Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 07:49, курсовая работа
Задачи исследования:
изучить теоретические основы развития эмоциональной сферы в литературе;
выявить особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта
ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….стр.3
Глава 1.Теоретические основы эмоций у детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной литературе……………………стр.3
1.1 Проблема развития эмоций у детей в психолого – педагогической литературе…………………………………………………………………………стр.7
1.2. Особенности развития эмоций у детей младшего школьного возраста в норме…………………………………………………………………………стр.15
1.3. Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта……………………………………………………………стр.23
Глава 2.Экспериментальное исследование эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта………………………………………….стр.33
2.1. Цель, задачи, методика исследования особенностей эмоций у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушениями интеллекта.....стр.33
2.2. Выявить особенности эмоций у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушениями интеллекта…………………………………………стр.39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….стр.42
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..стр.43
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………стр.45
Он пишет, что “глубина эмоционального переживания существенно отличается от простой интенсивности и ситуативной силы душевного движения”.
Эмоции взрывного характера обнаруживают тенденцию быть поверхностными, тогда когда глубинные эмоции обнаруживают тенденцию быть менее интенсивными.
Эмоциональная сфера является важной
составляющей в развитии дошкольников,
так как никакое общение, взаимодействие
не будет эффективным, если его участники
не способны, во-первых, "читать" эмоциональное
состояние другого, а во-вторых, управлять
своими эмоциями. Понимание своих эмоций
и чувств также является важным моментом
в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание
и передача эмоций - достаточно сложный
процесс, требующий от ребенка определенных
знаний и определенного уровня развития.
Дети старшего дошкольного возраста в
целом способны правильно воспринимать
эмоциональное состояние человека. При
этом дети достаточно легко отличают радость,
восхищение, веселье и затрудняются в
распознавании грусти.
Более обобщенно говоря, глубина эмоций
и мера их проникновения в собственно
личностные эмоциональные структуры,
являются даже более важной детерминантой
их закрепления в опыте, чем их сила. Скажем
оскорбление сказанное в сдержанной форме
доставляет больше переживаний другой
личности чем высказанное в более резкой
крикливой форме.
Составляющие эмоциональной
У всех детей с нарушениями интеллекта отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир, снижена реакция на внешние раздражители, отмечается безразличие, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и т.д.). У них не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления», в то время как нормально развивающийся ребенок в ответ на голос, улыбку взрослого вскидывает ручки, ножки, улыбается, тихо гулит. Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.
Отечественная психология, движимая гуманными целями, стремится помочь воспитанию детей, имеющих тот или иной дефект, найти пути для развития всех положительных сторон личности ребёнка, чтобы дать ему возможность стать полезным членом общества.
Изучение процесса развития умственно отсталого ребёнка помогло понять это развитие не как проявление предопределённых задатков или недостатков, не как вариант нормы, но как результат заболевания, которое и создало своеобразие развития. Однако и это своеобразное развитие, как показали исследования, проведённые психологами А.Р. Лурия, А.Л. Леонтьевым, Л.С. Выготским, все же есть развитие, формирование новых связей накопление жизненного опыта, овладение знаниями и навыками, поступательное движение вперёд. М.С. Познер и В.И. Лубовский считают, что "... то, что ошибочно принимают за врожденные и простые свойства психики, является рядом сложных функциональных систем, сформированных в процессе длительного развития ребёнка.
Однако нет сомнения в том, что многие природные задатки являются важнейшим условием для развития этих сложных функциональных систем " [26, 11-12].
Исследования, проведённые коллективом психологов (Г.М. Дульнева, Б.И. Пинского, М.П. Феофанова) под руководством Л.В. Занкова были направлены на изучение личности аномального ребёнка в целом. Формирование личности прослеживается в процессе овладения ребёнком знаниями, в зависимости от педагогического воздействия, которые использует ребёнок в коллективе, работающем под руководством воспитателя.
Развитие детей -олигофренов прослеживается в их своеобразии и служит улучшению практики воспитания и обучения аномальных детей. Большое внимание вопросу о взаимоотношении обучения и развития уделяется в исследованиях, проводимых под руководством Л.В. Занкова.
Л.В.Занков на примере изучения детей 6-7 летнего возраста с нарушениями интеллекта, показывает огромное влияние правильно организованного обучения на развитие познавательной деятельности детей.
Особенности развития умственно отсталого ребёнка показаны в работах И.М. Соловьёва, Т.М. Дульнева, М.И. Феофанова, В.Г. Петровом, В.И. Пинского. Интересный материал к методике психолого-педагогического изучения ребенка представлен в ряде исследований В.Я. Василевской. В настоящее время наметилось три главных аспекта изучения олигофрении: биологический, клинический и аспект социальной реадаптации. Эти вопросы отражены в ряде работ отечественных психологов-исследователей (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейеров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова, М.М. Райская, Д.Е. Мелехов, В.Ф. Шалимов, В.М. Явин и др.)
Биологический аспект предполагает необходимость тесной связи детской психиатрии с такими сложными науками, как эмбриология, биохимия, медицинская генетика, цитогенетика, иммунология, нейрофизиология.
Исследованиями К.Н. Назарова, М.Г. Блюминой, А.А. Прокофьева-Бельговская и др., доказало, что генетическим фактором принадлежит ведущая роль среди многочисленных причин врожденного слабоумия.
