражнений.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И
УПРАЖНЕНИЯ…………………………………………………………………………...6
1.1 Особенности интеллектуального развития дошкольников…………………......6 1.2 Развитие мыслительных операций у дошкольников………………………....….9 1.3 Значение занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников………………………………………....13 1.4 Особенности использования логических задач и упражнений в
процессе развития мыслительных операций у дошкольников…………………….17 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ……………………...22 2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников (констатирующий эксперимент)……………………………………….23 2.2 Развитие мыслительных операций у детей экспериментальной группы
исследования в процессе использования логических задач и упражнений………..31 2.3 Выявление динамики уровня развития мыслительных операций у дошкольников подготовительной группы (контрольный эксперимент)…………….35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...........43 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..............47
Качественный анализ
результатов констатирующего этапа исследования
показал следующее.
Методика
№1 «Что здесь лишнее?»
В ходе проведения
данной методики удалось выявить, что
из 10 человек экспериментальной группы
– 5 выполнили задание правильно (1 -высокий
и 4- средний уровень), т.е. способны к анализу
и обобщению, 5 человек показали низкий
уровень.
В контрольной группе
результат немного лучше. Из 10 испытуемых
6 детей выполнили задание правильно и
затратили на выполнение наименьшее количество
времени (3 – высокий уровень, 3 -средний
уровень). Дети, которые правильно выполнили
задание, обладают надлежащим уровнем
анализа и обобщения. 4 детей решили задачу
более, чем за отпущенные 3 минуты.
Следует констатировать
тот факт, что в обеих группах нет детей,
которые совсем не справились с заданием.
Результаты диагностики
по первой методики в контрольной и экспериментальной
группах показали следующие уровни развития
анализа и обобщения (Рис.1)
Экспериментальная
группа
Контрольная группа
Рис. 1 - Результаты
диагностики по первой методики в контрольной
и экспериментальной группах.
Методика
№2.
«Последовательность
событий»
В ходе проведения
данной методики выяснилось, что из 10 человек
экспериментальной группы – 7 детей выполнили
задание правильно (2 –высокий уровень
и 5 -средний уровень), т.е. дети обладают
такими операциями мышления, как обобщение,
выяснение причин, выявления сходства
и различий в объектах. 3 человека показали
низкий уровень развития данных операций
мышления. В контрольной группе 8 детей
справились с поставленной в ходе диагностики
задачей (2 детей на высоком уровне и 6 на
среднем уровне). Результат диагностики
говорит о способности детей к обобщению,
умению понимать связь событий и строить
последовательные умозаключения. Количество
детей, не справившихся с заданием в контрольной
группе – 2 человека.
Из результатов данной
методики, мы можем судить об уровне развития
таких мыслительных операций как обобщение,
анализ и синтез у детей контрольной и
экспериментальной групп. (Рис.2)
Экспериментальная
группа
Контрольная группа
Рис. 2 - Уровни развития
мыслительных процессов обобщения, анализа
и синтеза у детей контрольной и экспериментальной
групп
Методика № 3
«Четвертый лишний»
В ходе проведения
данной методики было выявлено, что результаты
в контрольной и экспериментальной группах
одинаковые, т.е. из 10 человек в группе
– 6 детей справились с заданием (2 – на
высоком и 4 - среднем уровнях;) 4 детей показали
низкий уровень способностей детей к обобщению
и классификации.
Результаты диагностики
по третьей методики говорят о том, что
большинство детей, как в экспериментальной,
так и в контрольной группах обладают
такими мыслительными операциями как
обобщение и классификация. Дети легко
выделяли лишние слова. У детей с низким
уровнем способность к обобщению и классификации
развита слабо.
Распределение детей
по уровням способностей к обобщению,
классификации по результатам четвертой
методики произошло следующим образом
(Рис 3.)
Рис. 3 - Распределение
детей по уровням способностей к обобщению,
классификации по результатам четвертой
методики в контрольной и экспериментальной
группах
Сопоставительный
анализ полученных данных результатов
всех диагностирующих методик показал,
у дошкольников экспериментальной группы
уровень сформированности мыслительных
операций ниже, чем у детей, контрольной
группы. Наиболее сохранными у детей обеих
групп оказались операции анализа и обобщения,
наименее сохранны - операции сравнения
и классификации.
