Развитие особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
изучить теоретические основы развития эмоциональной сферы в литературе;
выявить особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….стр.3
Глава 1.Теоретические основы эмоций у детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной литературе……………………стр.3
1.1 Проблема развития эмоций у детей в психолого – педагогической литературе…………………………………………………………………………стр.7
1.2. Особенности развития эмоций у детей младшего школьного возраста в норме…………………………………………………………………………стр.15
1.3. Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта……………………………………………………………стр.23
Глава 2.Экспериментальное исследование эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта………………………………………….стр.33
2.1. Цель, задачи, методика исследования особенностей эмоций у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушениями интеллекта.....стр.33
2.2. Выявить особенности эмоций у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушениями интеллекта…………………………………………стр.39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….стр.42
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..стр.43
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………стр.45

Файлы: 1 файл

Теоретические основы эмоций у детей младшего школьного возраста .doc

— 331.45 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….стр.3

Глава 1.Теоретические основы эмоций у детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной литературе……………………стр.3

1.1 Проблема развития эмоций у детей в психолого – педагогической литературе…………………………………………………………………………стр.7

1.2. Особенности развития эмоций у детей младшего школьного возраста в норме…………………………………………………………………………стр.15

1.3. Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта……………………………………………………………стр.23

Глава 2.Экспериментальное исследование эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта………………………………………….стр.33

2.1. Цель, задачи, методика исследования особенностей эмоций у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушениями интеллекта.....стр.33

2.2. Выявить особенности эмоций у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушениями интеллекта…………………………………………стр.39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….стр.42

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..стр.43

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………стр.45

 

Введение

Будучи столь хорошо известными (как наиболее явно выраженный феномен внутренней жизни человека), и, казалось бы, доступными научному пониманию эмоции продолжают оставаться предметом споров при попытке осмыслить их в рамках психологической теории.

Дискуссии ведутся буквально по всему кругу связанных с эмоциями проблем - от вопроса о том, какие психические явления следует относить к эмоциональным, до вопроса о принципиальной роли эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности.

В наши  дни расширились возможности экспериментального исследования, психология сделала резкий поворот к этому надёжному источнику знаний. Однако, ограничения, вполне естественные для экспериментального исследования эмоции, распространились и на теоретическую разработку проблемы. Эксперимент подчинил себе теорию, оставив ей функцию интерпретации полученных в нём данных. Теория эмоций, втиснутая в рамки экспериментально разрабатываемых проблем, потеряла системность, широту, а порой и жизненною реальность. Её сосредоточенность на вопросах, допускающих лабораторное изучение, не разрешает проблем, которые возникают в сфере межличностных отношений, аномального развития личности и в ряде других областей, практической деятельности человека. Кроме того, познания эмоций и чувств, сосредотачивающих жизнь человека на определённых явлениях, познание внутренних конфликтов и кризисов, приводящих к переоценке идеалов, к решительным поворотам в жизни и тому подобных явлений могло бы способствовать решению задачи общепсихологической теории, а именно - интеграции ее феноменов, процессов, психических функций в целостную личность.

Как отмечает В.К. Вилюнас “Одно  представляется бесспорным; даже если в этих утверждениях что-то преувеличено: без решения проблемы эмоций разработка общей теории психического невозможна” [11, 6].

Чтобы психология эмоций более полно  охватывала круг связанных с эмоциями проблем, необходимы поиски новых направлений теоретического и экспериментального их изучения. При осуществлении этой актуальной задачи, важно знать результаты проведенных исследований, овладеть методическим опытом, накопленным в психологических лабораториях, “...чтобы глава об эмоциях заняла в психологической науке место, которое соответствует положению и значению эмоций в реальной жизни”, как подчёркивал В.К. Вилюнас [11, 56].

Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление  контакта между индивидом и группой.

У людей с ослабленной способностью эффективной саморегуляции эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью. Разрушительное воздействие подобного неумения справляться со своими чувствами у этих людей могут быть самыми различными: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья. Эмоции помогают человеку в его становлении, те люди, у которых они недостаточно развиты – испытывают проблемы с адаптацией в социуме, отсюда возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у нормальных и детей с умственной отсталостью.

Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся – все эти действия выражают состояние нашей души. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме – эмоции это предшествующее состояние. В начале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает какое-то чувство. Поэтому нам и захотелось заняться этой проблемой, и каким- то образом объяснить состояние человеческих эмоций. Для своей работы мы взяли детей в возрасте 6-7 лет. И в этом возрасте очень ярко обнажены все эмоциональные состояния.

Эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и в душевных кризисах человека. Такая универсальная значимость эмоций должна являться надежным залогом, как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности. Внимание исследователей стало постепенно ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких как: выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность. Сегодня же эта проблема как никогда более актуальна. Постепенно мы пришли к выводу, что нам стоит углубиться в эту проблему, так как некоторое эмоциональное поведение детей младшего дошкольного возраста нас заинтересовало. И мы поставили перед собой задачу изучить более углубленно эмоции, причину их зарождения, протекания и результат. Эмоции связаны с процессами познания, мотивации и поступков. Способность эмоций участвовать во всех видах деятельности и вообще во всех состояниях человека, поставили передо мной цель изучить эти состояния, определить к ним свое отношение и использовать это в работе с детьми.  Предметом исследования стали дети младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. С одной стороны, это непосредственные, веселые, жизнерадостные дети. С другой стороны к ним уже нельзя относится как к просто детям, нужно учитывать, что у них нарушение интеллекта. К ним нужно относиться очень бережно. Знать уровень их притязаний и жизненных интересов.

