Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 20:13, реферат

Описание работы

Цель: показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.
Объект: процесс формирования профессиональных компетенций специалистов-техников.
Предмет: самообучение как фактор формирования профессиональных компетенций студентов.

Гипотеза: развитие навыков самообучения повысит уровень профессиональных компетенций студентов при изучении информационно – компьютерных дисциплин.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Аспекты формирования навыков самообучения с использованием информационных технологий. 5
Проблема самостоятельности обучения личности в психолого-педагогических исследованиях. 5
Способы и методы самообучения. 7
Информационные технологии в процессе самообучения. 11
Методические и дидактические подходы к использованию ИТ-образования в процессе самообучения. 16
Глава II. Роль и место самообучения при формировании профессиональных компетенций студентов. 20
Подходы к формированию профессиональных компетенций специалистов-техников. 20
Способность к самообучению как фактор формирования профессиональных компетенций студента. 23
Анализ эффективности самообучения с использованием ИТ на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и ВС». 24
Учёт результатов самообучения и развития компетенций специалистов-техников в учебно-профессиональной деятельности студентов. 33
Заключение. 34
Список литературы. 35

Файлы: 1 файл

razvitie_navykov_samoobucheniya_s_ispolzovaniem_ikt.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

Итоговым контролем является экзамен и контрольная работа.

Материал, изучаемый в данной дисциплине, является фундаментом для прохождения летней практики по получению первичных профессиональных  навыков  специалистов-техников. Это означает, что студентам придётся осуществлять профессиональную деятельность по профилю специальности, а также выполнять задания предприятия. Это, в свою очередь, предполагает владение профессиональными компетенциями специалиста-техника, в том числе способностью к самообучению, самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы для выполнения заданий предприятия.

С целью более успешного изучения материала, а также формирования навыков самообучения мной проделана следующая работа:

  1. Разработана программа курса «Архитектура ЭВМ и ВС»;
  2. Разработан учебно-методический комплекс по темам курса, который реализован в виде печатного издания, а также в виде WEB – сайта и соответствует предъявленным требованиям к разработке УМК.

Применение материалов данного комплекса позволяет реализовать методы самообучения, рассмотренные в разделе 1.2 данной работы.

  1. Разработан комплекс практических заданий, включающий также задания для самостоятельного выполнения.
  2. Для контроля успеваемости разработаны и применяются промежуточные и итоговые тесты, реализованные в системе xDLS, позволяющие студентам проводить проверку уровня усвоения знаний, в том числе и материала, рассмотренного в плане самообучения.
  3. Итоговая контрольная работа заключается в самостоятельном поиске ответов на поставленные вопросы, а также носит практическую направленность выраженную в работе с программным и аппаратным обеспечением ЭВМ.
  4. Разработан экзаменационный материал для итогового контроля. Экзаменационный билет содержит 3 вопроса: тест; теоретический вопрос; практическое задание. Данный подход позволяет произвести разностороннюю проверку знаний.
  5. При изучении тем курса применяются средства мультимедиа (презентации PowerPoint), а также используются демонстрационные программы и стенды.
  6. Разработана программа практики по получению первичных профессиональных навыков, упор в которой сделан именно на самостоятельность студентов при выполнении заданий практики (от колледжа и от предприятия), а также применение различных средств для самообразования в процессе практической деятельности.

 

2.3.3. Пример плана занятия по теме «Основная память ЭВМ».

 

Тема «Основная память вычислительной системы»

Тип: Урок проверки и закрепления знаний.

Цели:

  • проверить и закрепить уровень усвоения теоретических знаний и практических умений по теме «Основная память вычислительной системы»;
  • проверка профессиональной компетентности и практических навыков, приобретённые в процессе изучения темы;
  • развитие навыков самостоятельной работы, самообучения и работы в группах.

 

План проведения семинара:

 

  1. Организационный момент, сообщение целей и задач.(3 мин.)
  2. Разминка. (5 мин)
  3. Выдача пакетов заданий. (5мин.)
  4. Реализация заданий группами. (25 мин.)
  5. Отчёт по выполненным заданиям. (10х3 мин.)
  6. Итоговый тест по теме. (15 мин.)
  7. Подведение итогов семинара. (7 мин.)

 

Введение.

При изучении информационных дисциплин встаёт вопрос о том, как организовать процесс обучения с использованием ИТ–технологий, чтобы усвоение материала отвечало дидактическим и психолого-педагогическим требованиям.

