Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 07:57, курсовая работа
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
· изучить теоретические основы развития мышления дошкольников;
· выявить особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников;
· раскрыть особенности интеллектуального развития дошкольников;
· разработать и апробировать программу по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования логических задач и упражнений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И
УПРАЖНЕНИЯ…………………………………………………………………………...6
1.1 Особенности интеллектуального развития дошкольников…………………......6
1.2 Развитие мыслительных операций у дошкольников………………………....….9
1.3 Значение занимательного математического материала для
интеллектуального развития дошкольников………………………………………....13
1.4 Особенности использования логических задач и упражнений в
процессе развития мыслительных операций у дошкольников…………………….17
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ
РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ……………………...22
2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций у старших
дошкольников (констатирующий эксперимент)……………………………………….23
2.2 Развитие мыслительных операций у детей экспериментальной группы
исследования в процессе использования логических задач и упражнений………..31
2.3 Выявление динамики уровня развития мыслительных операций у
дошкольников подготовительной группы (контрольный эксперимент)…………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...........43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..............47
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Дети правильно решают задачу за время менее 1 до 1, 5 минуты, называют лишние предметы на всех картинках и правильно объясняют, почему они являются лишними. Могут найти последовательность событий и составлять логический рассказ. |
составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно, во многих случаях, они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности. Дети решают задачу за время от 1,5 до 2, 5 минуты. Допускают незначительные ошибки в названии лишних предметов. Могут найти последовательность событий, но не могут составить хорошего рассказа, или могут, но с помощью наводящих вопросов. |
составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать неадекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в развитии их мыслительных операций. Дети решают задачу более чем за 3 минуты или не справляются с заданием. Не могут найти последовательность событий и составить рассказ. |
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Общее кол-во баллов |
Экспериментальная группа | |||||
1 |
Марат А. |
5 |
2 |
5 |
12 |
2 |
Саша Б. |
2 |
2 |
4 |
8 |
3 |
Настя И. |
6 |
2 |
5 |
13 |
4 |
Аня М. |
8 |
3 |
8 |
19 |
5 |
Гарик М. |
2 |
1 |
2 |
5 |
6 |
Рома М. |
3 |
1 |
4 |
8 |
7 |
Катя С. |
5 |
2 |
6 |
13 |
8 |
Аня С. |
6 |
3 |
8 |
17 |
9 |
Настя С. |
5 |
2 |
6 |
13 |
10 |
Дима Т. |
3 |
1 |
4 |
8 |
Средний балл по группе |
11,6 | ||||
Контрольная группа | |||||
1 |
Руслан А. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
Лиза З. |
7 |
2 |
6 |
15 |
3 |
Дима К. |
8 |
3 |
6 |
17 |
4 |
Алена М. |
8 |
3 |
8 |
19 |
5 |
Даша К. |
9 |
2 |
10 |
21 |
6 |
София П. |
2 |
1 |
1 |
4 |
7 |
Дима С. |
3 |
2 |
4 |
9 |
8 |
Лиза С. |
5 |
2 |
5 |
12 |
9 |
Максим Т. |
3 |
1 |
4 |
8 |
10 |
Алиса Ш. |
5 |
2 |
7 |
14 |
Средний балл по группе |
12,5 |
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Общее кол-во баллов |
Уровень сформированности |
Экспериментальная группа | |||
1 |
Марат А. |
12 |
С |
2 |
Саша Б. |
8 |
Н |
3 |
Настя И. |
13 |
С |
4 |
Аня М. |
19 |
В |
5 |
Гарик М. |
5 |
Н |
6 |
Рома М. |
8 |
Н |
7 |
Катя С. |
13 |
С |
8 |
Аня С. |
17 |
С |
9 |
Настя С. |
13 |
С |
10 |
Дима Т. |
8 |
Н |
Контрольная группа | |||
1 |
Руслан А. |
6 |
Н |
2 |
Лиза З. |
15 |
С |
3 |
Дима К. |
17 |
С |
4 |
Алена М. |
19 |
В |
5 |
Даша К. |
21 |
В |
6 |
София П. |
4 |
Н |
7 |
Дима С. |
9 |
Н |
8 |
Лиза С. |
12 |
С |
9 |
Максим Т. |
8 |
Н |
10 |
Алиса Ш. |
14 |
С |
Информация о работе Развитие логического мышления у старших дошкольников