Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:04, курсовая работа
Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире со сниженным зрительным контролем.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе подготовки к школе ………......................................... 7
1.1. Теоретические предпосылки изучения развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения 7
1.2. Психологические основы развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения 11
1.3. Специфические особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе подготовки их к школе 15
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Экспериментальное исследование специфических особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе подготовки их к школе 20
2.1. Организация и методика экспериментального исследования специфических особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе подготовки их к школе 20
2.2. Специфические детерминанты развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения и пути оптимизации данного процесса 30
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список литературы 48
Приложения 52
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения
развития мелкой моторики у детей с нарушениями
зрения в процессе подготовки к школе ………...........................
1.1. Теоретические предпосылки изучения развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения 7
1.2. Психологические основы развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения 11
1.3. Специфические особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе подготовки их к школе 15
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Экспериментальное исследование специфических особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе подготовки их к школе 20
2.1. Организация и методика экспериментального исследования специфических особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе подготовки их к школе 20
2.2. Специфические детерминанты развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения и пути оптимизации данного процесса 30
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список литературы 48
Приложения 52
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире со сниженным зрительным контролем.
Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития - физического и умственного.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника, имеющего нарушения зрительных функций особенно в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности и в настоящее время.
Подключение осязания к нарушенному зрению становится необходимым условием осуществления познавательной деятельности (А.В. Бирилев, Ф.Цех), благодаря чему, ребенок начинает получать большое количество впечатлений. В работах Б.Г. Ананьева высказывается мысль о том, что по своему познавательному значению осязание сравнимо лишь со зрением, и рассматривается как специфическая форма познавательного действия, в процессе которого рука как бы «снимает» копию предмета (Сеченов И.М.).
Рука, ощупывая предметы, дает ребенку с нарушением зрения все, что дает нормально видящему глаз, за исключением окрашенности и чувствования вдаль.
Однако дети с нарушением зрения не могут спонтанно, по подражанию в полной мере овладеть осязательными навыками и умениями. Для того чтобы осязание явилось средством компенсации нарушенных зрительных функций, необходимо его развивать. В работах Л.М. Веклера и Б.Ф. Ломова отмечается, что в обычных условиях непосредственно контактного ощупывания предмета рука функционирует как сложная динамическая координатная система, и только благодаря активным ощупывающим движениям рук, чему способствует хорошо развитая моторика, становится возможным не только отражение отдельных свойств и качеств, но и вычленение формы, контуров объектов, в результате чего расширяется познание окружающего мира.
Однако данная проблема рассматривается, в основном, относительно для слепых и слабовидящих детей. Что же касается детей с амблиопией и косоглазием, вопрос участия и роли осязания и мелкой моторики в тифлологии разработан недостаточно, что актуализирует необходимость разработки практических рекомендаций по организации специальных занятий, направленных на развитие осязания и мелкой моторики руки детей с нарушением зрения в виде косоглазия и амблиопии.
Цикл работ отечественных психологов и педагогов посвящен развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста и взаимосвязи осязания и зрения (В.П. Зинченко, А.Г. Рузская, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская).
В дефектологии накоплен материал, который свидетельствует о том, что зрительная недостаточность отражается на развитии детей (М.И. Земцова, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, А.В. Никитина, Е.В. Замашнюк, Л.В. Фомичева и др.) и формировании у них первоначальных навыков письма и чтения.
Однако вопрос об особенностях подготовки к обучению письму детей с патологией зрения освещен в специальной литературе недостаточно.
Такое состояние актуальности выбранной проблемы свидетельствует о новизне и практической значимости темы: «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе подготовки к школе».
Объектом данного исследования являлся процесс развитие мелкой моторики детей с нарушениями зрения при подготовки их к школе.
Предметом выступили организационно-педагогические условия развитие мелкой моторики детей с нарушениями зрения в процессе их подготовки к школе.