Принимая во внимание выводы педагогической психологии, можно утверждать, что усвоение по своей структуре - сложный и многоплановый процесс, включающий в себя сенсорные, интеллектуальные функции и многообразные проявления свойств и качеств личности студента.

Структура процесса усвоения студентами логико-информационного материала включает, по меньшей мере, четыре фазы:

1) фаза восприятия и понимания - получение информации, селективное восприятие, понимание, кратковременное запоминание;

2) фаза осмысления и запоминания - включение информации в сложившуюся систему знаний и перевод в долговременную память;

3) фаза применения - поиск, воспроизведение, практическое использование;

4) фаза контроля, которая осуществляется  параллельно первым трем фазам.

Первых две фазы студенты реализовывали самостоятельно, изучая предложенный материал  по теме «Основная память ЭВМ».

Цель данного мероприятия – реализация  3 и 4 фазы процесса усвоения.

 

Ход мероприятия:

1.Организационный момент.

Группа разделена на 3 подгруппы. Домашним заданием было изучение темы «Основная память ВС» с использованием учебного пособия, поиск дополнительной информации в сети и других источниках.

Сюжет мероприятия связан с Архитектурой ЭВМ и заключается в следующем (капитану и команде):

«Ваша команда сегодня – виртуальная машина пакетной обработки данных, а члены команды – модули данной машины. У Вас есть капитан – это процессор машины. Все вместе Вы представляете супер ЭВМ 10-го поколения, которая может решить любую задачу.

Вашей «машине» поручено выполнить пакет заданий. Внимательно ознакомьтесь с предложенными вопросами. Разпределите их решение между «модулями» Вашей машины так, чтобы оптимизировать её работу».

Удачной загрузки!!!

2. Разминка.

Задаются вопросы на сообразительность. Отвечает та подгруппа, у которой была первой поднята рука. Если ответ неправильный, у оппонентов есть право ответить на этот вопрос или внести уточнения и дополнения в ответ. За правильный ответ или существенное дополнение группа получает 1 балл.

Вопросы:

  1. Что называют памятью? (Совокупность устройств, служащих для запоминания, хранения и выдачи информации)
  2. Какие основные операции выполняются в памяти? (Запись и считывание)
  3. Перечислите основные характеристики памяти. (Емкость памяти, удельная емкость, быстродействие).
  4. На какие виды делится память по способу обращения? (Адресная и ассоциативная)
  5. Какие типы памяти относятся к основной? (ОП, КЭШ, ПЗУ)
  6. На микросхемах какого типа строится оперативная память? (Динамических – DRAM)
  7. Какой из модулей памяти исторически появился одним из первых? (SIP).
  8. Что хранится в ПЗУ? (BIOS)
  9. Из каких элементов состоит виртуальная память? (ОП+Дисковое пространство)

 

3. Выдача пакетов заданий.

Группам выдаются пакеты заданий по результатам разминки – группа, набравшая большее количество очков выбирает пакет первой и т.д.

(шапка общая у всех пакетов)

 

Время реализации – 35 минут

Время защиты – 10 минут.

Теоретические вопросы :

  • Поиск информации можно осуществить:
    • В электронном УМК (ftp://samr/Обучение/Архитектура_ЭВМ_ВС/УМК_АрхитектураЭВМиВС_сайт).
    • В сети Интернет (настройки браузера: адрес 192.168.1.20, порт 3128, пароль у преподавателя).
    • Можно использовать Ваши материалы, собранные в процессе подготовки к семинару.
  • Ответы оформляются в виде презентации PowerPoint.

Практическое задание:

  • Выполняется аккуратно, с соблюдением правил Техники безопасности.
  • Здаётся в готовом виде с пояснениями по каждому из вопросов.

 

Пакет заданий для подготовки №1.

Задания

1. Подготовить  ответ на следующие вопросы:

  1. Статическая память (SRAM). Классификация SRAM. Области применения.
  2. Организация статической памяти. Асинхронный и синхронный способ доступа.
  3. Какие элементы используются в качестве запоминающей ячейки в микросхемах SRAM?
  4. Конкретные разновидности статической памяти, их характеристика.
  5. Типы микросхем статической памяти.
  6. Маркировка модулей статической памяти.

