Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 20:13, реферат

Описание работы

Цель: показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.
Объект: процесс формирования профессиональных компетенций специалистов-техников.
Предмет: самообучение как фактор формирования профессиональных компетенций студентов.

Гипотеза: развитие навыков самообучения повысит уровень профессиональных компетенций студентов при изучении информационно – компьютерных дисциплин.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Аспекты формирования навыков самообучения с использованием информационных технологий. 5
Проблема самостоятельности обучения личности в психолого-педагогических исследованиях. 5
Способы и методы самообучения. 7
Информационные технологии в процессе самообучения. 11
Методические и дидактические подходы к использованию ИТ-образования в процессе самообучения. 16
Глава II. Роль и место самообучения при формировании профессиональных компетенций студентов. 20
Подходы к формированию профессиональных компетенций специалистов-техников. 20
Способность к самообучению как фактор формирования профессиональных компетенций студента. 23
Анализ эффективности самообучения с использованием ИТ на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и ВС». 24
Учёт результатов самообучения и развития компетенций специалистов-техников в учебно-профессиональной деятельности студентов. 33
Заключение. 34
Список литературы. 35

Файлы: 1 файл

razvitie_navykov_samoobucheniya_s_ispolzovaniem_ikt.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

- быстро и точно формулировать  профессиональные задачи;

- предвосхищать возможные результаты от того или иного способа решения текущих задач;

- принимать ответственные решения  и реализовывать их на практике;

- оперативно сравнивать реальные  и целевые результаты;

- непрерывно реконструировать  собственную деятельность и производить её обоснование;

- создавать продукт деятельности  высокого качества.

Из сказанного выше следует, что существуют ключевые компоненты профессиональной деятельности специалиста, характерные для любой конкретной деятельности. К таким компонентам относятся, например, функциональные: гностический (познавательный, исследовательский), проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, прогностический и оценочный. Очевидно, успешная работа специалиста возможна только при гармоничном формировании умений, отвечающих каждому из функциональных компонентов деятельности.

 

2.2. Способность к самообучению  как фактор формирования профессиональных компетенций студента.

Самообразование в области профессиональной деятельности является обязательной специфической работой личности, выполнению которой, конечно же, необходимо учить студента. Поэтому также на уровне приоритетной должна рассматриваться задача проектирования дидактической системы, предоставляющей студенту реальную возможность составить представление о ключевых компонентах профессиональной культуры и на этой основе попытаться проложить свою дорожку к формированию профессионализма.

Итак, овладение профессиональной культурой предполагает большую долю самообучения, самообразования, самовоспитания, инициативы. В соответствии с этим выводом от ссузовской системы ИТ-образования необходимо потребовать, чтобы она обеспечивала формирование у студента потребностей и умений самостоятельного приобретения знаний, навыков их пополнения и применения с использованием передовых образовательных, информационных и компьютерных технологий. Таким образом, в условиях информационно-образовательной среды процесс учения перестает быть только специфическим видом деятельности, он становится процессом самообучения личности, позволяет ей сделать определенный шаг на пути самоактуализации и самореализации.

Содержание процессуальной составляющей учения в системе ИТ-образования раскрывает группа принципов в составе: мотивации учебной деятельности, необходимости осознания цели деятельности, программирования деятельности, рефлексии, познавательной активности и самостоятельности. Педагогический опыт свидетельствует, что в пространстве информационно образовательной среды ведущая роль принадлежит:

принципу программирования деятельности, утверждающему, что конкретная познавательная деятельность выполняется студентом по вполне определенной программе, выработанной им самостоятельно или с помощью преподавателя;

принципу рефлексии, который требует, чтобы у студента были сформированы потребности и умения оценивать уровень усвоения различных видов познавательной деятельности;

принципу познавательной самостоятельности, требующему развития у студентов потребности и способности к самостоятельному выполнению познавательной деятельности;

принципу активности, который отражает ведущую роль студента в усвоении им различных видов социального опыта.