Цель данного исследования заключалась в том, чтобы изучив особенности развития мелкой моторики детей с нарушениями зрения в процессе их подготовки к школе, определить пути оптимизации данного процесса.
Задачи исследования:
В основу исследования была положена гипотеза, о том, что развитию мелкой моторики дошкольников с функциональными нарушениями зрения в процессе их подготовки к школе будет способствовать определение правильных путей реализации этого процесса.
Методы исследования. Для реализации целевых установок исследования были использованы следующие экспериментально-теоретические методы: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, метод анкетирования, метод тестирования, диагностирования, наблюдение, беседа, методы обработки экспериментальных данных.
Глава 1. Теоретические основы изучения развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе подготовки к школе
1.1. Теоретические предпосылки изучения развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения
Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов) т. к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И.М. Сеченов был одним из первых ученых подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
Многие ученые отмечают, что при обычных условиях непосредственно-контактного ощупывания предмета рука функционирует как сложная динамическая координатная система. Различные пальцы выполняют неодинаковые функции. Большой палец выполняет функцию опоры и перемещающегося начала отсчета. Основная доля ощупывающих движений приходится на указательный и средний пальцы. Благодаря их движениям осуществляется последовательная развертка контура предмета и его элементов. Безымянный палец и мизинец участвуют в процессе ощупывания эпизодически, лишь время от времени касаясь предмета. Основная их функция заключается в уравновешивании всей движущейся системы, В процессе ощупывания плоских предметов ладошка, как правило, не участвует. Но при ощупывании объемных предметов она выполняет довольно активную роль в отражении кривизны их поверхности и объема.
Благодаря разделению
и специализации функций
Под термином
«мелкая моторика»
Под моторикой в психолого-педагогической литературе принято понимать совокупность двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Мелкая моторика определяется как развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие, координированные манипуляции (Д.В. Зайцев).
Все движения мелкой моторики человека характеризуются показателями силы, точности, скорости. Все три показателя в одном движении реализуются в его координированности, т.е. согласованности всех параметров с целью получения нужного моторного эффекта. Любой комплекс единичных движений мелкой моторики, будь то повторение одних и тех же двигательных актов или совокупность различных движений, может характеризоваться более сложными параметрами:
1. Темп – степень быстроты исполнения движений, т.е. частота.
2. Ритм – степень упорядоченности движений, заключающейся в их чередовании с определенной последовательностью. Ритмичность движений является хорошей базой к выработке высокой моторной выносливости человека и автоматизации движений.
По мнению В.Н. Шебеко практическое значение двигательных навыков мелкой моторики для ребенка очень велико. Они дают ему возможность быстро и точно выполнять действия, содействуют возникновению положительных эмоций, стимулируют интерес к познанию окружающего мира.
В настоящее
время современная система
Движения пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее значение. Ж. Пиаже связывает формирование предметных действий с созреванием «сенсомоторных схем поведения». Совершенствование любой деятельности зависит от уровня развития мелкой моторики. Влияние ручных воздействий на развитие мозга человека известно еще во II втором веке до н.э.. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием руки приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Японии широко используются упражнения для ладоней с грецкими орехами.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности.
Для полноценного осязания ребенок должен овладеть рациональными и обобщенными способами обследования предметов, которые имеют важное значение для формирования операций сравнения. Для развертывания познавательной деятельности дошкольников.
Развитие все более тонких и точных движений пальцев рук, выработка условно-рефлекторных движений с различным участием пальцев и ладони в зависимости от размера и характера объекта отражают не только совершенствование двигательной функции руки, как таковой, но вместе с тем и усложнение аналитико-синтетической деятельности мозга ребенка.
Мелкая моторика взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Исключительная роль двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека отражается в работах многочисленных отечественных и зарубежных исследователей. Исследования А.А. Ухтомского, В.И. Бехтерева, М.М. Кольцовой и других показали роль двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм, но особенно велико влияние на деятельность мозга, на его функциональное состояние. Доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи.
Информация о работе Развитие мелкой маторики у детей с нарушениями зрения при подготовке к школе