Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа
Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс эффективного формирования познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Сущность познавательного интереса школьников
1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий
1.3 Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий
1.4 Изучение животного мира в программе А.А. Плешакова «Зеленый дом» с использованием ИнКТ
Вывод по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В настоящее время разработано
электронное учебное пособие
«Природа. Человек. Общество», которое
можно использовать в практике обучения
при разной оснащенности компьютерной
техникой. Наиболее оптимальным является
проведение занятий по естествознанию
в кабинете информатики, то есть в
аудитории, где расположены индивидуальные
рабочие места учащимся у компьютеров,
аналогичное рабочее место есть
и у учителя. В этом случае существует
возможность максимально
Таким образом, организовать деятельность учащихся, можно используя различные формы работы.
1.3 Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно – коммуникационных технологий
В век новых технологий
значительно расширилась
Важно научить ребенка
за короткое время осваивать, преобразовывать
и использовать в жизни огромное
количество информации. Помогает учителю
в решении этой задачи сочетание
традиционных методов обучения и
современных информационных технологий,
в том числе и компьютерных.
Ведь использование компьютера на уроке
позволяет сделать процесс
Опыт работы педагогов школы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.
Наглядность ИнКТ, простота
использования, безусловно, улучшает учебный
процесс, развивает творческие способности,
вызывает живой интерес учащихся,
создаёт положительную
Преимущества ИнКТ открываются с самого начала и, по мере их использования, дают толчок к саморазвитию педагога, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым.
Проектируя будущий
ИнКТ помогает организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляет возможность им систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.
Презентации ко многим урокам состоят из учебных эпизодов, каждый из которых является самостоятельной дидактической единицей.
Одним из очевидных достоинств уроков с использование ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы.
Медиопособия, создаваемые нашими педагогами, содержат изображения, видеоматериалы, тестовые задания.
Обучающий эффект уроков с медиоподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего.
Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, педагоги уделяют внимание цветовому решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, учитывают возрастные особенности.
Анализируя такие уроки,
мы отмечаем: высокую плотность урока,
интенсивность смены видов
Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала.
В «Методической копилке» школы более 30 разработок уроков, внеклассных мероприятий с медиоподдержкой по учебным программам начального курса обучения. В рамках опорной школы ежемесячно проводятся «Недели открытого урока», практические семинары, где своё педагогическое мастерство проявляют как учителя нашей школы, так и учителя закреплённых за нашей опорной школой.
Часто учебная аудитория
оснащена 1-2 компьютерами, что позволяет
использовать индивидуальные формы
работы. В этом случае класс получает
одно задание, а 1-2 ученика получают
индивидуальное задание, оценка которого
запрограммирована в
Для обобщающих уроков по некоторым темам можно использовать данное электронное учебное пособие в аудитории, оснащенной одним компьютером, подключенным к аудиопроектору. В этой ситуации будет предпочтительна фронтальная форма работы, в рамках которой может быть организована систематизация, обогащение или углубление знаний учащихся ( при предъявлении демонстраций).
Единственный компьютер
в классе может использоваться учителем
для организации групповой
При наличии одного или
нескольких компьютеров в учебной
аудитории учитель имеет
Множество загадочного и
неизвестного находят дети в окружающем
их мире. Ребенку очень сложно найти
ответы на интересующие их вопросы, но
интересно и ребенок стремится
найти ответы на все интересующие
их вопросы. Ученики с удовольствием
принимают участие в различных
исследованиях. Действенным средством
становления интереса к исследовательской
деятельности становится творческое проектирование.
Главное правильно организовать
познавательную деятельность учащихся,
создать благоприятные условия
для новых открытий. Тема, выбранная
для исследования должна быть интересна
ребёнку, когда он заинтересован, делает
полезное и важное дело, лучше усваивается
материал. Максимальной результативности
процесса обучения можно достичь
при условии погружения учащихся
в атмосферу творческого поиска
исследовательской
Метод проектов даёт ученикам
возможность учиться весело и
интересно, создаются условия для
активизации личностного
Способности и умения формируются
и развиваются по мере того, как
дети приобретают всё более
Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление меж предметных связей, таких как литература, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.
Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности. В ходе занятий учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, осваивают практику презентаций результатов собственных исследований, овладевают умениями аргументировать собственные суждения. Одна из моих учениц, работая над проектом ‘’Интересно ли быть ребёнком?’’ самостоятельно провела опрос среди дошкольников и оформила его результаты в виде графиков и диаграмм, вывод, который сделала девочка, очень её удивил: ‘’Быть ребёнком интересно, но все дети хотят стать взрослыми!’’.
Дидактические функции диафильмов состоят в том, что они служат средством формирования чувственных образов объектов и явлений, составляющих первоначальный этап процесса становления новых природоведческих знаний, позволяют выделить существенные признаки экранизируемой действительности и, следовательно, способствуют эффективному формированию понятий.
Каждая серия транспарантов, как правило, посвящена одному, конкретному вопросу учебной программы. Эта особенность транспарантов не позволяет использовать их для иллюстраций при изложении нового материала учителем. Транспаранты необходимы при углубленном изучении природных явлений, выявлении их сущности.
Одно из самых важных средств обучения природоведению – учебное кино. Это обусловлено тем, что кинофильм позволяет:
1) воспроизводить на экране движение предметов и явлений действительности;
2) осуществлять анализ предметов и явлений с присущим им динамизмом в единстве с синтезом;
3) показать в концентрированном виде за короткое время большой по объему материал, который всесторонне характеризует предметы и явления действительности;
4) воспроизводить предметы и явления, недоступные непосредственному восприятию;
5) моделировать явления посредством мультипликации, показывая их в динамике.
Учебное кино применяют на разных этапах процесса обучения. При сообщении новых знаний кинофильм может служить иллюстрацией рассказа учителя. Он обогащает рассказ зрительными и слуховыми образами, способствует формированию у школьников основных природоведческих представлений и понятий.
Итак, различные виды средств
обучения являются носителями специфических
свойств и функций, определяющих
их дидактические возможности. Такое
представление о средствах
познавательный интерес школьник информационный технология
1.4 Изучение животного
мира в программе А.А.
По программе дисциплины «Окружающий мир» живая природа изучается на естествознании с первого по четвертый класс.
Анализ программы:
Живые организмы: растения, грибы, животные, человек.
Свойства живых организмов: питание, дыхание, рост, размножение.
Развитие живых организмов: значение живых организмов в природе и жизни человека. Бережное отношение к живым обитателям Земли.
Грибы. Съедобные и несъедобные.
Растения и их роль на
Земле. Условия, необходимые для
жизни растений: свет, тепло, воздух
и вода с растворенными веществами.
Многообразие растений, их роль в жизни
человека. Мхи и папоротники. Отдельные
представители хвойных и
Животные и их роль на земле. Условия, необходимые для жизни животных: пища, воздух и вода. Многообразие животных и их строение. Насекомые, рыбы, птицы и другие животные. Приручение и разведение домашних животных.
Животноводство и его роль в хозяйстве человека. Сельскохозяйственные животные своей местности.
Практические работы и экскурсии: проращивание семян; наблюдение за животными в уголке живой природы; уход за комнатными растениями, домашними животными ( при наличии условий); особенности растений, их плодов и семян ( работа с живыми и гербарными экземплярами растений).