Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа
Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс эффективного формирования познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Сущность познавательного интереса школьников
1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий
1.3 Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий
1.4 Изучение животного мира в программе А.А. Плешакова «Зеленый дом» с использованием ИнКТ
Вывод по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Наблюдение – это специально-
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.
Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности.
Систематическое использование наблюдений в ознакомлении с природой приучает детей, приглядываться к ее особенностям и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Опыт – это наблюдение,
которое проводиться в
Например: в природоведении это могут быть примеры типа «круговорот воды в нашем городе», «явление природы в сказках»
4.Методы создания ситуаций творческого поиска.
Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность.[5,84c.]
Знакомя детей с природой,
педагог использует разнообразный
иллюстративно-наглядный
Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С их помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине.)
Иллюстративно-наглядный
материал позволяет дать детям представление
о длительно протекающих в
природе явлениях (например, рост и
развитие растений и животных, сезонные
явления природы). С помощью иллюстративно-
Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал в формировании эстетического восприятия природы, в обогащении при рассматривании репродукции с художественных картин, просмотре кинофильмов. Использование иллюстраций – это наглядный метод. Обычно наглядные пособия используют в совокупности со словесными и практическими методами.
Методы иллюстрации
1.2 Использование
информационно-
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).
Информационные технологии – это совокупность методов и программно – технических средств, призванная снизить трудоемкость процесса использования информации.
Информационные технологии – это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
Также под информационными технологиями понимают программно – аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной и вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающих операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработки и передаче информации.
Возникновение информационных
технологий связано со следующими достижениями:
появление новых средств
Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
К ИКТ относят компьютеры,
программное обеспечение и
Информационные технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие) информационные технологии экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).
Рационализирующие информационные технологии – это автоматические системы поиска и заказов (системы поиска книг в библиотеках).
Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс работы с информацией (текстовый редактор).
Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.
Презентации – это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации – это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.
Обучающие игры и развивающие
программы ориентированы на дошкольников
и младших школьников. К этому
типу относятся интерактивные
Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.
Программы – тренажеры
выполняют функцию
Системы виртуального эксперимента – программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансовом соображениям.
Электронные учебники и учебные
курсы объединяют в единый программный
комплекс все или несколько выше
описанных типов обучающих
В электронных энциклопедиях
объединены функции демонстрационных
и справочных материалов. В соответствии
со своим названием они являются
электронным аналогом обычных справочно-
В начальных классах используется такое средство обучения, как наглядность. Наглядность является ведущим средством в обучении. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, делает более легкий процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка. Существуют следующие виды наглядностей.[4,157c.]
*картинная и картинно-
*Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция – воспроизведение звуковых образов.
*смешанная наглядность
– учебный, звуковой кинофильм;
*Учебные кинофильмы и
кинофрагменты – они служат
для систематизации и
*Учебные диафильмы –
это статичное изображения на
пленке, объединенное единой сюжетной
линией и в связи с этим
имеющее определенную
*Учебные диапозитивы
– это фотографическое
*Грамзаписи используются
записи отрывков, пластики с музыкальных
произведений. Под специальные записи
можно проводить утреннюю
*Телевидение – это телепередача, которая используется в учебном процессе. Они составляют учебные процессы, созданные с учетом учебных программ; они используются на уроках, применяются во внеурочной работе.[5,49с.]
В настоящее время наша
страна начала пользоваться техническими
средствами обучения. Г.М. Коджаспирова
понимает технические средства как
устройства и приборы, служащие для
усовершенствования педагогического
процесса, повышение эффективности
и качества обучения путем демонстрации
аудиовизуальных средств.[6,
Перечислим основные классификации технических средств обучения, выделенные Коджаспировой:
-по функциональному
-по принципу устройства и работы;
-по роду обучения;
-по логике работы;
-по характеру воздействия на органы чувств;
-по характеру предъявления информации.
По функциональному назначению
технические средства обучения подразделяет
на технические средства передачи учебной
информации (диапроекторы, магнитофоны,
телевизоры, проигрыватели и т. д.),
контроля знаний (специальные программы,
видеомагнитофоны), тренажерные (клавиатура
на тренажере), обучения и самообучения
(телевизор и учебная
По характеру воздействия
на органы чувств выделяют визуальные
(картины), аудиосредства (проектор) и
аудиовизуальные (телевизор) технические
средства обучения. По характеру предъявления
информации технические средства обучения
можно разделить на экранные (картины),
звуковые (запись, проектор), экранно-звуковые
(видеозапись). Широкое распространение
получают в школах обучающие персональные
компьютеры, которые могут быть использованы
в обучении любым предметам. Эти
программы адаптированы к возрастным
и индивидуальным особенностям учащихся.
Персональные обучающие компьютеры
снабжены часами и могут работать
в режиме репетитора и экзаменатора,
самостоятельно устанавливать и
анализировать ошибки и предлагать
тренировочные упражнения для отработки
навыков. Однако, многие компьютеры смонтированы
на электронно-лучевых трубках, отрицательно
влияющих на зрение, поэтому школьникам
не рекомендуется работать с ними
более одного урока в день. Перед
использованием технических средств
обучения учащихся необходимо научить
пользоваться ими. Средства обучения выступают
в функции предмета усвоения. При
первоначальном ознакомлении учащихся
часто обращают большое внимание
на изучение дисплея, другой техники. Чтобы
поднять эффективность первого
занятия, по мнению Баженовой, необходимо
специально учить учащихся работать
с новыми средствами, готовить их восприятию
и запоминанию информации, проводить
инструктаж, давать познавательное задание,
проверять готовность к работе и
четко определять цели работы, объекты
оценки и контроля.[4,576с.] Одним из
ярких компонентов среды, в которой
растет современный ребенок, является
так называемым информационные технологии.
Это слово употребляется как
аналог термина СМИ – средство
массовой коммуникации (компьютерные
системы, телевидение, радио печать
и т. п.). И как бы ни был мал
ребенок, все эти средства почти
ежедневно присутствуют в его
жизни, оказывают большое внимание
на формирование его представлений
о мире, развивают его нравственно
и эстетически. Наши исследования в
этой области свидетельствует о
том, что изучения современных медиа
детьми способно не только сформировать
у них представления о