Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс эффективного формирования познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.

Содержание работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Сущность познавательного интереса школьников
1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий
1.3 Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий
1.4 Изучение животного мира в программе А.А. Плешакова «Зеленый дом» с использованием ИнКТ
Вывод по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 111.27 Кб (Скачать файл)

В настоящее время разработано  электронное учебное пособие  «Природа. Человек. Общество», которое  можно использовать в практике обучения при разной оснащенности компьютерной техникой. Наиболее оптимальным является проведение занятий по естествознанию в кабинете информатики, то есть в  аудитории, где расположены индивидуальные рабочие места учащимся у компьютеров, аналогичное рабочее место есть и у учителя. В этом случае существует возможность максимально использовать ресурсы электронного учебного пособия  при организации различных форм обучения. При таких условиях, занятия  с использованием компьютера проходят раз в неделю с половиной состава  в классе в течении 15 минут, остальное  время урока проходит без применения компьютера. Деление на подгруппы  может учитывать уровень овладения  компьютерными навыками, например, в одну группу объединяются учащиеся с высоким уровнем компьютерных навыков. Им может быть предоставлена  работа с заданиями высокой сложности. В другую группу объединяются ученики  со средним или низким уровнем  овладения компьютера. Им предлагаются задания, которые соответствуют  их компьютерным навыкам.

Таким образом, организовать деятельность учащихся, можно используя  различные формы работы.

 
 

1.3 Развитие познавательного  интереса младших школьников  через внедрение информационно  – коммуникационных технологий

 

В век новых технологий значительно расширилась степень  влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Общение наших детей  со сверстниками всё чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте заменяют «живое слово». Поэтому широкие возможности, которые предоставляет нам Интернет, мы в свою очередь используем для  приобщения учащихся к информационной культуре.

Важно научить ребенка  за короткое время осваивать, преобразовывать  и использовать в жизни огромное количество информации. Помогает учителю  в решении этой задачи сочетание  традиционных методов обучения и  современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке  позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Опыт работы педагогов  школы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит  в повышении уровня познавательного  интереса учащихся.

Наглядность ИнКТ, простота использования, безусловно, улучшает учебный  процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию  к самообразованию.

Преимущества ИнКТ открываются  с самого начала и, по мере их использования, дают толчок к саморазвитию педагога, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым.

Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель проводит огромную работу - продумывает последовательность технологических  операций, формы и способы подачи информации на большой экран, решает, как будет управлять учебным  процессом, каким образом будет  обеспечивать педагогическое общение  на уроке, обратную связь с учащимися, достигать развивающего эффекта  обучения. Так, учителя включают в  презентации видеозаписи, анимированные  модели явлений, совершают с учащимися  виртуальные путешествия в мир  природы, наглядно показывают взаимосвязь  с другими наукам.

ИнКТ помогает организовать самоконтроль знаний учащимися в  работе с тестами, предоставляет  возможность им систематизировать  знания, повторять, закреплять изученный  материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.

Презентации ко многим урокам состоят из учебных эпизодов, каждый из которых является самостоятельной  дидактической единицей.

Одним из очевидных достоинств уроков с использование ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса  учащихся, совершенствованию их эмоциональной  сферы.

Медиопособия, создаваемые  нашими педагогами, содержат изображения, видеоматериалы, тестовые задания.

Обучающий эффект уроков с  медиоподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты  сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего.

Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, педагоги уделяют  внимание цветовому решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, учитывают возрастные особенности.

Анализируя такие уроки, мы отмечаем: высокую плотность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся.

Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают  новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что  в итоге способствует повышению  качества усвоения учебного материала.

В «Методической копилке» школы более 30 разработок уроков, внеклассных  мероприятий с медиоподдержкой  по учебным программам начального курса  обучения. В рамках опорной школы  ежемесячно проводятся «Недели открытого  урока», практические семинары, где  своё педагогическое мастерство проявляют  как учителя нашей школы, так  и учителя закреплённых за нашей  опорной школой.

Часто учебная аудитория  оснащена 1-2 компьютерами, что позволяет  использовать индивидуальные формы  работы. В этом случае класс получает одно задание, а 1-2 ученика получают индивидуальное задание, оценка которого запрограммирована в компьютере.

Для обобщающих уроков по некоторым  темам можно использовать данное электронное учебное пособие  в аудитории, оснащенной одним компьютером, подключенным к аудиопроектору. В этой ситуации будет предпочтительна фронтальная форма работы, в рамках которой может быть организована систематизация, обогащение или углубление знаний учащихся ( при предъявлении демонстраций).

Единственный компьютер  в классе может использоваться учителем для организации групповой деятельности учащихся, в процессе которой 2-4 ученикам получают общее задание, которое  необходимо выполнить, работая электронным  учебным пособием. В данной ситуации важен и результат работы и  способ их взаимодействия в процессе работы. Поэтому учителю необходимо предварительно продумать все возможные  способы взаимодействия учащихся при  работе с электронным учебным  пособием.

При наличии одного или  нескольких компьютеров в учебной  аудитории учитель имеет возможность  организовать самостоятельную работу некоторых учеников с электронным  учебным пособием. Это будет эффективно, если учителем будет предлагаться индивидуальная серия заданий для конкретного  ученика, нацеленная на коррекцию его  типичных ошибок. Кроме того, существует возможность предлагать знания более  высокого уровня сложности наиболее успешным ученикам.

