Развитие мышления младших школьников на внеурочных занятиях по русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 11:16, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы развития мышления младших школьников…………………………………………………………………… 6
1.1. Мышление и его характеристика……………………………… 6
1.2. Виды мышления…………………………………………………. 9
1.3. Особенности мышления младших школьников……………….. 11
ГЛАВА 2. Основы развития логического мышления учащихся на внеклассных занятиях русского языка ………………………….……….……………….. 16
2.1. Пути и средства развития логического мышления …………… 17
2.2. Роль внеклассных занятий при развитии логического мышления ……………………………………………………………. 18
ГЛАВА 3. Эксперимент по развитию логического мышления………….. 31
3.1. Проведение диагностики уровня этапа эксперимента по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста….. 31
3.2. Проведение формирующего этапа эксперимента по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста…… 36
3.3. Проведение контрольного этапа эксперимента по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста….. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

диплом3.doc

— 909.00 Кб (Скачать файл)

-      Почему написанные слова нельзя проверить?

Знакомство с новым словом ягода с непроверяемой гласной в корне.

Учащиеся подбирают и записывают однокоренные слова с этим словом (ягодное варенье, ягодник, ягодка), выделяют корень.

Повторение об однокоренных словах.

-    Из каждой строчки выпишите однокоренные слова и подберите ещё одно однокоренное слово. Выделите корень, обозначьте ударение.

гора, гореть, горный,...

жалко, жалить, жалеть,...

водитель, вода, подводник,...

Упражнение «Слова».

Задание: вставить в слова недостающие буквы:

п. .ля  св..сток

л..хной  пр..мой

гл..дит  к..рмушка

д..лёкий  л..нейка

Найдите «лишнее» слово:

гореть, угореть, гора;

рисунок, рис, рисовать, рисование;

пот, потолок, потливый, море, морщины, морской;

боль, большой, больница;

пища, пищевой, пищать;

лес, леска, лесник, лесной;

зеленый, позеленел, зелье, зеленка, зелень.

За короткий промежуток времени (1-2 мин.) записать 5-7 слов, состоящих из трёх букв. Первой во всех этих словах должна быть буква «Д». /Дом, Дым, Два, Дол, Дед, Дно, Дни и т.д./.

 

 

«Фразеологический зверинец».

Вместо точек надо вставить названия животных. Голоден как... /волк/. Хитёр как ... /лиса/. Труслив как... /заяц/. Нем как ры... /рыба/. Упрям как... /осёл/. Болтлив как... /сорока/.

 

«Произнеси наоборот».

Учитель читает слова, а дети, воспринимая их только на слух, стараются произнести эти слова наоборот, от конца слова к началу.

а) сон, раб, ром, мел, село, каша;

хор, кит, мама, молоко, дорога, договор;

река, баул, сумка, рюкзак, начак;

б) Детей можно заинтересовать слово начак. Это слово – полиндром, слово перевертыш.

 

Придумайте и приведите примеры таких слов. /Анна, довод, казак, кок, потоп, шалаш/. Бывают целые перевертыши предложения. Например:

А роза упала на лапу Азора.

Аргентина манит негра.

Подведение итогов. Рефлексия

- Кто считает, что это занятие  прошло с пользой?

- Кто остался доволен собой?

- Спасибо за работу.

 

День 3 экспериментальных занятий.

Повторение предыдущего занятия:

Учитель читает уже перевернутые слова, а ученики должны их восстановить. Например: гурд, акпаш, ашург, лутс, лоте, цедолом, ончилто, ошорох.

Подберите ответы на букву М:

Что ты любишь из еды?

Куда ты любишь ходить?

Куда вы собираетесь поехать летом?

Какой вид транспорта предпочитаешь?

Какие вывески магазинов можно увидеть в городе?

Какие знаешь профессии?

Какие знаешь города?

Превращение слов во многом способствует развитию у детей умения сравнивать, т.к. при выполнении этого упражнения каждое последующее слово отличается от предыдущего только одной буквой. Во всём остальном соседние слова похожи. А в результате мы получаем слово, совершенно отличающееся от первоначального.

- Превратите ночь  в  день.

(Ответ: ночь-ноль-соль-соло-село-сено-сень-день).

Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.  

Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила. 

Исправьте ошибки. Почему они вызывают смех?

Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя всё слизал. Мама отварила дверь.

Ключ к выполнению задания:

Мальчик поласкал собаку. Огромные валы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя всё слезал. Мама отворила дверь.

Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы – предусматривают умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает». При изучении во 2 классе по русскому языку темы «Антонимы» проводим игру «Найди пару». На стенах прикреплены слова-антонимы. Задача учащихся: найти пару для каждого из слов.

(Горькая, горячий, большая, злой, трудолюбивый, добрый, ленивый, маленькая, холодный, сладкая). Записать получившиеся пары антонимов. 

Загадки. Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес  как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор детей,  знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи развивают и обогащают речь. Также они «имеют  неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления, элементов эвристического мышления».

