Развитие логического мышления у старших дошкольников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 07:57, курсовая работа
Описание работы
Цель и гипотеза определили задачи исследования: · изучить теоретические основы развития мышления дошкольников; · выявить особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников; · раскрыть особенности интеллектуального развития дошкольников; · разработать и апробировать программу по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования логических задач и упражнений.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И
УПРАЖНЕНИЯ…………………………………………………………………………...6
1.1 Особенности интеллектуального развития дошкольников…………………......6 1.2 Развитие мыслительных операций у дошкольников………………………....….9 1.3 Значение занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников………………………………………....13 1.4 Особенности использования логических задач и упражнений в
процессе развития мыслительных операций у дошкольников…………………….17 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ……………………...22 2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников (констатирующий эксперимент)……………………………………….23 2.2 Развитие мыслительных операций у детей экспериментальной группы
исследования в процессе использования логических задач и упражнений………..31 2.3 Выявление динамики уровня развития мыслительных операций у дошкольников подготовительной группы (контрольный эксперимент)…………….35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...........43 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..............47
В ходе исследовательской
работы нами были получены данные, позволяющие
говорить о динамике развития мыслительных
операций (анализа и синтеза, обобщения,
классификации), об эффективности проделанной
нами работы на формирующем этапе опытно-экспериментального
исследования.
Итоги работы послужили
основанием для подтверждения выдвинутой
нами гипотезы о том, что логические задачи
и упражнения будут способствовать развитию
мыслительных операций у старших дошкольников
при соблюдении следующих условий:
- если логические
задачи и упражнения будут
отобраны адекватно возрасту
детей;
- если логические
задачи и упражнения будут использоваться
не только на специальных занятиях по
математике, но и в повседневной деятельности
детей.
Полученные данные
исследования позволили выделить основные
зависимости в процессе развития мыслительных
операций :
Ø развитие мыслительных
операций старших дошкольников, происходит
достаточно результативно при интенсификации
образовательного процесса. Сущность
интенсификации образовательного процесса
заключается в том, что, располагая возможностями
усиления познавательной деятельности
детей, она обеспечивает элементарно достаточный
уровень для старта в познавательной деятельности
в школе.
Ø Разработанная программа
развития мыслительных операций старших
дошкольников, которая включает в себя
цель, содержание, методы и приемы обучения,
позволяет реализовать такие способы
интенсификации образовательного процесса,
как психолого-педагогическая поддержка,
дифференцированная помощь детям в процессе
выполнения различных видов деятельности,
охват детей (пары, подгруппы, вся группа)
формами и содержанием деятельности, соответствующими
их интересам, дифференцированный временной
режим для разных видов совместной деятельности
взрослого с детьми.
Ø Обосновано содержание
процесса развития мыслительных операций
дошкольников, которое раскрыто сквозь
призму системы логических задач и упражнений,
направленных на развитие таких мыслительных
операций, как анализ, синтез, обобщение,
сравнение и классификация.
Ø Развитие мыслительных
операций целесообразно проводить в следующей
последовательности: формирование системного
анализа; формирование дробного анализа;
соотносительное сравнение частей объектов;
сравнение в рамках определенного свойства
(например, при сравнении машинок, различающихся
только по цвету, по величине, по форме).
На основе обобщения
результатов исследования, выполненного
как на теоретическом, так и на экспериментальном
уровнях, определены психолого-педагогические
условия, соблюдение которых обеспечит
развитие мыслительных операций старших
дошкольников.
Выполненное нами исследование
проблемы формирования мыслительных операций
старших дошкольников вносит определенный
вклад в разрешение обозначенной проблемы.
Мы осознаем, что не все поставленные нами
задачи решены в равной мере глубоко и
основательно. Вместе с тем исследование
выявляет ряд проблем, изучение которых
может и должно быть продолжено.
Вывод: Проведенное исследование
обозначило круг проблем, требующих дальнейшего
разрешения и являющихся актуальными
в современной педагогической ситуации.
Это проблемы, связанные с поиском педагогических
условий для развития мыслительных операций,
для осуществления дифференцированного
подхода в развитии дошкольников, с поиском
педагогического механизма, с изучением
особенностей становления логического
мышления в переходный период от дошкольного
к школьному возрасту.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская
К.А. Личностные типы мышления. - М.: Наука,
1986.-178с.
2. Безруких М.М. Чему
и как учить до школы // Дошкольное воспитание.
– 2002. – №3. – С.62 – 65.
3. Белошистая А.В. Формирование
и развитие математических способностей
дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
4. Белошистая А. Дошкольный
возраст: формирование первичных представлений
о натуральных числах // Дошкольное воспитание.
– 2002. - №8. – С.30-39 Бильчугов Л.Ф. Формирование
элементов формально-логического мышления
у детей 6-7 лет. Дис. канд. психолог. наук
МГУ.- 1978.-56с.
5. Брушлинский А.В. Мышление
и прогнозирование. Логико-психологический
анализ- М.: Наука, 1979.-203с.
6. Выготский Л.С. История
развития высших психических функций.
Собр. соч. Т.3/ Л.С. Выготский - М.: Педагогика,
1983.-423 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление
и речь. Собр. соч. Т. 2/ Л.С. Выготский. - М.:
Педагогика, 1982.-68 с.
8. Венгер Л.А., О.М. Дьяченко
Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста.-
М.: Просвещение, 1989.127с.
9. Гальперин П.Я. Психология
мышления и учение о поэтапном формировании
умственных действий.- М., 2006.- 277 с.
11. Иванова А.И. Методика исследования
способности к обучению.- М.: ИМАТОН, 1999.-256с.
12. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки.
-М., 1984- 176с.
13. Михайлова З.А., Непомнящая
Р.Л. Теоретические и методические вопросы
формирования математических представлений
у детей дошкольного возраста.– Л., 1988.-145с.
14. Панова Е.П. Развитие познавательных
способностей у детей дошкольного возраста
// Начальная школа. – 2002. - №6. – С.56-59
15. Петроченко Г.Г. Развитие
детей 6-7 лет и подготовка их к школе / Под
ред. А.М. Леушиной. - Минск, 1982. - 145 с.
17. Смиронова Е.О. Психология
ребенка. - М., 1997.-287с.
19. Урунтаева Г.А. Дошкольная
психология. - М., 1999.-336с.
20. Фидлер М. Математика
уже в детском саду. – М., 1981.-159с.
22. Шеляховская Н.К.,
Дацюк Т.Н. О проявлении и развитии математического
мышления дошкольников // Резервы познавательной
деятельности учащихся и развивающее
обучение: Сб. науч. тр. – М., 1990. – С.76 –
86
23. Щербакова Е.И. Теория
и методика математического развития
дошкольников: Уч. пособие. - М.: Издательство
Московского психолого-социального института;
Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005.-392
с.
24. Эльконин Д.Б. Детская
психология.- М.: Академия, 2006.-384с.