Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 20:13, реферат

Описание работы

Цель: показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.
Объект: процесс формирования профессиональных компетенций специалистов-техников.
Предмет: самообучение как фактор формирования профессиональных компетенций студентов.

Гипотеза: развитие навыков самообучения повысит уровень профессиональных компетенций студентов при изучении информационно – компьютерных дисциплин.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Аспекты формирования навыков самообучения с использованием информационных технологий. 5
Проблема самостоятельности обучения личности в психолого-педагогических исследованиях. 5
Способы и методы самообучения. 7
Информационные технологии в процессе самообучения. 11
Методические и дидактические подходы к использованию ИТ-образования в процессе самообучения. 16
Глава II. Роль и место самообучения при формировании профессиональных компетенций студентов. 20
Подходы к формированию профессиональных компетенций специалистов-техников. 20
Способность к самообучению как фактор формирования профессиональных компетенций студента. 23
Анализ эффективности самообучения с использованием ИТ на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и ВС». 24
Учёт результатов самообучения и развития компетенций специалистов-техников в учебно-профессиональной деятельности студентов. 33
Заключение. 34
Список литературы. 35

Файлы: 1 файл

razvitie_navykov_samoobucheniya_s_ispolzovaniem_ikt.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

 

6. Итоговый тест.

Каждый участник проходит электронный тест по теме «Основная память ЭВМ». Результаты выдаст система XDLS.

В базе содержится 35 вопросов. Студенту предоставляется 15 вопросов, выбранных случайным образом. При каждой выборке происходит перемешивание ответов внутри вопроса.

Критерии оценки теста:

За правильный ответ начисляется 1 балл, по сумме которых выводится оценка тестируемого

14-15 баллов –  «5»

12-13 баллов –  «4»

10-11 баллов –  «3»

Меньше 10 баллов – «2»

 

7. Подведение итогов.

Капитаны групп предоставляют краткий итоговый отчёт о проделанной работе (карта оценки + отчёт).

Отчёт состоит из следующих пунктов:

    • Какие цели перед вами ставились и достигли ли  вы их при выполнении заданий данного мероприятия.
    • Насколько раскрыты вопросы темы в процессе её изучения и в процессе выполнения заданий данного мероприятия.
    • Трудности, возникавшие при выполнении заданий (теоретических и практических). Разрешили ли вы их для себя.
    • Пожелания преподавателю при подготовке последующих занятий, замечания в организации и проведении зачётного мероприятия.

 

 

2.4. Учёт результатов самообучения и развития компетенций специалистов-техников в учебно-профессиональной деятельности студентов.

 

Анализ результатов учебной деятельности студентов показал, что применение средств мультимедиа позволяет студентам более успешно осуществлять процесс самообразования, в свою очередь, видно, что студенты, обладающие более высокими способностями к самообучению имеют более высокий профессиональный уровень, более успешно ориентируются в материале курса и, следовательно, имеют более высокий результат.

 

Примером может служить сравнение результатов занятия по теме «Основная память ЭВМ», план которого приведён в разделе 2.3, цель которого проверить уровень усвоения материала, предложенного к рассмотрению в плане самообучения  и результатов изучения предыдущей темы «Центральный процессор ЭВМ», когда материал темы излагался преподавателем, с частичным самостоятельным изучением.

Результаты рассматриваются за письменную проверочную работу и тест

 

Таблица 1

Сравнение результатов тематического контроля

 

Тема

Кол-во студентов

На «5»

На «4»

На «3»

На «2»

Средний балл

Качество

"Центральный процессор  ЭВМ"

Письменная работа

15

0

5

7

3

3,13

33,33%

"Центральный процессор  ЭВМ"

Тест

15

1

6

4

4

3,27

46,67%

"Основная память ЭВМ"

Письменная работа

15

1

8

4

2

3,53

60,00%

"Основная память ЭВМ"

Тест

15

3

7

4

1

3,80

66,67%


 

Из таблицы 1 видно, что метод самообучения даёт более высокий результат как по письменной работе, так и по тесту.

Это говорит о том, что самообучение повышает уровень усвоения знаний, развивает мышление и способность выражать свои мысли более полно и профессионально грамотнее.

 

Данные выводы подтверждает и сравнение результатов за период 3 года, причём уровень приобщения студентов к самообучению возрастал с появлением новых ИТ по дисциплине, увеличением количества тематических тестовых заданий.

