Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 07:49, курсовая работа
Задачи исследования:
изучить теоретические основы развития эмоциональной сферы в литературе;
выявить особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта
ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….стр.3
Глава 1.Теоретические основы эмоций у детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной литературе……………………стр.3
1.1 Проблема развития эмоций у детей в психолого – педагогической литературе…………………………………………………………………………стр.7
1.2. Особенности развития эмоций у детей младшего школьного возраста в норме…………………………………………………………………………стр.15
1.3. Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта……………………………………………………………стр.23
Глава 2.Экспериментальное исследование эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта………………………………………….стр.33
2.1. Цель, задачи, методика исследования особенностей эмоций у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушениями интеллекта.....стр.33
2.2. Выявить особенности эмоций у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушениями интеллекта…………………………………………стр.39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….стр.42
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..стр.43
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………стр.45
Каковы же они эти особенности? Что представляет собой эмоциональная сфера аномального ребёнка?
Психология занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта.
Одной из важных характеристик личности ребёнка-олигофрена является незрелость его эмоциональной сферы.
Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка-олигофрена 6-7 лет наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка старшего дошкольного возраста, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.
Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что "Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости... Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма" [18, 42].
Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.
Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.
У умственно – отсталого ребенка 6-7 лет недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.
Н.Л. Коломинский отмечает, что "Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости" [18, 9].
Это объясняется тем, что у ребёнка-олигофрена
очень слабо развиты потребност
Незрелость в эмоциональной сфере в этом возрасте ещё резче проявляется в дошкольный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности.
Возраст 6-7 лет отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в дошкольный период он попадает в условия обучения по твёрдой программе. Появляется тип ведущей деятельности игровой, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся указания воспитателя.
Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак, его "чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя" [21, 41].
То есть, переживания умственно отсталого ребенка примитивны и еще нет дифференцированных тонких оттенков переживаний.
Это объясняется тем, что у ребёнка
есть наличие примитивных потребност
Кроме того, у детей-олигофренов часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий.
Слабость мысли, интеллекта умственно отсталого ребёнка и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств.
Наряду с общей эмоциональной незрелостью при различных формах задержки умственного развития наблюдаются специфические эмоциональные нарушения. В психологии развития термин депривация употребляется как недостаток сенсорных и социальных стимулов, приводящий на определенных этапах онтогенеза к замедлению, искажению эмоционального и интеллектуального развития ребенка. Данный феномен был записан еще Я.А. Коменским, позднее Ж. Итаром (воспитателем "дикого мальчика из Авейрона"), в ХХ в. А. Гезеллом, анализировавшим современные попытки воспитания детей, в силу экстремальных обстоятельств долгое время оторванных от социума. Всемирную известность приобрели проведенные в 40-х г. ХХ века исследования о неблагоприятных условиях интернатных учреждений (Дж. Боулби, Р. Спиц), эффект замедления и искажения их развития получил название госпитализма.
Проблемам депривации посвящена монография чешских авторов И. Лангмейера и З. Матейчека "Психическая депривация в детском возрасте". Исходя из их исследований, для полноценного развивания ребенка с нарушениями интеллекта необходимы:
Детям с умственной отсталостью
чаще присущи крайние, полярные чувства:
они либо радуются и всем довольны,
либо огорчаются, плачут, сердятся. У
них редко проявляются разнообразные
оттенки чувств, что так свойственно нормальным
детям.
Присуща умственно отсталым детям 6-7 лет
выраженная неадекватность чувств. По
своей динамике чувства этих детей бывают,
непропорциональны воздействиям внешнего
мира.
Одни из них очень легко, поверхностно
реагируют на объективно тяжелые жизненные
ситуации. У них наблюдаются также и быстрые
переходы от одного настроения к другому.
Другие чрезмерно и долго переживают по
всякому незначительному поводу. Таким
образом, те и другие неадекватно реагируют
на те или иные воздействия. Ведь еще начиная
с детства, ребенок начинает свое вхождение
в человеческое сообщество, закладывается
фундамент будущих гармоничных отношений
человека с самим собой и окружающими,
происходит адаптация личности к различным
социальным ситуациям микро- и макро -
среды, приобретая опыт социальных отношений,
который будет корректироваться во все
последующие этапы его жизни. Социализация
- процесс непрерывный, длящийся в течение
всей жизни. Он распадается на этапы, каждый
из которых «специализируется» на решении
определенных задач, без проработки которых
последующий может не наступить, может
быть искажен или заторможен[9,176].
Как подчеркивал Л. С. Выготский, одной
из специфических закономерностей аномального
развития психики являются особые взаимоотношения
ребенка с нарушениями интеллекта с окружающей
средой, и, прежде всего с людьми. Причем
при интеллектуальной недостаточности
эти взаимоотношения редко бывают благоприятными,
что существенно затрудняет коррекционную
работу и в конечном итоге адаптацию детей
данной категории в обществе. Среди причин
неблагоприятного взаимоотношения умственно
отсталых детей старшего дошкольного
возраста окружающими называют и недостаточно
глубокое понимание обществом проблемы
интеллектуальной недостаточности, и
наличие у этих детей целого ряда дефектов
психики, многие из которых необратимы.
Кроме того, при подготовке детей в коррекционно-образовательных
учреждений к самостоятельной жизни слабо
используются компенсаторные возможности
их психики, которые, по мнению Л. С. Выготского,
тесно связаны с эмоциональным началом.