По результатам всей
диагностики мы построили сравнительную
диаграмму уровней развития мыслительных
операций у детей контрольной и экспериментальной
групп (Рис.4).
Рис. 4 - Сравнительная
диаграмма уровней развития мыслительных
операций у детей контрольной и экспериментальной
групп
Таким образом, анализируя
данные констатирующего этапа эксперимента
можно сделать вывод о недостаточной
обращенности воспитателей к развитию
мыслительных операций у детей в педагогической
деятельности: наполняя взаимодействие
с детьми разнообразной информацией, педагоги
не обращают свое внимание на развитие
мыслительных операций вне занятий, способы
и средства их применения, что поставило
нас перед необходимостью на формирующем
этапе исследования продумать содержание
и формы специально-организованной деятельности,
направленной не только на развитие мыслительных
операций на специально-организованных
занятиях, но и в повседневной детской
деятельности.
2.2 Развитие
мыслительных операций у детей
экспериментальной группы исследования
в процессе использования логических
задач и упражнений
Цель формирующего эксперимента:
проведение целенаправленной систематической
работы по развитию мыслительных операций
детей экспериментальной группы посредством
логических заданий и упражнений.
Так как обучение в
детском саду ведется по Программе воспитания
и обучения в детском саду, то дети контрольной
группы занимались только по этой программе,
а детям экспериментальной группы в процессе
проведения занятий по этой программе
внедряли разработанные логические задачи
и упражнения.
Самым лучшим способом
совершенствования мыслительных операций
у детей дошкольного возраста являются
логические задачи и упражнения.
Для реализации намеченной
цели мы спланировали свою работу по следующим
направлениям:1. Работа с детьми. Она включила
в себя разработку и апробацию программы
использования логических задач и упражнений
в работе с детьми.
2. Работа с педагогами
- помощь в организации игр
и занятий.3. Работа с родителями
- консультирование.
При разработке программы
использования логических задач и упражнений
учитывались возрастные и индивидуальные
особенности испытуемых.
Программа представляет
собой систему из 10 задач и упражнений,
включающих задания, разработанные на
основе различных методических источников:
авторских книг, материалов периодической
печати.(Приложение 2).
Данная программа реализовалась
сквозь призму системы логических заданий
и упражнений на анализ, синтез, сравнение,
обобщение и др.
Основной формой работы
по данной программе являются логические
задачи и упражнения, представленные в
виде игры. В ходе работы обеспечивалось
постепенное усложнение умений. Сначала
ребенок закреплял умения выявлять отдельные
качества предметов, абстрагировать их
от других, закреплять в сознании, сопоставлять
и обобщать по этим качествам разные предметы.
Затем ребенок овладевал умениями выявлять
в объектах, абстрагировать и закреплять
в сознании одновременно несколько качеств,
сопоставлять и обобщать объекты с учетом
наличия или отсутствия этих качеств.
При этом овладение
мыслительными умениями шло на логическом
уровне, когда ребенок оперировал своими
умениями.
Успешная реализация
данной программы возможна лишь при условии
создания соответствующей развивающей
среды, включающая наличие необходимых
учебных пособий, игр и игровых материалов,
условий для наблюдения и экспериментирования,
а также спокойная доброжелательная атмосфера,
в которой могут проявляться задатки и
способности ребенка, а также условия,
способствующие развитию мыслительной
и речевой деятельности.