Множество загадочного и  неизвестного находят дети в окружающем их мире. Ребенку очень сложно найти  ответы на интересующие их вопросы, но интересно и ребенок стремится  найти ответы на все интересующие их вопросы. Ученики с удовольствием  принимают участие в различных  исследованиях. Действенным средством  становления интереса к исследовательской  деятельности становится творческое проектирование. Главное правильно организовать познавательную деятельность учащихся, создать благоприятные условия  для новых открытий. Тема, выбранная  для исследования должна быть интересна  ребёнку, когда он заинтересован, делает полезное и важное дело, лучше усваивается  материал. Максимальной результативности процесса обучения можно достичь  при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности.

Метод проектов даёт ученикам возможность учиться весело и  интересно, создаются условия для  активизации личностного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их применения. В результате проектной  деятельности учащиеся становятся активными  участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметом инноваций. Дети сами открывают новые для  них факты и строят новые для  них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников, приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта  им нужно многому научиться. Например, решая задачу, как из стихов рождается  музыка, они сами становятся композиторами, соприкасаются с тайной возникновения  звука

Способности и умения формируются  и развиваются по мере того, как  дети приобретают всё более разнообразный  опыт столкновения с проблемами, решить которые можно только научно-исследовательским  путём. Учитель помогает ученикам встать на этот путь, а дальше они идут по нему уже сами.

Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих  целью установление меж предметных связей, таких как литература, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.

Исследовательское поведение  ребёнка универсально и может  быть реализовано в различных  сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности. В ходе занятий учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, осваивают практику презентаций результатов собственных исследований, овладевают умениями аргументировать собственные суждения. Одна из моих учениц, работая над проектом ‘’Интересно ли быть ребёнком?’’ самостоятельно провела опрос среди дошкольников и оформила его результаты в виде графиков и диаграмм, вывод, который сделала девочка, очень её удивил: ‘’Быть ребёнком интересно, но все дети хотят стать взрослыми!’’.

Дидактические функции диафильмов состоят в том, что они служат средством формирования чувственных  образов объектов и явлений, составляющих первоначальный этап процесса становления  новых природоведческих знаний, позволяют  выделить существенные признаки экранизируемой действительности и, следовательно, способствуют эффективному формированию понятий.

Каждая серия транспарантов, как правило, посвящена одному, конкретному  вопросу учебной программы. Эта  особенность транспарантов не позволяет  использовать их для иллюстраций  при изложении нового материала  учителем. Транспаранты необходимы при  углубленном изучении природных  явлений, выявлении их сущности.

Одно из самых важных средств  обучения природоведению – учебное  кино. Это обусловлено тем, что  кинофильм позволяет:

1)   воспроизводить на экране движение предметов и явлений действительности;

2)   осуществлять анализ предметов и явлений с присущим им динамизмом в единстве с синтезом;

3)   показать в концентрированном виде за короткое время большой по объему материал, который всесторонне характеризует предметы и явления действительности;

4)   воспроизводить предметы и явления, недоступные непосредственному восприятию;

5)   моделировать явления посредством мультипликации, показывая их в динамике.

Учебное кино применяют на разных этапах процесса обучения. При  сообщении новых знаний кинофильм  может служить иллюстрацией рассказа учителя. Он обогащает рассказ зрительными  и слуховыми образами, способствует формированию у школьников основных природоведческих представлений и  понятий.

Итак, различные виды средств  обучения являются носителями специфических  свойств и функций, определяющих их дидактические возможности. Такое  представление о средствах обучения служит теоретическим обоснованием дифференцированного подхода к  их использованию.

 

познавательный интерес  школьник информационный технология

 

1.4 Изучение животного  мира в программе А.А. Плешакова  «Зеленый дом» с использованием  ИнКТ

 

По программе дисциплины «Окружающий мир» живая природа  изучается на естествознании с первого  по четвертый класс.

Анализ программы:

Живые организмы: растения, грибы, животные, человек.

Свойства живых организмов: питание, дыхание, рост, размножение.

Развитие живых организмов: значение живых организмов в природе  и жизни человека. Бережное отношение  к живым обитателям Земли.

Грибы. Съедобные и несъедобные.

Растения и их роль на Земле. Условия, необходимые для  жизни растений: свет, тепло, воздух и вода с растворенными веществами. Многообразие растений, их роль в жизни  человека. Мхи и папоротники. Отдельные  представители хвойных и цветочных  растений. Строение растения. Травы, кустарники, деревья. Дикорастущие и культурные растения. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Выращивание растений человеком. Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство. Сельскохозяйственные растения своей местности.

Животные и их роль на земле. Условия, необходимые для  жизни животных: пища, воздух и вода. Многообразие животных и их строение. Насекомые, рыбы, птицы и другие животные. Приручение и разведение домашних животных.

Животноводство и его  роль в хозяйстве человека. Сельскохозяйственные животные своей местности.

Практические работы и  экскурсии: проращивание семян; наблюдение за животными в уголке живой природы; уход за комнатными растениями, домашними  животными ( при наличии условий); особенности растений, их плодов и  семян ( работа с живыми и гербарными экземплярами растений).

Информация о работе Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий