Результаты контрольной
диагностики следующие. (Таблица 5.)
Таблица 5 - Количественные
показатели результатов диагностики на
констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Общее кол-во баллов |
Экспериментальная
группа |
1 |
Марат А. |
6 |
2 |
6 |
14 |
2 |
Саша Б. |
5 |
2 |
5 |
12 |
3 |
Настя И. |
7 |
3 |
5 |
15 |
4 |
Аня М. |
9 |
3 |
10 |
22 |
5 |
Гарик М. |
4 |
2 |
2 |
8 |
6 |
Рома М. |
5 |
2 |
5 |
12 |
7 |
Катя С. |
7 |
3 |
6 |
16 |
8 |
Аня С. |
9 |
3 |
8 |
20 |
9 |
Настя С. |
6 |
3 |
6 |
15 |
10 |
Дима Т. |
3 |
2 |
4 |
9 |
Средний балл по группе |
14,3 |
|
Контрольная группа |
1 |
Руслан А. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
Лиза З. |
7 |
2 |
6 |
15 |
3 |
Дима К. |
8 |
3 |
6 |
17 |
4 |
Алена М. |
9 |
3 |
8 |
20 |
5 |
Даша К. |
9 |
3 |
10 |
22 |
6 |
София П. |
2 |
1 |
2 |
5 |
7 |
Дима С. |
3 |
2 |
4 |
9 |
8 |
Лиза С. |
5 |
2 |
5 |
12 |
9 |
Максим Т. |
3 |
1 |
4 |
8 |
10 |
Алиса Ш. |
5 |
2 |
7 |
14 |
Средний балл по группе |
12,8 |
По показателям среднего
балла в каждой группе можно проследить
изменения. Если на констатирующем эксперименте
средний балл контрольной группы был выше,
чем средний балл экспериментальной группы,
то по результатам контрольного эксперимента
можно увидеть обратное. (Рис.5)
Рис. 5 - Изменение среднего
балла результатов диагностики в экспериментальной
и контрольной группах
Как видно из графика,
в обеих группах произошел прирост среднего
балла, но в экспериментальной группе
этот прирост намного больше, чем в контрольной
и составил 2,7 балла в экспериментальной
группе и 0,3 в контрольной.
Анализируя качественные
результаты, можно увидеть следующее.
(Таблица 6)
Таблица 6 - Качественные
результаты диагностика на констатирующем
этапе эксперимента
№
п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Общее кол-во баллов |
Уровень сформированности |
Экспериментальная группа |
1 |
Марат А. |
14 |
С |
2 |
Саша Б. |
12 |
С |
3 |
Настя И. |
15 |
С |
4 |
Аня М. |
22 |
В |
5 |
Гарик М. |
8 |
Н |
6 |
Рома М. |
12 |
С |
7 |
Катя С. |
16 |
С |
8 |
Аня С. |
20 |
В |
9 |
Настя С. |
15 |
С |
10 |
Дима Т. |
9 |
Н |
Контрольная группа |
1 |
Руслан А. |
6 |
Н |
2 |
Лиза З. |
15 |
С |
3 |
Дима К. |
17 |
С |
4 |
Алена М. |
20 |
В |
5 |
Даша К. |
22 |
В |
6 |
София П. |
5 |
Н |
7 |
Дима С. |
9 |
Н |
8 |
Лиза С. |
12 |
С |
9 |
Максим Т. |
8 |
Н |
10 |
Алиса Ш. |
14 |
С |
Анализ изменения уровня
развития мыслительных операций показал
следующее (Рис.6)
Рис. 6 - Изменение уровня
развития мыслительных операций у детей
экспериментальной и контрольной групп
в сравнении с двумя экспериментами
Как видно, в экспериментальной
группе увеличилось количество детей
с высоким и среднем уровнем, а уменьшилось
количество испытуемых с низким уровнем.
В контрольной группе перемещение детей
по уровням не произошло, но у некоторых
испытуемых изменилась оценка по выполнению
некоторых диагностических заданий. К
сожалению, изменения оценок не было столь
высоким, что могло бы привести к перемещению
детей на более высокий уровень развития
мыслительных операций, чем на констатирующем
этапе эксперимента.
В процессе исследования
выявлены качественные особенности протекания
различных мыслительных операций.
Анализ результатов
исследования операций анализа и синтеза у
дошкольников контрольной группы, выявил
следующие специфические особенности:
недостаточная сформированность умения
соотносить отдельные части и целое, устанавливать
причинно-следственные связи и отношения,
преобладание признаков, несущих наибольшую
эмоциональную нагрузку, ограниченный
объем обработки перцептивной информации,
трудности организации смысловых и вербальных
программ, включающих большое число элементов.
Это свидетельствует о недостатке аналитико-синтетической
деятельности детей, в частности, о таких
недостатках мышления, как конкретность,
повышенная лабильность и неустойчивость
выделения существенных признаков и связей
предметов и явлений. Трудности выполнения
ряда заданий на анализ и синтез связаны
с тем, что у детей контрольной группы,
нарушается вычленение главного, существенного
в воспринимаемой информации, действие
отбора и селекции значимых признаков.
Дети экспериментальной
группы, в отличие от детей контрольной
группы, легче определяют различие объектов,
чем их сходство. При осуществлении операции
сравнения у детей контрольной группы
выявляется более ограниченный объем
обработки информации, представленной
для сравнения, чем у детей экспериментальной
группы.
Исследование операции обобщения свидетельствует
о существенном отставании и своеобразии
в развитии этой операции у дошкольников
контрольной группы, о существенной диспропорции
в развитии интуитивно-практического
и словесно-логического обобщения. Для
данной категории детей было характерно
недостаточное умение дифференцировать
существенное от второстепенного, отражение
в суждениях случайной стороны предметов
или явлений, а не существенных отношений
между ними, затруднения в установлении
сложных обобщений, обусловленные недоразвитием
симультанных процессов.
В экспериментальной
группе не вызвало трудности при выделении
основания для группировки объектов, неточное
употребление обобщающих понятий, тенденция
к необоснованному их расширению, упрощению,
смешение близких понятий. Основной особенностью
развития операцииклассификации у
детей контрольной группы, является неравномерность
ее функционирования на наглядно-образном
и словесно-логическом уровнях. При классификации
материала у детей, экспериментальной
группы отмечалось достаточное развитие
умения относить объект к классу, выделять
основание классификации, умение речевого
выражения выделенного основания классификации.
Задания, предъявляемые детям экспериментальной
группы выполнялись лучше, чем задания,
предъявленные в детям контрольной группы.
Деятельность детей
экспериментальной группы характеризовалась
достаточной целенаправленностью и осознанностью,
детьми данной группы предпринимались
попытки планировать свои действия в соответствии
с определенным замыслом.
Сравнительный анализ
констатирующего и контрольного этапов
опытно-экспериментального исследования
показал следующее (Рис.7)
Рис. 7 - Сравнительная
диаграмма уровней развития мыслительных
операций у детей контрольной и экспериментальной
групп на контрольном и констатирующем
этапе эксперимента
Анализ показал, что
у дошкольников контрольной группы, уровень
сформированности мыслительных операций
ниже, чем у детей экспериментальной группы.
Данный факт говорит неравномерности
развития мыслительных операций у детей
контрольной группы.
Таким образом, анализируя
данные контрольного этапа эксперимента
можно сделать вывод о том, что в экспериментальной
группе все дети без исключения знакомы
с операцией сравнения, анализа, синтеза,
классификации. Им понятно применение
частицы отрицания «не». Они, в большинстве
случаев, могут установить определенную
последовательность некоторых событий.
Большая часть детей
испытывает устойчивый интерес к логическим
задачам и упражнениям. Возросла степень
их активности в самостоятельной деятельности.
Дети стали смело высказывать
суждения, доказательства. Это достаточно
сложная речевая деятельность, но она
очень необходима. (Ребенок должен уметь
объяснять свою позицию, выразить свое
мнение и не стесняться этого).
Таким образом, разработанная
нами программа по использованию логических
игр и упражнений достаточно эффективна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие российской
системы образования последних лет характеризуется
интенсивным поиском наиболее рациональных
форм обучения, формированием новых образовательных
технологий, подавляющее число которых
имеет комплексный характер.
Психологами всего
мира общепризнано, что наиболее интенсивное
интеллектуальное развитие детей приходится
на период с пяти до восьми лет. Одним из
наиболее значимых компонентов интеллекта
является способность логически мыслить.
Формированию и развитию
основных структур мышления детей может
способствовать адекватная постановка
задач обучения, включающая как содержание,
так и методы обучения, т. е. правильное
определение чему и как учить.
Так как логическое
мышление в дошкольном возрасте преимущественно
проявляется через отдельные структурные
компоненты, то их целостное развитие
возможно посредством занимательного
математического материала при условии
соблюдения психолого-педагогических
требований, обеспечивающих одновременное
воздействие на эмоциональную, когнитивную,
мотивационную сферы ребёнка путём решения
системы логических задач и упражнений:
овладение отдельными признаками предметов;
проникновение внутрь предметной структуры;
объединение воспринимаемых признаков
предметов; словесный анализ признаков
объекта; группировка объектов на основе
наглядно предложенных знаков.
В данной исследовательской
работе был рассмотрен вопрос о роли логических
задач и упражнений в развитии мыслительных
операций дошкольников.
Анализ вскрыл достаточно
широкую освещенность проблемы развития
мыслительных операций в психологических
исследованиях в деятельностном и личностном
направлениях. Анализ педагогических
исследований позволил определить не
только важность и значимость занимательного
математического материала в развитии
мыслительных операций ребенка, но и обнаружить
недостаточную разработанность педагогических
условий их развития.
В процессе проведенного
эксперимента была разработана и адаптирована
программа использования логических задач
и упражнений в развитии мыслительных
операций старших дошкольников.
Исследование позволило
установить динамику развития мыслительных
операций у старших дошкольников. У детей,
с которыми проводилась целенаправленная
работа по развитию мыслительных операций,
были выявлены значительно высокие результаты
по сравнению с детьми, у которых развитие
мыслительных операций происходило спонтанно,
без специального обучения. Вместе с тем,
после опытно-экспериментальной работы
действия детей стали целенаправленными
и осознанными. Испытуемые научились выделять
существенные признаки предметов, обобщать
и классифицировать их на основе выделенных
признаков, соотносить части и целое, устанавливать
закономерности построения ряда, дифференцировать
существенный признак от несущественного;
научились выделять признаки объектов,
представленных в речевой форме. Дошкольникам
стало доступно планирование своих действий
в соответствии с определенным замыслом.
Испытуемые научились объяснять принцип
группировки, устанавливать сложные обобщения.