Вот почему мы взяли для исследования эту проблему- проблему изучения особенностей эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта младшего школьного возраста.

Таким образом, вывод, что особенности эмоций у детей с нарушениями интеллекта младшего школьного возраста – вопрос актуальный. И соответствующим образом организованная работа по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить вышеназванные проблемы.

Тема курсовой работы:

"Развитие  особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта младшего школьного возраста".

Цель исследования: Изучить и выявить особенности развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста.

 

Объект исследования: Эмоциональная сфера ребенка с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования: Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Гипотеза: Мы полагаем, что эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта имеет свои особенности.

Задачи исследования:

  • изучить теоретические основы развития эмоциональной сферы в литературе;
  • выявить особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта;

Методы исследования: наблюдения, беседа, методики:

«Шкала одиночества» авторы: Рассел Д., Пело Л., Фергюсом М.

«Изучение высших чувств»

«Личностная шкала проявлений тревоги» адаптированная Немчиным Т.А.

Методологические  основы:

Положение Л.С. Выготского о развитии эмоциональной сферы детей в  норме и с нарушениями в развитии.

База исследования  1 «а» класс МОУ «Ибресинская СОШ №2» и 1 класс РГОУ «Ибресинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Глава 1. Теоретические основы эмоций у детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной литературе.

    1. Проблем развития эмоций у детей в психолого – педагогической литературе.

Эмоции и чувства - специфическая форма отражения  действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение.

Отличительной характеристикой чувств является их полярность как простейшее переживание удовольствия-неудовольствия. Чувства обладают различной степенью продолжительности и интенсивности. Они различаются по генетическому происхождению, глубине, осознанности, динамике развития, действию на организм, направленности, способу выражения, условиям возникновения и исчезновения и т. д. Чувства имеют внешнее выражение в выразительных движениях лица (мимике) и тела (пантомиме), в интонациях речи.

По форме протекания выделяют чувственный тон, настроение, собственно эмоции, страсти, стресс, фрустрацию, высшие чувства. Высший продукт эмоций человека - устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, так как связаны с каким-либо конкретным объектом. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, их подразделяют на нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственные переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными в обществе. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей.

Эмоции- особый класс психических  процессов и состояний, связанных  с инстинктами, потребностями и мотивами., и отражающих форму непосредственного переживания( радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции связаны с висцеральной  деятельностью индивида.

За последнее время накоплено  большое количество фактов, систематизировано множество наблюдений об эмоциях, приобретён некоторый опыт их экспериментального исследования. В нагромождении фактов уже начинают проступать очертания целостной системы.

Первая систематически разработанная  трактовка эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является Вильгельм Вундт. Он же является представителем сенсуалистических теорий, которые связывают эмоции с простейшими психическими процессами и ощущениями. Вундт совершенно определённо указывает на двухкомпонентность структуры эмоциональных процессов. На основе эмпирических данных Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований.

Теория Вундта критиковалась американским психологом Титче-нером, который подверг сомнению выдвинутый Вундтом тезис о неисчислимом множестве чувств. Титченер полагал, что существует только два вида чувств: удовольствие и неудовольствие, остальные все чувства Вундт выдумал.

Известный немецкий психолог Циген  показал, что чувство является свойством ощущения. По его мнению, ощущение имеет три характерных свойства: качество, интенсивность и чувственный тон. Чувственный тон, это и есть не что иное, как чувство удовольствия или неудовольствия, сопровождающее в различной степени наши ощущения.

Представители интроспективной психологии по-разному определяли основные свойства эмоциональных явлений. Это, конечно, обусловлено особенностями самого метода самонаблюдения, применяя который трудно найти адекватное решение данных проблем.

Физиологические теории эмоций различаются  на том основании, что считать первичным в эмоции – психическое или физиологическое. Первым традиционную концепцию эмоций поколебал известный американский психолог Уильям Джемс. В 1884 году он изложил, а в 1894 году развил далее тезис о том, что непосредственно за восприятием возбуждающего факта следует телесное изменение, а наше переживание этих изменений и есть эмоции. Подобную точку зрения разделял и датский исследователь К. Ланге: по его мнению, эмоции возникают в результате моторных изменений, вызываемых некоторыми раздражителями. Хотя позиции Джемса и Ланге не совсем идентичны, вследствие совпадения во времени их теорий (К. Ланге опубликовал свою работу в 1885 году), их стали рассматривать как единую теорию, известную ныне, как “теория Джемса-Ланге”. Это физиологическая теория, которая имеет значение и поныне. Согласно ей, мы грустим, потому что льются слезы, мы сердимся , потому  что наносим удар, боимся, потому что дрожим. Внешний стимул через ораны чувств достигает ствола мозга, по двигательным нервам вызывает ответную реакцию организма(изменение АД, ЧСС, КГР).. Джемс делит эмоции на "низшие" и "высшие". К "низшим" он относит эмоции, связанные с состоянием гнева, страха и т. д.; к "высшим" относит, например, эмоции, связанные с эстетическими потребностями. Теория Джемса-Ланге имеет некоторое основание для объяснения целого ряда эмоциональных ощущений, но в целом она исходит из неправильных физиологических предпосылок.

Основоположник бихевиоризма Джон Уотсон отверг теорию Дже-мса-Ланге. По его мнению, эмоции представляют собой  специфический вид реакций, проявляющихся в трёх основных формах: страха, ярости, любви. Как видно Уотсон остался на позициях Джемса и Ланге, хотя и исключил из их теории интроспективные элементы.

Информация о работе Развитие особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта младшего школьного возраста