Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 20:13, реферат
Цель: показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.
Объект: процесс формирования профессиональных компетенций специалистов-техников.
Предмет: самообучение как фактор формирования профессиональных компетенций студентов.
Гипотеза: развитие навыков самообучения повысит уровень профессиональных компетенций студентов при изучении информационно – компьютерных дисциплин.
Введение 3
Глава I. Аспекты формирования навыков самообучения с использованием информационных технологий. 5
Проблема самостоятельности обучения личности в психолого-педагогических исследованиях. 5
Способы и методы самообучения. 7
Информационные технологии в процессе самообучения. 11
Методические и дидактические подходы к использованию ИТ-образования в процессе самообучения. 16
Глава II. Роль и место самообучения при формировании профессиональных компетенций студентов. 20
Подходы к формированию профессиональных компетенций специалистов-техников. 20
Способность к самообучению как фактор формирования профессиональных компетенций студента. 23
Анализ эффективности самообучения с использованием ИТ на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и ВС». 24
Учёт результатов самообучения и развития компетенций специалистов-техников в учебно-профессиональной деятельности студентов. 33
Заключение. 34
Список литературы. 35
6. Итоговый тест.
Каждый участник проходит электронный тест по теме «Основная память ЭВМ». Результаты выдаст система XDLS.
В базе содержится 35 вопросов. Студенту предоставляется 15 вопросов, выбранных случайным образом. При каждой выборке происходит перемешивание ответов внутри вопроса.
Критерии оценки теста:
За правильный ответ начисляется 1 балл, по сумме которых выводится оценка тестируемого
14-15 баллов – «5»
12-13 баллов – «4»
10-11 баллов – «3»
Меньше 10 баллов – «2»
7. Подведение итогов.
Капитаны групп предоставляют краткий итоговый отчёт о проделанной работе (карта оценки + отчёт).
Отчёт состоит из следующих пунктов:
2.4. Учёт результатов самообучения и развития компетенций специалистов-техников в учебно-профессиональной деятельности студентов.
Анализ результатов учебной деятельности студентов показал, что применение средств мультимедиа позволяет студентам более успешно осуществлять процесс самообразования, в свою очередь, видно, что студенты, обладающие более высокими способностями к самообучению имеют более высокий профессиональный уровень, более успешно ориентируются в материале курса и, следовательно, имеют более высокий результат.
Примером может служить сравнение результатов занятия по теме «Основная память ЭВМ», план которого приведён в разделе 2.3, цель которого проверить уровень усвоения материала, предложенного к рассмотрению в плане самообучения и результатов изучения предыдущей темы «Центральный процессор ЭВМ», когда материал темы излагался преподавателем, с частичным самостоятельным изучением.
Результаты рассматриваются за письменную проверочную работу и тест
Таблица 1
Сравнение результатов тематического контроля
Тема |
Кол-во студентов |
На «5» |
На «4» |
На «3» |
На «2» |
Средний балл |
Качество | |
"Центральный процессор ЭВМ" |
Письменная работа |
15 |
0 |
5 |
7 |
3 |
3,13 |
33,33% |
"Центральный процессор ЭВМ" |
Тест |
15 |
1 |
6 |
4 |
4 |
3,27 |
46,67% |
"Основная память ЭВМ" |
Письменная работа |
15 |
1 |
8 |
4 |
2 |
3,53 |
60,00% |
"Основная память ЭВМ" |
Тест |
15 |
3 |
7 |
4 |
1 |
3,80 |
66,67% |
Из таблицы 1 видно, что метод самообучения даёт более высокий результат как по письменной работе, так и по тесту.
Это говорит о том, что самообучение повышает уровень усвоения знаний, развивает мышление и способность выражать свои мысли более полно и профессионально грамотнее.
Данные выводы подтверждает и сравнение результатов за период 3 года, причём уровень приобщения студентов к самообучению возрастал с появлением новых ИТ по дисциплине, увеличением количества тематических тестовых заданий.
Качество обучения по дисциплине «Архитектура ЭВМ и ВС» возросло с 41% в 2006 году до 59% в 2008 году. В 2007 году замечено снижение данного показателя до 39%. Анализ ситуации привёл к выводу, что в 2007 году обучение проходила группа в целом обладающая низкими способностями к самообучению.
Итак, одной из главных профессиональных компетенций будущего специалиста является способность быть самостоятельным, развитие навыков самообучения с применением информационных технологий позволит повысить уровень профессиональных компетенций специалиста-техника, позволит полноценно развиваться в современном социуме.
Сегодня мир сам говорит человеку, что необходимо постоянно совершенствовать свои способности, самообразовываться, чтобы иметь целостное представление Мира и процессов, протекающих в социальной, экономической и других сферах жизнедеятельности.
Основная роль преподавателя на данном этапе – дать студентам мотив к развитию, желание узнать много больше, чем даёт образовательная программа.
Вместе с тем развитие самостоятельности в обучении напрямую связано с развитием творческого потенциала личности, так как самостоятельность - необходимое условие творческой деятельности.
Система образования должна активно включиться в процесс творческого развития и саморазвития личности, чтобы обеспечить эффективную адаптацию личности в социуме и способствовать формированию активной готовности к критической переработке, сознательному выбору поступающей информации.
самообразованию. М.: Просвещение, 1985.