Работа с воспитателями
заключалась в оказании помощи в организации
игр и занятий. Нами был пополнен уголок
занимательной математики в группе. В
уголок мы поместили логические игры,
разработанные А.А. Столяром, различные
головоломки, настольно-печатные игры,
головоломки, дидактические игры и упражнения,
а также игры «Танграм», «Монгольская
игра», «Колумбово яйцо» и другие. Детям
был обеспечен свободный доступ к игровому
материалу. Наряду с пополнением уголка
занимательной математики, мы организовали
игру «Танграм», направленную на проявление
старшими дошкольниками самостоятельности
в создании плоскостных изображений, предметов,
животных. В такой игре детей увлекала
цель - составить увиденное на образце
или самостоятельно задуманное силуэтное
изображение. Дошкольники с интересом
включались в активную практическую деятельность
с целью создания силуэтного образа. Помимо
этой игры, также использовались и другие
игровые конструкторы, такие как «Пифагор»,
«Монгольская игра», «Вьетнамская игра»,
«Колумбово яйцо» и др. Игры такого типа
интересны по содержанию, занимательны
по форме, отличаются необычностью, парадоксальностью
результата, рассчитаны на проявление
активности и интереса.
В своей работе мы использовали
логические блоки Дьенеша, которые позволяют
моделировать важные понятия не только
математики, но и информатики: алгоритмы,
кодирование информации, логические операции;
строить высказывания с союзами "и",
"или", частицей "не" и др. Подобные
игры способствуют ускорению процесса
развития у дошкольников простейших логических
структур мышления и математических представлений.
С помощью этих игр дети успешно овладевают
в дальнейшем основами математики и информатики.
Любая логическая задача
на смекалку, для какого бы возраста она
не предназначалась, несет в себе определенную
умственную нагрузку, которая чаще всего
замаскирована занимательным сюжетом,
внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру или
видоизменить ее, найти путь решения, отгадать
число – реализуется средствами игры
в игровых действиях. Смекалка, находчивость,
инициатива проявляются в активной умственной
деятельности, основанной на непосредственном
интересе.
При выполнении упражнений
и заданий в экспериментальных группах
осуществлялся индивидуальный подход
в обучении, в результате которого учитывались
особенностей личности обучаемых, их наклонности,
интересы, отношение друг к другу при выполнении
упражнений и заданий, а также при подборе
партнёров по общению, что обеспечивало
усиление мотивации в ходе образовательного
процесса. Стиль общения экспериментатора
с детьми был выбран демократический,
что способствовало созданию положительных
эмоций и микроклимата группы.
Развитие логического
мышления детей – процесс длительный
и весьма трудоемкий; прежде всего для
самих детей – уровень мышления каждого
очень специфичен.
Мысленно мы распределили
детей на три группы: сильные, средние,
слабые.
Такое разделение помогает
ориентироваться в подборе занимательного
материала и задач, предупреждает возможные
перегрузки «слабых» детей, потерю интереса
(ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных»
Детям, справляющимся
с логическими задачами на среднем уровне,
подключались к играм соревновательного
характера.
Учитывалась необходимость
особого подхода к «слабым» детям. Учитывая
их психические и физические особенности,
мы старались внушить им уверенность в
себе, подвести к самостоятельному решению
простых задач. В случае быстрого утомления,
вид деятельности сменяется.
Особую роль играют
«сильные» дети: отлично справившись с
конкретной задачей они, по просьбе педагога
(или самостоятельно) «подключаются» к
тем, кто испытывает серьезные трудности.
С родителями велась
широкая консультационная работа. Специально
для родителей, нами были проведены консультации
на темы: «Как организовать игры детей
дома с использованием занимательного
математического материала», «Занимательные
игры - что это?».(Приложение 3)
Вывод: Наблюдения за детьми
показали, что они с большим желанием откликаются
на предложения решать логические задачи.
Они самостоятельно выбирают занимательный
материал в уголке математики.
2.3 Выявление
динамики уровня развития мыслительных
операций у дошкольников подготовительной
группы (контрольный эксперимент)
Для проверки, проделанной
нами работы на формирующем этапе эксперимента,
был проведен контрольный эксперимент.Цель: проверка
эффективности разработанной программы
у старших дошкольников. На данном этапе
эксперимента использовался тот же диагностируемый
материал, что и на констатирующем этапе.
Для выявления эффективности проделанной
работы на формирующем этапе эксперимента
диагностика проводилась как с детьми
экспериментальной так и контрольной
групп.
Результаты контрольной
диагностики следующие. (Таблица 4)
Таблица 4 - Количественные
показатели результатов диагностики на
констатирующем этапе эксперимента