2. Выполнить  практические задания:

  1. Исследовать конфигурацию компьютера в учебном кабинете любыми известными Вам средствами (тестовые программы, средствами самой системы и др.). Найти информацию о запоминающих устройствах системы, назвать их характеристики. Результаты занести в данную таблицу (печатный и электронный варианты) и присоединить к презентации.
  2. Дана материнская плата. Найти все запоминающие элементы, расположенные на ней, а также разъёмы и слоты для подключения микросхем памяти. Охарактеризовать их. Произвести установку модуля памяти, определить его тип.

Пакет заданий для подготовки №2.

Задания

1. Подготовить  ответ на следующие вопросы:

  1. Динамическая память (DRAM). Классификация DRAM.
  2. Структурная схема DRAM, принцип её функционирования. Области применения DRAM.
  3. Какие элементы используются в качестве запоминающей ячейки в микросхемах DRAM?
  4. Конкретные модификации микросхем динамической памяти, их характеристика и принцип действия.
  5. Типы модулей динамической памяти. Хронология их появления. Характеристики.
  6. Маркировка модулей динамической памяти.

 

2. Выполнить  практические задания:

  1. Отследить использование основной памяти на компьютере в учебном кабинете с помощью вкладки Быстродействие Диспетчера задач. Для этого протестировать систему, отследив состояние памяти в режиме низкой, средней и максимальной загрузки системы. Сделать вывод, опираясь на показания загрузки различных областей и видов внутренней памяти (физическая, виртуальная и др.). Ответ на данное задание можно сопроводить скриншотами состояния диспетчера задач в разных режимах загрузки и присоединить к презентации.
  2. Дана материнская плата. Найти все запоминающие элементы, расположенные на ней и все разъёмы и слоты для подключения микросхем памяти. Составить графическую схему прохождения импульсов между управляющими устройствами и оперативной памятью на данной плате. Произвести установку модуля памяти, определить его тип.

 

Пакет заданий для подготовки №3.

Задания

1. Подготовить  ответ на следующие вопросы:

  1. Постоянная память. Классификация энергонезависимой памяти. Области применения.
  2. Назначение BIOS.
  3. Организация постоянной памяти. Структурная схема.
  4. Полупроводниковые МОП ПЗУ. Организация запоминающих элементов.
  5. Флеш ПЗУ. Их преимущества.
  6. Маркировка микросхем ПЗУ. Основные фирмы-производители.
  7. Логическое распределение основной памяти. Характеристики и назначение логических областей.
  8. Виртуальная память. Организация виртуальной памяти в ЭВМ.

 

2. Выполнить  практические задания:

  1. Используя программу настройки конфигурации SETUP, загрузить BIOS. Определить версию и производителя BIOS. Выявить параметры системы. В частности, рассмотреть состояние и характеристики запоминающих устройств, а также логическое распределение основной памяти. Результаты занести в данную таблицу (печатный и электронный варианты) и присоединить к презентации
  2. Дана материнская плата. Найти все запоминающие элементы, расположенные на ней, а также все разъёмы и слоты для подключения микросхем памяти. Составить графическую схему прохождения импульсов между управляющими устройствами и постоянной памятью на данной плате. Произвести установку микросхемы памяти, определить её тип.

 

4. Реализация заданий группами.

На реализацию пакета заданий отводится 35 минут. Основная задача – так распределить задания внутри группы, чтобы оптимизировать качество и время их выполнения.

По ходу работы групп преподаватель корректирует действия участников, разрешает возникающие вопросы, вносит пояснения.

 

5. Отчёт по выполненным заданиям.

Каждая группа предоставляет отчёт о выполнении пакета заданий. Каждое задание  пакета оценивается по 5-ти бальной шкале. Разминка по количеству ответов. Итоговый тест ставится отдельной оценкой каждому студенту по результатам тестирования. Группе зачисляется с каждого теста столько баллов, какую оценку получил тестируемый.

Карты оценки работы группы заполняет преподаватель и в каждой группе капитан. Затем подводятся окончательные итоги.

 

Карта оценки работы группы

Группа_____________________

 

Задание

Выполнил

Оценка(баллы)

Примечания

Разминка

     

Подготовка ответов на вопросы

     

Практическое задание 1

     

Практическое задание 2

     

Отчёт по выполнению пакета

     

Тест

     
       
 

Итого

     

Информация о работе Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студ