Качество обучения по дисциплине «Архитектура ЭВМ и ВС» возросло с 41% в 2006 году до 59% в 2008 году. В 2007 году замечено снижение данного показателя до 39%. Анализ ситуации привёл к выводу, что в 2007 году обучение проходила группа в целом обладающая низкими способностями к самообучению.

 

Заключение

Итак, одной из главных профессиональных компетенций будущего специалиста является способность быть самостоятельным, развитие навыков самообучения с применением информационных технологий позволит повысить уровень профессиональных компетенций специалиста-техника, позволит полноценно развиваться в современном социуме.

Сегодня мир сам говорит человеку, что необходимо постоянно совершенствовать свои способности, самообразовываться, чтобы иметь целостное представление Мира и процессов, протекающих в социальной, экономической и других сферах жизнедеятельности.

Основная роль преподавателя на данном этапе – дать студентам мотив к развитию, желание узнать много больше, чем даёт образовательная программа.

Вместе с тем развитие самостоятельности в обучении напрямую связано с развитием творческого потенциала личности, так как самостоятельность - необходимое условие творческой деятельности.

Система образования должна активно включиться в процесс творческого развития и саморазвития личности, чтобы обеспечить эффективную адаптацию личности в социуме и способствовать формированию активной готовности к критической переработке, сознательному выбору поступающей информации.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
  2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М: Просвещение, 1985.
  3. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.
  4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.
  5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к

     самообразованию. М.: Просвещение, 1985.

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М.: Вита-Пресс, 1999.
  3. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.
  4. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 1998.
  5. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб.пособие. М.: Просвещение,  1987.
  6. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Просвещение, 1989.
  7. Дьяченко И.М., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. М.: Хэлтон, 1998.
  8. Занков Л.В. О начальном обучении. М.: АПН РСФСР, 1963.
  9. Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. М.: АПН РСФСР, 1963.
  10. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. СПб.: Речь, 2006.
  11. Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. М.: Омега, 1994.
  12. Ильясов И.И. Структура процесса учения / И.И. Ильясов - М.: Изд-во МГУ, 1986.
  13. Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе // Начальная школа. 1993. № 12.
  14. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
  15. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000.
  16. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. М., 2003.
  17. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург: УрГПУ, 2005.
  18. Краткий психологический словарь./сост. КарпенкоЛ.А. под общ.ред. Пет-ровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 1985.
  19. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. М.: Педагогич. общ-во России, 2001.
  20. Кумекер Л., Шейн Дж. С. Свобода учить, свобода учиться. М.: Народное образование, 1994.
  21. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М.: Гардарики, 2003.   
  22. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.
  23. Леонтьев А.Г. Педагогические ситуация. Как учить?// Знание – сила. № 2. 1990.
  24. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
  25. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа – Пресс, 1994.
  26. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.
  27. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  28. Методические рекомендации по освоению активных методов обучения. М.: ЦМКПК, 1991.
  29. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: Изд-во Казанского унив-та, 1979.
  30. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.
  31. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь / УрГПУ. Екатеринбург, 1995.
  32. Оконь В.В. Основы проблемного обучения. М., 1986.
  33. Околелов О.П. Педагогическая среда познания / О.П. Околелов // Педагогика. - № 9 – 10, 1992. - С. 60 – 65.
  34. Околелов О.П. Электронный учебный курс / О.П. Околелов // Высшее образование в России. - № 4, 1999. - С. 126 – 129.
  35. Околелов О.П. Оптимизационные методы дидактики / О.П.Околелов // Педагогика. - № 3, 2000. - С. 21 – 26.
  36. Околелов О.П. Дидактическая специфика открытого образования / О.П. Околелов // Педагогика. - № 6, 2001. - С. 45-51.
  37. Психологический словарь / под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.: Астрель, 2004.
  38. Ротенберг В.С. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.
  39. Рябцева С.А. Диалог за партой. М.: Просвещение, 1989.
  40. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. М.: НИИ «Школа технологий»,2005.
  41. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  42. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / Под ред. В.А. Сластенина. М.: «Академия», 2000.
  43. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Юрист, 1997.
  44. Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. СПб.: Речь, 2006.
  45. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.
  46. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

 


 



Информация о работе Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студ