Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 20:13, реферат
Цель: показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.
Объект: процесс формирования профессиональных компетенций специалистов-техников.
Предмет: самообучение как фактор формирования профессиональных компетенций студентов.
Гипотеза: развитие навыков самообучения повысит уровень профессиональных компетенций студентов при изучении информационно – компьютерных дисциплин.
Введение 3
Глава I. Аспекты формирования навыков самообучения с использованием информационных технологий. 5
Проблема самостоятельности обучения личности в психолого-педагогических исследованиях. 5
Способы и методы самообучения. 7
Информационные технологии в процессе самообучения. 11
Методические и дидактические подходы к использованию ИТ-образования в процессе самообучения. 16
Глава II. Роль и место самообучения при формировании профессиональных компетенций студентов. 20
Подходы к формированию профессиональных компетенций специалистов-техников. 20
Способность к самообучению как фактор формирования профессиональных компетенций студента. 23
Анализ эффективности самообучения с использованием ИТ на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и ВС». 24
Учёт результатов самообучения и развития компетенций специалистов-техников в учебно-профессиональной деятельности студентов. 33
Заключение. 34
Список литературы. 35
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
Ханты-мансийского округа – Югры
Нижневартовский социально-гуманитарный колледж
Попов Алексей Николаевич
Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»
г. Нижневартовск, 2008
Оглавление
Введение 3
Глава I. Аспекты формирования навыков самообучения с использованием информационных технологий. 5
Глава II. Роль и место самообучения при формировании профессиональных компетенций студентов. 20
Заключение. 34
Список литературы. 35
В настоящее время остро ощущается потребность в ответственных, инициативных, самостоятельных специалистах, способных постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Это вызвано необходимостью быстрого обновления знаний, диктуемой условиями современного общественного развития.
Если в XIX веке смену технологии обусловливала смена 1-2 поколений человечества и однажды полученных знаний хватало на всю жизнь, то, начиная с середины XX века, в бурный техногенный век за жизнь одного поколения людей сменяется несколько поколений технологий, что требует от человека обновления полученных знаний. Особенно это касается информационных компьютерных технологий.
Поэтому встаёт вопрос о том, что студенты должны овладеть методологией усвоения новых знаний, могли заниматься самообразованием с целью идти в ногу со временем, а значит, были востребованы на современном рынке труда.
Основой непрерывного самообразования является процесс самообучения, обеспечивающий студентам приобретение таких личностных качеств, знаний и умений, которые позволяют им адаптироваться в быстро меняющихся условиях профессиональной деятельности. Это предполагает овладение обучающимися способами самостоятельного приобретения знаний, формирование самостоятельности как профессионально значимого личностного качества будущего специалиста. В связи с этим одной из важнейших задач средней и высшей школ становится формирование готовности молодых людей к самообучению, что обеспечит их будущий личностный и профессиональный рост.
Поэтому в теории и практике особое значение должно придаваться смещению акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную деятельность студента.
Анализу данных проблем посвящены исследования С.И.Архангельского, А.А.Вербицкого, А.К.Дусавицкого, В.И.Загвязинского, И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис, В.А.Сластенина, С.Д.Смирнова, Н.В.Соловьевой и др.
Особенности развития активности и самостоятельности студента в обучении рассматриваются в работах С.С.Амировой, Л.Г.Вяткина, М.Г.Гарунова, С.М.Годника, Е.А.Кроткова, П.И.Пидкасистого, Г.Н.Серикова, Н.К.Тутышкина и др. Но, несмотря на разнообразие исследований и множество методических рекомендаций по организации самостоятельной деятельности обучающихся, их использование в образовательной практике высшей школы еще не носит систематического и комплексного характера.
Некоторые аспекты проблемы самообучения нашли отражение в работах Э.В.Андреевой, Т.В.Габай, О.С.Газмана, А.К.Громцевой, В.А.Куринского, Б.Т.Лихачева, И.Л.Наумченко, НАНефедовой и др. Однако специфика самообучения пока не раскрыта в должной степени в психолого-педагогических исследованиях, отсутствует целостное представление о самообучении, недостаточно разработана модель формирования готовности личности к самообучению. Это приводит к трудностям в практической работе преподавателей, использующих различные пути и методы формирования самостоятельности и творческой активности.
В условиях быстрого развития новых информационных технологий, для более качественной организации самостоятельной работы студентов, целесообразно как можно шире использовать их в учебной деятельности. Применение ИТ позволит студенту иметь больше наглядных и мобильных источников знаний, в полной мере проявить способность к самостоятельному мышлению, к самостоятельной творческой работе по выполнению различных заданий, проверить свой уровень усвоения знаний, наилучшим образом освоить выбранную профессию, стать высококвалифицированным специалистом.
Цель: показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.
Объект: процесс формирования профессиональных компетенций специалистов-техников.
Предмет: самообучение как фактор формирования профессиональных компетенций студентов.
Гипотеза: развитие навыков самообучения повысит уровень профессиональных компетенций студентов при изучении информационно – компьютерных дисциплин.
Исходя из объекта и предмета для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
При реализации задач исследования использовались следующие методы:
Глава I. Аспекты формирования навыков самообучения с использованием информационных технологий.
1.1. Проблемы самостоятельности обучения личности в психолого-педагогических исследованиях.
