Развитие мелкой маторики у детей с нарушениями зрения при подготовке к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире со сниженным зрительным контролем.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе подготовки к школе ………......................................... 7

1.1. Теоретические предпосылки изучения развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения 7

1.2. Психологические основы развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения 11

1.3. Специфические особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе подготовки их к школе 15

Выводы по первой главе 18

Глава 2. Экспериментальное исследование специфических особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе подготовки их к школе 20

2.1. Организация и методика экспериментального исследования специфических особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в процессе подготовки их к школе 20
2.2. Специфические детерминанты развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения и пути оптимизации данного процесса 30

Выводы по второй главе 42

Заключение 44

Список литературы 48

Приложения 52

Файлы: 1 файл

Раз-е мелкой моторики у детей с нар.ми зрения при под. к шко.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)

Проводились познавательные беседы о роли осязания для человека. Показывались фильмы из жизни слепых людей, которые достигли высочайших достижений без зрения, только через познания окружающего мира путем осязания. Сравнивались такие психические процессы как зрение и осязание. В доступной для детей форме проводились эти сравнения, дети самостоятельно отыскивали сходство и различия  в этих процессах  и выделяли преимущества одного перед другим.

 

 

 

Результаты экспериментов  дают основание утверждать, что успешное развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения может  быть достигнуто при соблюдении следующих  условий:

- коррекционно – компенсаторная  направленность методик специальных занятий на преодоление трудностей освоения детьми с нарушением зрения осязательных умений и навыков;

- направленность содержания  коррекционных занятий по формированию  компенсации способов осязательной  ориентации для восполнения зрительной недостаточности;

- индивидуальный подход  к формированию осязательных  умений и навыков;

- направленности содержания  коррекционных занятий на введение  понятий, обозначающих название  сенсорных эталонов формы, цвета,  величины, структуры поверхности,  пространственного отношения между ними.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента показывают на улучшение динамики по развитию осязания и мелкой моторики у детей  с нарушением зрения и подтверждают гипотезу исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по второй главе

 

Констатирующий эксперимент, направленный на выявление особенностей развития осязания и мелкой моторики руки у детей с нарушениями  зрения в сравнении с нормально  видящими детьми показал, что :

  • У детей с нарушением зрения количество синкинезий заметно больше, чем у нормально видящих их сверстников;
  • У детей с нарушением зрения более низкий уровень сформированности мелкой моторики руки;
  • У детей со зрительной патологией низкая точность движений, слабая координация правой и левой руки и обеими руками вместе;
  • У детей со зрительной патологией слабая дифференциация признаков и свойств предметов в процессе осязательного восприятия.

 

Результаты констатирующего  эксперимента свидетельствуют об особенностях и трудностях в развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения и необходимости проведения формирующего эксперимента, коррекционно-развивающих занятий.

Занятия, направленные на развитие мелкой моторики руки и осязания у детей с нарушениями зрения проходили по программе «Развитие  мелкой моторики рук» И.В. Дубровиной. Данные занятия способствовали развитию координации и точности движений мелкой мускулатуры правой и левой руки, а также одновременной работой двумя руками.

В процессе проведения формирующего эксперимента дети выполняли множество  заданий направленных на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук (чертили прямые линии, писали символы по образцу, вырезали из бумаги, рисовали, лепили), определяли признаки и свойства предметов путем осязания (ощупывания).

Данная работа помогала развивать мелкую моторику, формировать представления об основных сенсорных эталонах и одновременно основные познавательные процессы.

Для того чтобы выявить  динамику развития мелкой моторики у  детей с нарушениями зрения, был  проведен контрольный эксперимент. Полученные в ходе контрольного эксперимента данные позволяют установить значительные количественные и качественные изменения в развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения, что указывает на эффективность проведения коррекционно – развивающей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Отечественными учеными доказано, что готовность ребенка к школьному обучению определяется не уровнем развития сформированных качеств, а совокупностью сформированных качеств. Так, А.В. Запорожец пишет, что «психологическую готовность детей к школе нельзя свести к наличию у ребенка каких-либо отдельных свойств и умений. Она представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности. Лишь при наличии сложившейся системы ряда качеств обеспечивается безболезненный переход ребенка от игр и дошкольных занятий к систематическому школьному обучению»

Нарушения зрительной системы  наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка. Исследования тифлопедагогов (Л.С. Волковой, Т.П. Головиной, М.И. Земцовой, В.А. Кручининой, А.Г. Литвака, И.С. Моргулис, Л.В. Рудаковой, Л.И. Солнцевой) показали, что нарушение зрения у ребенка с раннего возраста создает трудности спонтанного накопления им сенсорного опыта, что задерживает формирование психологической готовности к школьному обучению.