Педагогические факторы, приводящие к изменению параметров системы ИТ-образования, связаны в первую очередь с корректирующими воздействиями студента на систему в зависимости от успехов в решении поставленных перед ним задач, личностных интересов и склонностей. В этой связи система учебных задач должна:

1) слагаться из подсистем вопросов  и заданий, раскрывающих характер умственных и практических действий, которые необходимо выполнить студенту для усвоения данного учебного материала;

2) включать подсистемы тестов (обучающих, диагностических, корректирующих, стимулирующих и др.), составляющих единое целое с соответствующими подсистемами вопросов и заданий;

3) иметь разветвленный характер, гарантируя студенту возможность проектирования индивидуальной траектории обучения с учетом уровня своей подготовленности и способностей.

 

Рассмотрим на примере основные компоненты методики проектирования ИТ-образования, основу которой составляет метод нелинейного структурирования процесса самообучения.

Суть нелинейной структуризации процесса заключается в следующем:

- в программу дисциплины вводится ряд специальных разделов, имеющих, как правило, непосредственное отношение к содержанию профессиональной подготовки будущих специалистов (внешней модуль дисциплины);

- определяется тематика и содержание  внутреннего модуля курса (на  практике этот модуль слагается  в основном из узловых вопросов);

- каждый студент разрабатывает, исходя из своих познавательных интересов и склонностей, собственную индивидуальную программу курса, включающую в качестве обязательного элемента внутренний модуль и отобранные студентом разделы и отдельные темы из внешнего модуля (при условии, что составленная таким образом программа исчерпывает содержание одного из альтернативных вариантов данного курса);

- разделам присваивается ранговый  балл согласно его уровню сложности и объёму;

- каждый студент составляет  свой график прохождения курса  в целом, не совпадающим с линейным порядком тем, который зафиксирован в нулевом столбце матричной сети курса.

Студент имеет право в течение семестра сдавать в установленные сроки любой раздел изучаемого курса. Положительная оценка (удовлетворительно и выше) выставляется в баллах, причем оценке «удовлетворительно» соответствует окрестность минимального количества баллов. За каждый раздел, сданный студентом на положительную оценку до его полного изучения, дополнительно начисляется достаточно значимые балы. Студент освобождается от экзамена в сессию по всему курсу, если, во-первых, избранный им порядок сдачи разделов в течение семестра не совпадает с последовательностью их рассмотрения на учебных занятиях, и, во-вторых, суммарное количество баллов, за сданные разделы, включая и минимальные, превышает соответствующим образом рассчитанный итоговый по курсу балл.

 

Опыт показывает, что студенты, которые владеют методологией самообучения, в значительно большем объёме владеют материалом, изученным самостоятельно, во-вторых, более свободно устанавливают связи между разделами курса, между новой и старой информацией, в-третьих, намного быстрее находят пути решения нестандартных задач, в-четвертых, показывают сформированные навыки использование нестандартных методов для решения прикладных задач.

 

Из выше сказанного следует, что способность к самообучению и самообразованию является одной из основных профессиональных компетенций студента, и она же позволяет ему развивать другие профессиональные компетенции, стать настоящим специалистом, быть готовыми к постоянному самообразованию, саморазвитию, осознающему свой долг и ответственность за свои суждения, действия, поступки.

 

 

2.3. Анализ эффективности  самообучения с использованием  ИТ на примере изучения дисциплины  Архитектура ЭВМ и ВС.

2.3.1. Краткая характеристика курса «Архитектура ЭВМ и ВС»

Учебная дисциплина «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных навыков.

Дисциплина изучается на 2 курсе специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»

Знания принципов построения и функционирования ЭВМ являются основополагающими при изучении других общепрофессиональных и специальных дисциплин, позволяют производить оценку характеристик вычислительных систем и сетей ЭВМ для решения задач обработки данных. В соответствии с этим содержание курса направлено на формирование системы знаний по структурной организации, характеристикам, принципам взаимодействия основных узлов и блоков ЭВМ и ВС.

Цель курса: формирование знаний и представлений о назначении, функциях и принципах построения базовых аппаратных средств, формирование умений организовывать работу, как отдельных узлов, так и ЭВМ  в целом для решения задач числовой, символьной и распределительной обработки данных.

Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:

  • ознакомить с основными терминами, входящими в понятие «Архитектура ЭВМ»;
  • ознакомить с тенденциями развития и принципами построения ЭВМ и ВС;
  • дать представление о характеристиках ЭВМ и ВС;
  • изучить основные принципы организации и работы различных узлов и блоков ЭВМ и ВС;
  • изучить функциональную и структурную организацию ЭВМ;
  • рассмотреть организацию процессов  в ЭВМ и системах;
  • изучить возможности и области применения наиболее распространённых классов ЭВМ, систем, сетей и комплексов;
  • научить использовать методы и средства оценки характеристик вычислительных систем и сетей ЭВМ для решения задач числовой, символьной и распределительной обработки данных;

 

Федеральный компонент

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по Архитектуре ЭВМ и вычислительных систем.

Архитектура ЭВМ, систем, сетей: архитектура, назначение и функции базовых аппаратных средств; принципы построения процессора, регистры; управление памятью; адресация, защищенный режим работы, уровни привилегий ввода-вывода, привилегированные команды; многозадачность, системная память компьютера, организация оперативной памяти, распределение памяти, режимы работы памяти; постоянная память для хранения BIOS; системная шина, режимы работы системной шины, программируемые системные устройства; назначение, функции базовых программных средств; исполняемая программа; схема функционирования; виды, назначение, функции, специфика периферийных устройств: конфигурация компьютера для различных областей применения; классификация, назначение и области применения вычислительных систем (ВС): многомашинные многопроцессорные ВС: операционные конвейеры; RISK-архитектуры; векторные, матричные системы; принципы построения и архитектура сетей ЭВМ, протоколы, каналы связи, маршрутизация, кодирование и зашита от ошибок, базовые средства передачи данных, классификация, назначение, область применения локальных вычислительных систем (ЛВС), структура и принципы построения ЛВС. конфигурация связей, стандарты, соглашения и рекомендации: способы и средства реализации межкомпьютерного взаимодействия.

В соответствии с государственным образовательным стандартом в курс дисциплины «Архитектура ЭВМ и ВС» включены следующие разделы:

1.     Архитектура ЭВМ. Средства реализации информационных процессов.

2.     Центральный процессор ЭВМ.

3.     Подсистема памяти ЭВМ.

4.     Системная шина.

5.     Периферийные устройства вычислительной системы.

6.     Назначение и области применения вычислительных систем.

7.     Телекоммуникационные вычислительные сети.

 

Студент, успешно освоивший программу, курса должен:

иметь представление:

о взаимосвязи дисциплины «Архитектура ЭВМ, систем, сетей»  с другими обще профессиональными и специальными дисциплинами, о новейших достижениях и перспективах развития в области архитектуры ЭВМ, систем, сетей и комплексов;

знать:

–       архитектуру ЭВМ, вычислительных систем и сетей;

–       характеристики ЭВМ и ВС;

–       основные принципы организации и работы основных узлов и блоков ЭВМ и ВС;

–       возможности и области применения наиболее распространённых классов ЭВМ и ВС;

–       функциональную и структурную организацию ЭВМ;

уметь:

–       определять конфигурацию компьютера;

–       подключать периферийные устройства;

–       подключать компьютеры к локальной вычислительной сети.

–       организовывать работу основных узлов и блоков ЭВМ и ВС;

–       использовать методы и средства оценки характеристик вычислительных систем и сетей ЭВМ для решения задач числовой, символьной и распределительной обработки данных.

 

Распределение по семестрам и формы контроля:

2203 по

Семестр

3

Часов в неделю

5

Всего

104

Аудиторных

80

Лекций

50

Практических

30

Индивидуальных

10

Самостоятельных

14

Форма контроля

К/р., экзамен.


 

2.3.2. Формирование навыков  самообучения с применением ИТ при изучении курса «Архитектура ЭВМ и ВС».

Как видно из таблицы распределения нагрузки по данной дисциплине, лекционных занятий 50 часов, практических 30 часов, также существенное количество часов (24) отводится на самостоятельную и индивидуальную работу студентов.

Информация о работе Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студ