Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 11:16, дипломная работа
Актуальность исследования. Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы развития мышления младших школьников…………………………………………………………………… 6
1.1. Мышление и его характеристика……………………………… 6
1.2. Виды мышления…………………………………………………. 9
1.3. Особенности мышления младших школьников……………….. 11
ГЛАВА 2. Основы развития логического мышления учащихся на внеклассных занятиях русского языка ………………………….……….……………….. 16
2.1. Пути и средства развития логического мышления …………… 17
2.2. Роль внеклассных занятий при развитии логического мышления ……………………………………………………………. 18
ГЛАВА 3. Эксперимент по развитию логического мышления………….. 31
3.1. Проведение диагностики уровня этапа эксперимента по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста….. 31
3.2. Проведение формирующего этапа эксперимента по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста…… 36
3.3. Проведение контрольного этапа эксперимента по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста….. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
а) радость познания;
б) постоянное достижение новых результатов;
в) приобретение нового интеллектуального опыта.
Общая атмосфера на занятиях кружка создавала особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе.
Этот эмоциональный фон, положительное отношение к заданиям имеют определенное последействие и постепенно распространяются на обычные школьные уроки. Мы совместно с родителями отметили, что после занятий по интеллектуальному развитию ученики были более активны, внимательны, успешнее справлялись с учебными заданиями. Дети отметили, что после занятий кружка, они быстрее выполняют домашние задания, лучше учатся.
Тем самым занятия по развитию логического мышления учащихся – один из способов формирования положительного отношения и интереса к учению в целом: учащиеся в результате этих занятий достигли значительных успехов в своем развитии. Они приобрели также необходимые интеллектуальные умения, которые применяются школьниками в учебной работе на предметных уроках, что приводит к первым успехам ребенка. А это означает, что возникает и интерес к учебе.
Несколько раз в четверти проводились интеллектуальные конкурсы, викторины, целью которых являлось обобщение приобретенных знаний и умений. На них приглашались родители, учителя.
Для каждого занятия подбирались специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежали развитию на данном занятии.
Задания подбирались с учетом их направленности на соответствующие познавательные процессы и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта использовала многократное выполнение заданий одного типа. С целью предотвращения снижения интереса учащихся к повторению однотипных заданий стремились обеспечить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней психологической направленности. В ходе занятий реализовывался принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
На внеклассных занятиях в силу своей необязательности, отсутствия оценок трудно поддерживать высокий уровень познавательной активности и дисциплины, если организовывать их так же, как уроки. Существенными особенностями занятий с младшими школьниками являются включение игровых, соревновательных элементов, поддержание доброжелательной, заинтересованной атмосферы, организация коллективной работы, налаживание сотрудничества с детьми. Это позволило проводить занятия на высоком познавательном уровне, поддерживать деловую и в то же время свободную атмосферу.
Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное – научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.
Вывод: проведенный эксперимент подтвердил эффективность предлагаемой программы, обеспечившей более высокий уровень логического мышления у младших школьников, показал эффективность использованных нами средств развития логического мышления учащихся младшего школьного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе разносторонней характеристики возрастных и индивидуальных особенностей развития мышления младших школьников, сложившейся в психологии, мышление рассматривается как познавательная деятельность, направленная на усвоение учащимися знаний, выработанных человечеством в ходе общественного развития. Овладение знаниями рассматривается как активный процесс углубления в сущность изучаемых явлений, в раскрытии их свойств, связей и отношений. Этот процесс требует овладения способами действий, аналитико-синтетическими операциями, характер которых определяется содержанием той области знаний, на усвоение которой они направлены.
Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформатизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих).
Формирование творческого мышления на уроках русского языка, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.
Без логического мышления, то есть без способности правильно формировать понятие (определять, классифицировать и т.д.), суждение, умозаключение и доказательство, знание – бесплодно.
Возраст 6-9 лет очень ответствен в становлении мышления. Для того чтобы учить ребенка мыслить и рассуждать правильно, учителю как минимум надо знать и уметь применять все правила и законы логики.
Обучая ребенка логичности мышления, учитель, особенно в начале обучения младшего школьника, должен использовать не искусственный, а естественный логический язык, базовый язык мышления и лишь постепенно намечать переход к освоению символической логики, если это необходимо. Обучение логике должно не зашоривать мышление ребенка, например, сводя все многообразие простых суждений о свойствах (атрибутивных суждений) всего лишь к четырем- шести формам, а открывать возможность овладения всем богатством логических средств естественного языка и возможность успешно пользоваться ими, несмотря на все недостатки такого языка.
Тема дипломного проекта представляется актуальной, так как затрагивает очень важный вопрос развитие желания правильно и с пониманием учиться.
Главными задачами можно выделить следующие моменты.
Одна из важных задач современной школы – создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.
Опыт по развитию логического мышления младших школьников на уроках русского языка, который подчеркнули из проведенного эксперимента и особенно те ребята, которые посещали кружок «Логика», показывали устойчивые результаты обучения. Эти дети получали заряд интеллектуальной активности и высокой мотивации. Учителя, работающие с ребятами, которые участвовали в эксперименте, отмечают высокий уровень мотивации и подготовленности учащихся. Они отмечают, что с ребятами интересно работать, у них всегда огоньки в глазах, они тянутся к новым знаниям.
Результаты работы по развитию логического мышления на уроках русского языка и во внеурочное время регулярно отслеживались психологом и мною. За четверть произошёл резкий скачок показателей уровня развития логического мышления учащихся 2 класса экспериментальной группы (рис. 7 и рис. 8)
Таким образом, результативность системы можно считать работоспособной. Поэтому можно заключить, что развитие этой темы можно продолжать и есть куда еще стремиться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей. Сост. Н.Н. Ушаков. – М.: Просвещение, 1979, стр. 20-25
Информация о работе Развитие мышления младших школьников на внеурочных занятиях по русскому языку