Дети с нарушениями  зрения имеют недостаточно представлений  о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет и пространственное расположение.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук.

Предпочитая визуальную ориентацию, дети с нарушениями зрения не используют возможности своего осязания для восполнения недостатка зрительной информации. Они используют руку, как средство приближения предметов к глазам. Доминирование зрительной ориентировки отрицательно сказывается на развитии осязательных навыков при восприятии формы, структуры поверхности, пространственных отношений. Дети данной группы почти не ориентированы на процесс компенсации зрительной недостаточности за счет включения осязания и мелкой моторики.

Мелкая моторика соответствует  высшему уровню оптимального двигательного стереотипа моторного развития человека (И.К. Шилкова, А.С. Болшев, Ю.Р. Силкин, Ю.А. Лебедев, Л.В. Филиппова). Низкий уровень развития осязания и мелкой моторики задерживает развитие социально – адаптивных умений и навыков.

Из - за недостаточности  сенсорного опыта дети с нарушением зрения опредмечивают форму геометрических фигур, затрудняются при назывании пространственных отношений между предметами. Чем позднее с ребенком начата коррекционная работа по формированию моторных навыков, тем сложнее коррегировать недостатки в его развитии. Своевременное включение в специально организованное обучение предотвращает появление вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения и позволяет закрепить сформированные компенсаторные способы осязательного восприятия.

Анализ научной литературы показал, что проблема изучения особенностей формирования осязания, мелкой моторики и их значение в познавательной деятельности у детей с нарушением зрения является актуальной и недостаточно изученной. Отечественная тифлопедагогика и тифлопсихология не располагают научно – методическим обеспечением коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения, а особенно у детей с косоглазием и амблиопией.

В данной работе экспериментально удалось доказать, что мелкую моторику у детей с нарушением зрения при подготовке их к школе можно развить используя специально разработанную серию коррекционно - развивающих занятий.

Полученные данные говорят  нам о наличии некоторых трудностей в развитии мелкой моторики руки дошкольников с нарушением зрения, проявляющихся в периодических изменениях работоспособности и в быстрой утомляемости воспитанников. Присущие дошкольникам с нарушением зрения грубые нарушения развития мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность.

Таким образом, поиски путей  и методов, способствующих коррекции  дефектов мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения являются актуальными и поэтому предлагаемые упражнения по развитию мелкой моторики в процессе подготовки к школе окажут существенную помощь при исправлении недостатков развития мелкой моторики как у детей со зрительной патологией, так и у нормально видящих дошкольников.

Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапа данного экспериментального исследования можно сделать вывод, что в экспериментальной группе у детей во время формирующего этапа произошли значительные изменения в развитии их мелкой моторики руки.

На основе выявленных особенностей и трудностей формирования осязательных навыков и умений было разработано основное содержание коррекционной – развивающей работы для детей с нарушением зрения с учетом возрастных, индивидуальных особенностей развития.

Разработанная система  коррекционно – развивающих занятий  доказала свою эффективность:

- у детей с нарушением зрения были сформированы умения и навыки осязательной дифференцировки признаков и свойств предметов;

- обогатилась познавательная  деятельность;

- изменились представления  о предметном мире за счет  активного использования осязания  в познании окружающего;

- дети с нарушением  зрения освоили материал по  развитию осязания и мелкой  моторики руки;

- мелкая моторика руки  детей с нарушением зрения  практически определила свою  готовность к обучению в школе.