Когда ребенок с интеллектуальной недостаточностью
осознает трудность и имеет ярко выраженное
желание ее преодолеть, он становится
более восприимчивым к коррекционной
помощи.
Ведущие специалисты коррекционной педагогики
и психологии неоднократно подчеркивали
необходимость всестороннего и целостного
изучения личности ребенка с интеллектуальной
недостаточностью, а также комплексного
воздействия на все структурные компоненты
его психики. В то же время, в центре внимания
продолжает оставаться интеллектуальное
развитие таких детей, и лишь отдельные
исследователи рассматривают особенности
эмоциональной сферы при умственной отсталости.
Понимание педагогом особенностей эмоционального
отношения ребенка с умственными отклонениями
к тем или иным сторонам окружающей действительности
является важным условием эффективности
коррекционного воздействия[5,46]. Поведение
окружающих по отношению к ребенку с нарушениями
интеллекта постоянно вызывает у него
разнообразные чувства: радость, гордость,
обиду и т. д. Ребенок, с одной стороны,
остро переживает ласку, похвалу, с другой
- причиненное ему огорчение, проявленную
к нему несправедливость. Дошкольники
с умственными отклонениями испытывают
чувство любви, нежности к близким людям,
прежде всего к родителям, братьям, сестрам,
часто проявляют по отношению к ним заботу,
сочувствие. Ребенок 6-7 лет с нарушениями
интеллекта начинает претендовать на
то, чтобы его уважали и слушались другие,
обращали на него внимание, исполняли
его желания. Одно из проявлений стремления
к самоутверждению - притязания детей
на исполнение главных ролей в играх. Стремление
к самоутверждению при известных условиях
может приводить к отрицательным проявлениям
в форме капризов и упрямств.
Изучение эмоций и чувств такого ребёнка,
правильное их формирование и воспитание,
способствует формированию его характера,
новых положительных свойств личности
и в конечном итоге, коррекции основного
психического дефекта.
2.1. Цель, задачи, методики исследования особенностей эмоций у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушениями интеллекта.
ЦЕЛЬ: Исследовать особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта и у нормальных детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. Подобрать и изучить методики для исследования особенностей эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Дать их описание.
2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Выборочная совокупность: 30 человек:
1. 15 человек - дети у умственными отклонениями, экспериментальная группа (7 лет спецшкола-интернат п.Ибреси для умственно отсталых детей). Диагноз: умственная отсталость в степени дебильность.
2. 15 человек - дети нормальным умственным развитием, контрольная группа (7 лет общеобразовательная средняя школа- №2 п. Ибреси). Методики:
1. “Изучение высших чувств”
2. “Шкала проявлений тревоги” адаптированнная Немчиным Т.А.
3. «Шкала проявлений тревоги» авторы: Рассел Д., Пепло Л., Фергюсом М.
Специальная школа-интернат для умственно отсталых детей находится по адресу: п. Ибреси ул. Комсомольская д.33. В школе-интернате дети находятся круглосуточно.
В интернате большой
Общеобразовательная средняя школа№2 также находится по адресу: п. Ибреси ул. Мира д43
МЕТОДИКА «ШКАЛА ОДИНОЧЕСТВА».
Методика предложена тремя авторами: Д. Расселом, Л. Пепло, М. Фергюсоном.
ЦЕЛЬ: Исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нём.
Инструкция: "Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырёх вариантов ответов: "часто", "иногда", "редко", "никогда". Выбранный вариант ответа отметьте знаком "+". Необходимый материал: вопросы с утверждениями (приложение №4).
При обработке результатов у нормальных детей по методике “Шкала одиночества”, получились следующие результаты: основная масса учащихся (90%) показали низкий уровень одиночества (от 0 до 25 баллов), высокий только у 10% (40-60 баллов). Это говорит о том, что нормальные дети, ведущие активный образ жизни, имеющие много друзей и наставников, не замыкаются в себе, не чувствуют себя одинокими.
В процессе беседы мною был задан вопрос, что такое одиночество? На что многие ответили так: “Ну, я не знаю точно но, наверное, это чувство, когда никого не интересует то, что происходит с тобой, никто не приходит на помощь”. Этот ответ говорит о том, что большинство учащихся даже не знакомы с таким чувством, как чувство одиночества, постоянно окруженные вниманием и заботой они чувствуют себя вполне счастливыми.
У детей с нарушениями интеллекта оказался высокий уровень одиночества 85% (от 40-60 баллов), средний 5% (25-40 баллов), низкий 10% (0-25 баллов) и характерно то, что у многих детей с нарушениями интеллекта младшего школьного возраста одиночество – это желание отгородиться от всего окружающего мира, оказаться окруженными стеной от всех. Это чувство одиночества не вынужденное, а принятое добровольно.
На поставленный вопрос: “Что такое одиночество?” большинство ребят дали точный ответ. Этот говорит о том, что они испытывали чувство одиночества и очень хорошо знают, что это такое.
Таб. 1.результаты по методике «Шкала одиночества»
Таб. 1.1 Качественный анализ по методике «Шкала одиночества.
Группы
Уровень |
Дети с нормальным развитием |
Дети с нарушением интеллекта | ||
Кол - во |
% |
Кол - во |
% | |
высокий |
3 |
10% |
11 |
85% |
средний |
0 |
0 % |
1 |
5% |
низкий |
12 |
90% |
3 |
10% |
ЦЕЛЬ: Изучить особенности высших чувств у младших школьников.
Необходимый материал: картина "Утро" Т.Н. Яблонской.