  1. Загадки, в которых даётся описание предмета или явления путём перечисления различных его признаков, например: Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. Арбуз – словарное слово. Отгадка – ключ к его пониманию. Ребята учатся проводить анализ, выделяя признаки предмета (цвет, вкус, форму), и синтез, объединяя эти признаки в единое целое.
  2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам нужно восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими), например: Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег- парная согласная в конце отгадки требует проверки). Игровая ситуация помогает запомнить правило.
  3. В загадку включаются противопоставления, например: По земле ползёт, а к себе  не подпускает. (Змея – безударная гласная в корне слова требует проверки.) Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочерёдно сопоставлять разные и в то же время в чём-то сходные предметы, явления, признаки, действия, выделять в них сходство и группировать по-новому.
  4. Загадки, в описании которых использованы метафоры, например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой – провожает. Дверь. Чтобы написать это слово, надо вспомнить  о мягком знаке как знаке обозначения мягкости. Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далёких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.
  5. Загадки, в  которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Это шарады – слова, загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По ним и нужно разгадать целое слово, например: Первое- предлог, второе - летний дом, а целое порой решается с трудом. За - дача в отгадке  правило «ча - ща», надо вспомнить, как пишутся предлоги и приставки, чтобы отличить их от тех слов, в которых всё слово – корень.

Мы привели несколько дней из серии тех занятий, которые проводили с детьми из экспериментальной группы.

 

 

3.3. Проведение контрольного этапа сформированности логического мышления у детей младшего школьного возраста

 

В качестве контроля результатов дополнительных занятий развития логического мышления на внеурочных занятиях по русскому языку было проведено контрольное тестирование контрольной и экспериментальной групп. Задания оставим те же самые, только поменяем слова в этих заданиях. Принцип тестирования остается тем же самым.

 

1. Занятие «вид» – «род».

Вилка –

Заяц –

Тюльпан –

Пятка –

Пианино –

Лето –

Воробей –

Ясень –

Муха –

Золото –


 

Занесем результаты исследования в таблицу 3.

 

Таблица 3. Количество ребят, попавших в уровень сложности и процентное отношение к количеству учащихся в определенной группе.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспери-ментальная группа

Контроль-ная  группа

Экспери-ментальная группа

Контроль-ная  группа

Экспери-ментальная группа

Контроль-ная  группа

7

3

0

4

0

1

100,00%

37,50%

0,00%

50,00%

0,00%

12,50%


 

Для наглядности представим результаты контрольного этапа эксперимента на рисунке 5.

Рис.5 Процентное соотношение учащихся, попавших в определенный уровень сложности в эксперименте 3

 
2. Занятие «часть» – «целое».

Воротник –

Пестик –

Подоконник –

Ящик –

Кузов –

Перила –

Хвост –

Рука –

Перо –

Стрелка –


Занесем результаты исследования в таблицу 4.

 

Таблица 4. Количество ребят, попавших в уровень сложности и процентное отношение к количеству учащихся в определенной группе.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспери-ментальная группа

Контроль-ная  группа

Экспери-ментальная группа

Контроль-ная  группа

Экспери-ментальная группа

Контроль-ная  группа

7

3

0

4

0

1

100,00%

37,50%

0,00%

50,00%

0,00%

12,50%


 

Для наглядности представим результаты контрольного этапа эксперимента на рисунке 6.

Рис.6 Процентное соотношение учащихся, попавших в определенный уровень сложности в эксперименте 4

Доказательством результативности опытно-экспериментальной работы по целенаправленному развитию логического мышления у младших школьников явились данные контрольного этапа, который заключался в определении уровней сформированности логического мышления в целом (табл. 5), проведенного по тем же методикам, которые использовались в начале опытно-экспериментальной работы.

Таблица 5. Результаты тестирования до и после, выполнение задания 1.

Резуль-таты

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспери-менталь-ная группа

Конт-рольная  группа

Экспери-менталь-ная группа

Конт-рольная  группа

Экспери-менталь-ная группа

Конт-рольная  группа

до

28,57%

0,00%

57,14%

62,50%

14,29%

37,50%

после

100,00%

37,50%

0,00%

50,00%

0,00%

12,50%


Для наглядности предоставим результаты тестирования на рисунке 7.

Рис. 7. Результаты тестирования до и после, выполнение задания 1.

 

Приведем результаты тестирования после выполнения задания 2. и занесем в таблицу 7.

 

 

 

 

 

Таблица 7. Результаты тестирования до и после, выполнение задания 2.

Резуль-таты

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспери-менталь-ная группа

Конт-рольная  группа

Экспери-менталь-ная группа

Конт-рольная  группа

Экспери-менталь-ная группа

Конт-рольная  группа

до

28,57%

37,50%

57,14%

50,00%

14,29%

12,50%

после

100,00%

37,50%

0,00%

50,00%

0,00%

12,50%


 

Для наглядности предоставим результаты тестирования на рисунке 8.

Рис. 8. Результаты тестирования до и после, выполнение задания 2.

 

Сравнивая результаты исследований, мы отмечаем значительные изменения. Больший процент школьников в экспериментальной группе стал обладать высоким уровнем логического мышления. Но в контрольной группе эти изменения незначительны, так как не учитывались психологические условия и средства формирования логического мышления.

Как показывают данные таблицы, процент школьников в экспериментальной группе, имеющих низкий уровень логического мышления, исчез. Увеличилось число школьников, обладающих высоким уровнем логического мышления.

Дети, которые проходили эксперимент,  сами приняли решение посещать этот кружок: из 28 учащихся кружок решились посещать 7.  Существенной особенностью занятий по интеллектуальному развитию в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На занятиях интеллектуального развития не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. Ученики на них избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует, все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения приходят к правильному решению. У детей постепенно формируется отношение к этим занятиям как к средству развития своей личности. Главным критерием эффективности таких занятий являлись:

Информация о работе Развитие мышления младших школьников на внеурочных занятиях по русскому языку