Полученные в ходе эксперимента данные позволяют, установить значительные количественные и качественные изменения развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием. Это указывает на положительный эффект проведенной серии коррекционно – развивающих занятий и подтверждает гипотезу исследования о том, что развитию мелкой моторики дошкольников с функциональными нарушениями зрения в процессе их подготовки к школе будет способствовать определение правильных путей реализации этого процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1.    Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1986 с. 56
  2.    Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под.ред   Г.И. Щукиной. М.. 1984 с. 82
  3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте М., 1976 с. 187
  4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии М., 1995 с. 187
  5. Венгер Л.А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. М., 1996.-80с.
  6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под.ред. Коломинского Я.Л. , Панько Е.А. Минск 1997 с.130
  7. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
  8. Козлова С.А. , Куликова Т.А. Дошкольная педагогика М., 2000 с. 136
  9.    Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет М., 2000. с.38
  10. Корват А.И. Психофизиологические механизмы движения пальцев и кисти при построении письменных знаков. /Автореф. дис.канд. пед. наук. - М.,1971.- 17с.
  11. Коррекционная педагогика в начальном образовании М., 2003 с. 59
  12. Кузнецова Л.В. Использование игры в коррекционных целях. — М., 1981.
  13. Лебедева А.Н. «Коррекционно – развивающая программа», М. 2004
  14. Литвак А.Г. Тифлопсихология – М.: Просвещение, 1985.с.36
  15. Ленина С.А., Тукачева С.И. Физкультминутки. Волгоград. «Учитель»2004. Лебедев О.Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание, 1973, с.47
  16. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями М., 1996
  17. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии СПб., 2003 с.84
  18. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция — М., 1992.с.136
  19. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983,с.74
  20. Матасов Ю.П. Изучение мыслительной деятельности детей во вспомогательной школе,Л.,1988с. 137
  21. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Волгоград, 2005 с.140
  22. Морозова Н.Г. организация работы педагогического персонала в группе специального детского сада, Дефектология,1978 с. 92-95
  23. Морозова Н.Г. Развитие познавательных интересов у аномальных детей М., 1968 с.67
  24. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе М.. 1979 с.46
  25. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.
  26. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе М., 2001. с.10
  27. Никандров В.В. Психомоторика. СПб., 2004, с.9
  28. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения: Из опыта работы / Под ред. М. И. Земцовой. — М1978.— 96 с.
  29. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении. – М., 2001.Отв. за выпуск: А.Д.Макеева, Г.П.Коваленко с.90
  30. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под. ред. Л.И.Кузнецовой. – М., 2003. с.191
  31. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под.ред Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера М., 1988 с 77
  32. Петров А.В. Игротеке «Ловкие ручки» обучает и воспитывает Н.Новгород, 2002 с.8-9.
  33. Петрова В.Г., Кто они, дети с отклонениями в развитии?,М.2000
  34. Петровский А.В. Общая психология. - М., 1986.с 67
  35. Плаксина Л.И. Теоретические основы тифлопсихологии. М., 1998г., 164с.
  36. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. – М., 1998.с 18
  37. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте / Под.ред. Л.А. Венгера М., 1980 с 164
  38. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под.ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964 с 79
  39. Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников / Под.ред. А.И. Затова Л.. 1981 с 72
  40. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под.ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М., 1966 с 276
  41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.,   1989.с 177
  42. Рудик.  П.Л. Психология. М., 1964 с 409
  43. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы. М., 1999 с 58
  44. Свидирюк Т.С. Формирование интереса к учению у слабовидящих школьников Киев., 1985 с 67
  45. Свиридюк Т.С. Подготовка слабовидящих детей к школе. Киев, 1994 с 134
  46. Смирнова Е.О. Психология ребенка М., 1997 с 283
  47. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М., 1997.
  48. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства – М.: «Полиграф сервис», 2000г. С 12
  49. Соловьев М.И. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей, М.1966
  50. Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы, Киев,1980
  51. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983, c.
  52. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.  Практикум по дошкольной психологии. – М., 2000.
  53. Шамова Т.Н. Активизаци учения школьников. М., 1982, с.24
  54. Шукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979 с 78
  55. Щ<span clas

Информация о работе Развитие мелкой маторики у детей с нарушениями зрения при подготовке к школе