Проблема самостоятельности, самодеятельности личности в обучении является одной из центральных в отечественной и зарубежной педагогике. В основе ее теоретической разработки лежат современные представления о человеческой личности и ее развитии, которые выразились в теории «самости». Понятие «самости», по мнению многих ученых, обозначает внутреннее ядро личности, систему представлений человека о себе самом, включающую идею саморазвития. Причем стремление к собственному развитию разсматривается как глубинная и фундаментальная человеческая потребность. В таком понимании сущность воспитания и обучения состоит в стимулировании процесса саморазвития и самообучение личности разсматривается в контексте ее саморазвития.
Понятие «самости» имеет глубокие философские корни. Еще Гераклит приблизился к пониманию саморазвития. Сократ, призывая своих учеников познавать самих себя, системой вопросов побуждал их самостоятельно мыслить. Его великий ученик Платон задачу воспитания видел в пробуждении и развитии хороших природных задатков человека и определяющим началом считал духовные качества человека.
И.Кант характеризовал человека как субъекта автономного поведения и собственного самосовершенствования, а образование как открытие человеком себя и того, что в нем. Воспитание должно гармонично развивать природные способности человека, чтобы он мог достичь своего назначения.
Идеи «самости» близки многим отечественным философам. Так, например, Н.А.Бердяев развивал идеи самопознания и самосовершенствования. Он говорил, что человек есть микрокосм, потенциальная величина, что в нем все заложено.
Обосновывая важность активности субъекта в обучении, он отмечал, что любое приобщение к знанию находило отклик в его душе, если оно способствовало самовыражению, вызывало ответный акт сотворчества. Он писал, что его способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от него, когда он был в активном и творческом состоянии, и не мог обнаружить способностей, когда нужно было пассивное усвоение и запоминание, когда процесс шел извне к нему.
Методологической основой разработки этой проблемы в отечественной педагогике является теория развивающего обучения. Фундаментальным вкладом в ее создание стала концепция Л.С.Выготского об общественно-историческом происхождении психических функций человека, основные положения которой заключаются в признании ведущей роли обучения и воспитания в развитии человека. Представление Л.С.Выготского о соотношении обучения и развития отражено в концепции «зоны ближайшего развития», создание которой стимулирует процессы развития, из внешних переходящие во внутренний план и становящиеся достоянием самой личности, ее внутренним достижением, обеспечивающим способность самостоятельно выполнять соответствующие учебные задачи. Л.С.Выготский считает, что в процессе воспитания и обучения учитель должен быть «рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения»
Согласно концепции С.Л.Рубинштейна, внешние причины действуют через внутренние условия. Следовательно, любые внешние воздействия могут стать средствами развития и саморазвития человека лишь, будучи изначально опосредованными внутренними условиями. Воспитание и обучение включаются в процесс развития ребенка и являются не внешним стимулом, а частью этого процесса. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь одновременно и сам активно воздействуя на педагогические условия. Основополагающим для данного исследования является положение С.Л.Рубинштейна о том, что «личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера, особенности психических процессов не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка, посредством которой он под руководством педагога активно включается в жизнь коллектива...»
Если же человек не хочет и не старается развиться, то он никогда не приобретет новые качества и силы. Таким образом, в психологической литературе сложилось понимание развития и саморазвития как единого, целостного процесса, как двух ступеней и сторон одного и того же процесса. Наиболее отчетливо, на мой взгляд, это понимание выражено А.В.Суворовым в его докторской диссертации, где он говорит о диалектическом тождестве развития и саморазвития: «Развитие личности осуществимо лишь как саморазвитие, то есть личность сама себя развивает личными усилиями, собственной активностью при участии других людей»
До уровня сознательного саморазвития человек поднимается путем самопознания и самоопределения. Идеи «самости» и саморазвития осмысливаются и в педагогике. Они присутствуют или подразумеваются в теоретических концепциях выдающихся педагогов прошлого, являясь основой для дальнейших исследований.
Современные тенденции развития среднего специального образования также определяют проблему развития самостоятельности студента в обучении как одну из ведущих. Это связано с тем, что объем информации, подлежащей усвоению в системе среднего профессионального образования, неуклонно возрастает, а сроки обучения студентов не могут увеличиваться. Здесь большую роль играет то, насколько сам студент хочет учиться. Поэтому важное значение имеет мотивация к самообучению, создание такого окружения, чтобы студент сам захотел осваивать новые знания.
Вместе с тем развитие самостоятельности в обучении напрямую связано с развитием творческого потенциала личности, так как самостоятельность - необходимое условие творческой деятельности. Поэтому система образования должна активно включиться в процесс творческого развития и саморазвития личности, чтобы обеспечить эффективную адаптацию личности в социуме и способствовать формированию активной готовности к критической переработке, сознательному выбору поступающей информации. Выпускники ССУЗа должны быть не только профессионально грамотными специалистами, но и готовыми к постоянному самообразованию, саморазвитию, людьми, осознающими свой долг и ответственность за свои суждения, действия, поступки.
1.2. Способы и методы самообучения.
Активизация самостоятельной познавательной деятельности возможна только при условии развития познавательной активности личности и диалога студента с преподавателем. Активизация познавательной деятельности учащейся молодежи во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентом, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.