Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:04, курсовая работа
Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире со сниженным зрительным контролем.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе подготовки к школе ………......................................... 7
1.1. Теоретические предпосылки изучения развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения 7
1.2. Психологические основы развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения 11
1.3. Специфические особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе подготовки их к школе 15
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Экспериментальное исследование специфических особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе подготовки их к школе 20
2.1. Организация и методика экспериментального исследования специфических особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе подготовки их к школе 20
2.2. Специфические детерминанты развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения и пути оптимизации данного процесса 30
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список литературы 48
Приложения 52
Таким образом, должное развитие мелкой моторики, включаясь в предметную деятельность и выполняя познавательную функцию, способствуют успешному психофизическому развитию ребенка.
1.2. Психологические основы развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения
Мелкая моторика – это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она – необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что приводит к формированию неправильной техники письма. Это связано с психолого-физиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка.
Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. У детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри.
У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки... Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Необходимо отметить, что дети с нарушением зрения, как ни покажется это странным, нуждаются в развитии этих навыков в большей степени, чем слепые. В повседневной жизни такие дошкольники привыкли пользоваться своим зрением для познания окружающего, а оно у них патологично, поэтому дети получают ограниченную, а иногда и искаженную информацию об окружающем. Поэтому таких детей надо учить рациональному использованию остаточного зрения и осязания.
Таким образом, мелкая моторика помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет; навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя; позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх; способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.
Период перехода ребенка от одного периода развития к другому, по мнению отечественных психологов, связан, прежде всего, с наличием возрастных психологических образований. Л.С. Выготский писал: «Нет, и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возрастов, кроме тех новообразований, которые характеризуют сущность каждого возраста».
Проецируя вывод Л.С. Выготского на период перехода ребенка от дошкольного развития к школьному, можно говорить о необходимости возникновения у ребенка определенных новообразований, позволяющих воспитаннику успешно участвовать в деятельности, характерной для следующего этапа развития, в данном случае связанной с систематическим школьным обучением. Данное образование можно рассматривать как готовность к школьному обучению.
Под готовностью к школьному обучению в настоящее время понимается достижение ребенком такого уровня развития, при котором он становится способным участвовать в систематическом школьном обучении.
Современная психология связывает умственное развитие, составляющее основу интеллектуального развития ребенка, с овладением им познавательными ориентировочными действиями в первую очередь перцептивными и мыслительными.
В то же время отечественными учеными доказано, что готовность ребенка к школьному обучению определяется не уровнем развития сформированных качеств, а совокупностью сформированных качеств. Так, А.В. Запорожец пишет, что «психологическую готовность детей к школе нельзя свести к наличию у ребенка каких-либо отдельных свойств и умений. Она представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности. Лишь при наличии сложившейся системы ряда качеств обеспечивается безболезненный переход ребенка от игр и дошкольных занятий к систематическому школьному обучению»
Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка. Исследования тифлопедагогов (Л.С. Волковой, Т.П. Головиной, М.И. Земцовой, В.А. Кручининой, А.Г. Литвака, И.С. Моргулис, Л.В. Рудаковой, Л.И. Солнцевой) показали, что нарушение зрения у ребенка с раннего возраста создает трудности спонтанного накопления им сенсорного опыта, что задерживает формирование психологической готовности к школьному обучению.
Дети с нарушениями зрения имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет и пространственное расположение.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточной зрительной информации. Из-за недостатков зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушениями зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.
Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро - и макро - ориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
1.3. Специфические особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе подготовки их к школе
Для детей со зрительной патологией необходима целенаправленная работа направленная не только на преодоление нарушений зрительной системы и общего недоразвития речи, но и на развитие мелкой моторики.
Процесс обучения требует от учащихся умение произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук. У дошкольников с нарушением зрения проявляются недоразвития мелкой моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений.
Большие трудности обнаруживаются у детей при работе с ножницами. Недостаточность ручных умений и навыков у учащихся проявляются в работе с красками и кисточкой.
Приступая к новому заданию, ребенок долго не может сосредоточиться на последовательности выполнении операций. Его движения неловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук непослушны; правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений.
Отставание в физическом развитии проявляется при выполнении действий и заданий, требующих точности, силы, быстроты, меткости и пластичности движений.
Нарушение моторики у дошкольников с нарушением зрения при выполнении работы требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движениям руки он нередко повреждает изделие, то впоследствии, в процессе, систематической работы, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это способствует к развитию руки для письма, и соответственно к учебной деятельности.
Данное нарушение связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения с движениями корпуса, управлять сложными движениями. Затруднения вызывает дифференциация, быстрота, плавность включения в движение, переключение с одного движения на другое.
Детям с нарушением зрения трудно избрать оптимальный темп рабочих движений.
На начальном этапе обучения учащиеся выполняют любые движения, связанные с мелкой моторикой рук с большим трудом. Руки и пальцы их напряжены, движения угловаты, неловки и неритмичны. Выполнив, одну операцию ребенок долго думает, как действовать дальше. Ему приходилось обращать внимание не только на процесс выполнения задания, но и на выбор приёмов, способов работы, форм, контроль над качествам работы. Это сказывается на конечном результате творчества и вызывает преждевременное утомление. После нескольких упражнений ребенок теряет интерес к дальнейшей работе.
Многие специалисты и, особенно, А.Н. Грабаров, подчеркивая коррекционную ценность рисования, лепки, ручного труда для развития ребенка в целом и его познавательной деятельности в частности, – уделяют внимание эмоциональной стороне и развитию мелкой моторики через изобразительную деятельность.
Одним из решения задачи развития мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения должно быть формирование у дошкольников ориентировки на микроплоскости (например, занятия аппликацией), поскольку суть и содержание многих школьных навыков и видов деятельности, с которыми ребенок соприкоснется с самого начала обучения в школе (письмо, чтение, ручной труд, ориентировка в пространстве страницы учебника, тетради, в пространстве парты и т.п.) требует владения навыками ориентировки на микроплоскости.
В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою коррекционную работу как традиционные, так и нетрадиционные методы, и приёмы для развития мелкой моторики у детей с проблемами физического развития, в том числе и у детей с нарушениями зрения.
Вывод по первой главе
Анализ психолого – педагогической литературы позволяет сделать вывод, что руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. И.М. Сеченов был одним из первых ученых подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур.
Многие ученые отмечают, что при обычных условиях непосредственно-контактного ощупывания предмета рука функционирует как сложная динамическая координатная система.
Под термином
«мелкая моторика»
Все движения мелкой моторики человека характеризуются показателями силы, точности, скорости. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга.
Мелкая моторика взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Таким образом, должное развитие мелкой моторики, включаясь в предметную деятельность и выполняя познавательную функцию, способствуют успешному психофизическому развитию ребенка.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.
Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев.
Дети с нарушением зрения нуждаются в развитии этих навыков в большей степени, чем слепые. В повседневной жизни такие дошкольники привыкли пользоваться своим зрением для познания окружающего, а оно у них патологично, поэтому дети получают ограниченную, а иногда и искаженную информацию об окружающем. Поэтому таких детей надо учить рациональному использованию остаточного зрения и осязания.
Таким образом, мелкая моторика помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет; навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя; позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх; способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.
Информация о работе Развитие мелкой маторики у детей с нарушениями зрения при подготовке к школе