Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 20:13, реферат

Описание работы

Цель: показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.
Объект: процесс формирования профессиональных компетенций специалистов-техников.
Предмет: самообучение как фактор формирования профессиональных компетенций студентов.

Гипотеза: развитие навыков самообучения повысит уровень профессиональных компетенций студентов при изучении информационно – компьютерных дисциплин.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Аспекты формирования навыков самообучения с использованием информационных технологий. 5
Проблема самостоятельности обучения личности в психолого-педагогических исследованиях. 5
Способы и методы самообучения. 7
Информационные технологии в процессе самообучения. 11
Методические и дидактические подходы к использованию ИТ-образования в процессе самообучения. 16
Глава II. Роль и место самообучения при формировании профессиональных компетенций студентов. 20
Подходы к формированию профессиональных компетенций специалистов-техников. 20
Способность к самообучению как фактор формирования профессиональных компетенций студента. 23
Анализ эффективности самообучения с использованием ИТ на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и ВС». 24
Учёт результатов самообучения и развития компетенций специалистов-техников в учебно-профессиональной деятельности студентов. 33
Заключение. 34
Список литературы. 35

Файлы: 1 файл

razvitie_navykov_samoobucheniya_s_ispolzovaniem_ikt.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

 

1.3.3. Классификация средств ИТ по области методического назначения:

Классификацию средств ИТ по области методического назначения можно увидеть на рис. 1.

Рис 1. Средства информационных технологий.

 

1.3.4. Понятие мультимедиа

Понятие мультимедиа, вообще, и средств мультимедиа, в частности, с одной стороны тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств ИТ, существенно влияющих на эффективность образовательного процесса.

Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово "мультимедиа" имеет сразу несколько разных значений.

Мультимедиа - это:

  • технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
  • информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
  • компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
  • компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
  • особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Разработка хороших мультимедиа учебно-методических пособий — сложная профессиональная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и близкого знакомства со специальным программным обеспечением. Мультимедиа учебные пособия могут быть представлены на CD-ROM — для использования на автономном персональном компьютере или быть доступны через Web.

 

К этапам разработки мультимедийных образовательных ресурсов можно отнести следующие:

1. Педагогическое проектирование:

  • разработка структуры ресурса;
  • отбор и структурирование учебного материала;
  • отбор иллюстративного и демонстрационного материала;
  • разработка системы лабораторных и самостоятельных работ;
  • разработка контрольных тестов.

2. Техническая подготовка текстов, изображений, аудио- и видео-информации.

3. Объединение подготовленной информации  в единый проект, создание системы  меню, средств навигации и т.п.

4. Тестирование и экспертная  оценка.

 

Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов:

  • системы обработки статической графической информации;
  • системы создания анимированной графики;
  • системы записи и редактирования звука;
  • системы видеомонтажа;
  • системы интеграции текстовой и аудиовизуальной информации в единый проект.
  • системы проектирования и создания WEB – ресурсов.

 

1.3.5. Негативные последствия воздействия средств ИТ на обучающегося.

Использование современных средств ИТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИТ называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и студентов, студентов между собой - и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”.

В самом деле, активный в речевом плане студент, надолго замолкает при работе со средствами ИТ, что особенно характерно для студентов открытых и дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, также приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

 

Решение данных проблем находится в методических подходах к разработке учебно-методических комплексов на основе ИТ и от компетенций преподавателя. Грамотный преподаватель никогда не сведёт процесс обучения, самообучения и контроля знаний только к общению с электронными средствами. Также необходимо разработать методические рекомендации по применению локальных и сетевых электронных ресурсов в самообразовании. Данные рекомендации должны предписывать студентам анализ, систематизацию и обобщение найденной информации с целью понимания и осознания содержащихся в них знаний.

 

 

 

1.4. Методические и дидактические подходы к использованию ИТ-образования в процессе самообучения.

Под системой ИТ-образования понимается целостная дидактическая система, ведущими компонентами которой являются:

  • информационно-образовательная среда;
  • методы и средства открытого образования;
  • управленческие, организационно-методические и научно-методические средства, обеспечивающие опережающий характер образовательных технологий.

 

Интегративным фактором данной системы является информационно-образовательная среда. К числу важнейших её понятийных признаков принадлежат:

  • умения и навыки работы с компьютером и различными программными продуктами;
  • специальным образом переработанный с учетом требований компьютерных технологий социальный опыт, подлежащий усвоению студентами в виде конкретных знаний, умений и навыков;
  • телекоммуникационные и информационные технологии, обеспечивающие усвоение студентами соответствующего социального опыта;
  • психологическая готовность к работе в информационной среде;
  • психолого-педагогические и дидактические средства подготовки студентов к профессиональной деятельности.

 

Изученная практика разработки и использования системы ИТ-образования в процессе самообучения показывает, что к ведущим проблемам её проектирования следует отнести:

  • особенности в целом учения как вида деятельности в дидактических системах, генерируемых информационными образовательными технологиями;
  • психолого-педагогические и дидактические факторы, оказывающие существенное влияние на эффективность познавательной деятельности студентов в пространстве информационно-образовательной среды;
  • специфику принципов самообразования;
  • дидактические требования к научно- и учебно-методическим материалам ИТ-образования.

 

В соответствии с данной трактовкой сущности системы ИТ-образования на неё, как целостную дидактическую систему, накладывается ряд требований, предусматривающих:

  • оптимизацию содержания учебных курсов, исходя из квалификационных требований к будущему специалисту и индивидуальных познавательных особенностей личности студента;
  • активизацию познавательной деятельности и интенсификацию в целом процесса учения;
  • генерирование системы контроля усвоения знаний, обеспечивающей, в конечном счете, непрерывное и эффективное управление процессами обучения и самообучения.

Очевидно, мера эффективности системы ИТ-образования напрямую зависит от полноты учета специфических относительно этой системы свойств процессов обучения и самообучения. Такими ведущими свойствами являются:

  1. процесс самообучения есть функция системных характеристик информационно-образовательной среды;
  2. механизмы созидания и разрешения учебных ситуаций служат движущей силой процесса обучения;
  3. в основе механизма саморегулирования системы «процесс самообучения» лежат прямая и обратная связи в системе «обучающая система - студент»;
  4. процесс самообучения не поддаётся жесткой алгоритмизации;
  5. ведущими факторами оптимизации и интенсификации процесса самообучения в системе ИТ-образования являются: принципы, теоретические выводы и практические рекомендации методики ИТ-образования; содержание и структура учебного материала; методы и средства обучения и самообучения; формы и методы воздействия на мотивационно-эмоциональную сферу студента.

 

Система ИТ-образования позволяет организовать в рамках электронного учебного курса управление процессом учения по двум каналам:

1) извне - соответствующими  воздействиями средствами компьютерных технологий обучения;

2) изнутри - собственными  психическими действиями студента.

Очевидно, оба канала не являются изолированными относительно друг друга и, более того, в пространстве информационно-образовательной среды составляют единое целое. При этом на этапе проектирования ИТ-образования необходимо постоянно иметь в виду, что содержание процессов, протекающих по второму каналу, в существенной мере определяется информацией, которая поступает по первому каналу. Именно такой целостный подход к управлению и самоуправлению процессом учения является той основой, которая и объединяет структурные разнокачественные элементы познавательной деятельности в единое системное образование.

Информация о работе Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студ