Клинический аспект предполагает необходимость дальнейшего расчленения олигофрении, представляющих особую группу из различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, на отдельные клинические формы. При этом требуется подробное изучение соматического состояния и психопатологической картины с использованием современных методов исследования.
Отечественные авторы (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер и др.) подчеркивают, что КЛИНИКО-ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОЛИГОФРЕНИИ состоят в превалировании явлений общего необратимого недоразвития церебральных структур с преимущественным нарушением онтогенеза наиболее сложных и поздно формирующихся корковых систем, в первую очередь лобной коры.
Эти особенности патогенеза являются
определяющими для понимания
клинико-психологической
Тотальность проявляется прежде всего в органическом недоразвитии всех нервно-психических функций, начиная с низших (моторика, элементарные эмоции) и кончая высшими, специфически человеческими, обеспечивающими познавательные процессы.
Недоразвитие способности к познавательной деятельности при олигофрении связано со слабостью логического мышления, замедленностью темпа психических процессов, их подвижности, переключаемое™, недостаточностью восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, несформированностью эмоциональной сферы и личности в целом.
Недостаточность логического мышления проявляется прежде всего в слабой способности к обобщению, в трудностях понимания смысла любого явления. Понимание переносного смысла совсем или почти недоступно. Ведущим в познавательной деятельности является установление частных, конкретных связей. Предметно-практическое мышление также носит ограниченный характер. Сравнение предметов и явлений осуществляется по внешним признакам.
Недоразвитие высших форм познавательной деятельности оказывает отрицательное влияние на формирование речи. Степень ее недостаточности большей частью соответствует тяжести интеллектуального дефекта. Страдает понимание смысла слов. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, не усваиваются или усваиваются с трудом. Запас слов, особенно активный словарь, ограничен. Фразы бедны, содержат мало прилагательных, предлогов, союзов. Страдает грамматический строй речи. Часты дефекты произношения. Однако при некоторых формах олигофрении, в частности связанных с гидроцефалией, может отмечаться обилие сложных речевых штампов, обусловленных повышенной подражательностью и хорошей механической памятью.
Одна из основных особенностей олигофренического недоразвития — инертность психических процессов. Темп мышления замедлен, тугоподвижен. Затруднена переключаемость с одного вида деятельности на другой. Характерна слабость произвольного внимания. Оно плохо фиксируется, легко рассеивается.
Типична недостаточность памяти как в отношении запоминания, так и воспроизведения. Усвоение нового происходит медленно, после многократного повторения. В восприятии, значительно более сохранном, чем мышление, также всегда страдает наиболее сложный компонент, связанный с анализом и синтезом воспринимаемых явлений.
Характерно недоразвитие и эмоционально-волевой
сферы. Типичны малая
В эмоционально-волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного, побочного. Отсутствуют либо очень слабы те переживания, которыми определяются интерес и побуждения к познавательной деятельности. Но в то же время даже при выраженных степенях слабоумия нередко сохранны эмоции, связанные с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также “симпатические” эмоции: проявления сочувствия к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда.
Иерархичность психического недоразвития является вторым важнейшим признаком олигофрении. Она выражается в том, что при отсутствии осложненности олигофрении недостаточность восприятия, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики при прочих равных условиях всегда выражена меньше, чем недоразвитие мышления. При легкой степени олигофрении можно даже говорить о нередко встречающейся относительной сохранности отдельных психических функций. Недоразвитие же высших форм мышления составляет кардинальный, обязательный признак олигофрении.
Аспект социально-трудовой адаптации предполагает необходимость разработки посильных для лиц с явлениями слабоумия трудовых рекомендаций. В своих трудах известный психолог Л.С. Выготский, подчеркивал, что при установлении трудового прогноза необходимо учитывать не только то, что пострадало, но и то, что сохранено. Это положение было подтверждено в работах некоторых психиатров: Т.А. Гейгер, Д.Е. Мелехова.
Следует подчеркнуть, что только на основе комплексных исследований возможна разработка адекватных клиническому состоянию и возрастным особенностям олигофренов дифференцированных социально-реадаптационных мероприятий.
В настоящее время собственно психологические
вопросы развития познавательной
деятельности, эмоциональной сферы активно
изучаются рядом отечественных исследователей.
Разрабатываются также методы экспериментально-
Важнейший вывод, к которому приходит Л.С.Выготский, что умственно отсталый ребёнок "принципиально способен к культурному развитию, принципиально может выработать в себе высшие психические функции, но фактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишённым этих высших функций " [10, 29].
И объясняется это историей развития умственно отсталого ребёнка, т.е. когда биологическая неполноценность лишает его возможности своевременно усваивать культуру человечества.
Л.С. Выготский выдвинул глубоко содержательную концепцию психического развития умственно отсталого ребёнка, которая не потеряла своей актуальности и сегодня.
На современном этапе
Особенности мышления, восприятия, памяти, речи, особенности психического развития. остаются эмоции и чувства умственно отсталого ребёнка, еще малоизученными. В этой области можно отметить работы В.К. Кузьминой, М.С. Певзнер, В.И. Лобовского, С.С. Ляпидевского, Б.И. Шостака, Л.В. Занкова. Однако в этих работах проблема эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка затрагивается лишь косвенно. Важность и огромное значение изучения проблемы эмоциональной сферы аномального ребёнка несомненны. Знать её особенности – значит прямо и опосредованно воздействовать на неё с целью сглаживания и коррекции имеющихся недостатков.