Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс эффективного формирования познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.

Содержание работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Сущность познавательного интереса школьников
1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий
1.3 Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий
1.4 Изучение животного мира в программе А.А. Плешакова «Зеленый дом» с использованием ИнКТ
Вывод по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 111.27 Кб (Скачать файл)

Выбор друзей. Кого бы ты выбрал в друзья, того, кто: умеет играть на гитаре, хорошо рисует, хорошо читает стихи, умеет рассказывать, очень добрый, честный, содержит собаку, разводит цветы, хорошо бегает, сильный, умеет водить мопед, умеет делать руками: вышивать, вырезать, лепить.

Выбор игры. Какую игру ты выберешь: музыкальное лото, рисунки  на панели, придумывание слов, дочки-матери, в воину, пятнашки, считалки, устройство замка из песка, снежной бабы.

Рекомендация. Вопросы нежелательно зачитывать по бумажке. В случае, если ребенок испытывает затруднения, его  нужно подбодрить. Нив коем случае не следует торопить ребенка, упрекать его за плохой ответ (или отсутствие ответа), проявлять недовольство.

Беседа с родителями ребенка. Задача беседы с родителями заключается  в том, чтобы получить как можно  более подробные данные об интересах  и склонностях ребенка. На предварительных  сборах, дне открытых дверей, в специальной  памятке родителям объясняется, по каким направлениям работает школа, показывается работа учебных отделений. Затем проводятся индивидуальные собеседования  с родителями, их анкетирование на предмет выяснения области интересов  и способностей ребенка, пожеланий  и запросов родителей — чему учить, на какое отделение определить ребенка. В собеседованиях используется содержание вопросника для ребенка.

Методика №2

Вопросы для оценки самоактуализации учащихся.

Детям задают вопросы, варианты ответов только да–«+», нет-«-», не задумывался  – 0. Учитель диктует вопросы, дети проставляют баллы. После проведения теста подсчитывается количество баллов Определяется сумма баллов по каждому  опросному лицу. Определяется доля (в%) учащихся с положительной и  отрицательной суммарной оценкой.

1.   Чувствуешь ли ты себя нужным?

2.   Чувствуешь ли свою причастность к жизни школы, свою важность и значимость?

3.   Чувствуешь ли ты, что с тобой считаются?

4.   Получаешь ли ты в школе то, чего не достает дома?

5.   Осознаешь ли ты себя полноценной личностью?

6.   Ощущаешь ли ты себя успешным в учебе?

7.   Устраивают ли тебя твои отношения с учителем?

8.   Устраивают ли тебя твои отношения с одноклассниками?

9.   Ощущаешь ли ты поддержку со стороны родителей?

10. Вносишь ли ты свой  особый вклад в жизнь класса  и школы?

Для того, чтобы выявить  потребность заниматься учебной  деятельностью у учащихся 3 класса мы составили вопросы для наблюдения:

1.   Интересен ли детям учебный материал?

2.   Насколько активное слушание на уроке?

3.   Делятся ли дети своими наблюдениями и впечатлениями?

4.   Умеют ли учащиеся анализировать, сопоставлять факты и делать вывод?

5.   Используют ли дети полученные знания на практике в других областях деятельности?

Способность учащихся переносить нагрузки мы проверяли с помощью  наблюдения по таким вопросам:

1.   На какое время удерживается интерес у детей к учебной деятельности?

2.   Насколько усидчив ребенок?

3.   Сосредоточенность детей?

4.   на какое время удерживается внимание у детей?

5.   Умение доводить начатое до конца?

Для того, чтобы проверить  у детей способность активно  побуждать себя к практическим действиям  мы наблюдали за детьми по таким  вопросам:

1.   Любознательность к изучаемому материалу у учащихся?

2.   Самостоятельность в выполнении заданий, полученных на уроке?

3.   Насколько быстро дети выполняют задания?

4.   Сознательно ли ребенок стремится к осуществлению практической деятельности?

5.   Активно ли дети противодействуют препятствиям к достижению целей?

Констатирующий этап эксперимента.

Проведем анализ сформированности познавательного интереса у учащихся 3 класса.

 
 

Первоначальное выявление  области интересов у учащихся 3 класса. Устойчивость интересов и  широту знаний. Таблица 3

 

Удовольствие

Желание

Кем быть?

творчество

Мультфильмы

Досуговая деятельность

Выбор друзей

Выбор игры

Алиса Ф.

Петь

Говорить на иностранном  языке

Певица

Играть на инструменте

Про птиц музыкантов

Попеть

Хорошо поет

Музыкальное лото

Андрей Е.

Делать физ.упражнения

Ездить верхом

Олигарх

Растить домашнее животное

Про бродячих актеров

Совершить прогулку

Содержит собаку

В войну

Анна В.

рисовать

Лепить

Таксист

Шить

Про семь цветов

В слова

Хорошо рисует

Рисунки на панели

Влад Б.

Играть с конструктором

Выпиливать

Гонщик

Выпиливать

Про компьютеры

Поиграть в мяч

Хорошо бегает

Считалки

Вика Ц.

Танцевать

Шить

Русалка

Играть на инструменте

Про путешествие

Поиграть на компьютере

Разводит цветы

Замок из песка

Герман А.

Чинить игрушки

Работать на компьютере

Водитель

Выпиливать

Нет

Покататься на велосипеде

Добрый, честный, сильный

В войну

Дарья К.

Рисовать

Лепить

Художница

Сочинять стихи

Дюймовочка

Побегать

Умеет рассказывать

Пятнашки

Егор Б.

Делать физ.упражнения

Работать на компьютере

Милиционер

Построить модель

Про бродячих актеров

Побегать

Очень добрый

Считалки

Иван Р.

Играть с конструктором

Выжигать

Гонщик

Построить модель

Трансформеры

Погулять

Хорошо бегает

В войну

Ксения Г.

рисовать

Рисовать

Художник

Нарисовать картину

Про бродячих актеров

Порисовать

Разводит цветы

Рисунки на панели

Лейла Х.

Танцевать

Вышивать

Учитель

Вышивать

Про семь цветов радуги

Поиграть в загадки

Умеет играть на гитаре

Музыкальное лото

Максим М.

Делать физ.упражнения

Играть в спорт. игры

Инженер

Выпиливать

Про страну компьютеров

Что-то смастерить

Сильный

В войну

Маша В.

Рассказывать стихи

Играть на инструменте

Врач

Помогать людям

Про путешествие

Поиграть в слова

Хорошо читает стихи

Придумывание слов

Миша Х.

Играть с конструктором

Выжигать

Гонщик

Растить животное

Про семь цветов радуги

Что-то смастерить

Умеет водить мопед

В войну

Настя С.

Петь, танцевать, рисовать

Рисовать

Парикмахером

Нарисовать рисунок, картину

Ничего

Порисовать

Содержит собаку

Ничего

Наташа О.

Рассказывать стихи

Вышивать

Учитель

Сочинять стихи

Про семь цветов радуги

Пообщаться

Хорошо читает стихи

Придумывание слов

Никита Г.

Чинить игрушки

Выпиливать

Футболист

Построить модель

Про страну компьютеров

Что-то смастерить

Сильный

В войну

Настя П.

Танцевать

Рисовать

Учитель

Играть на инструменте

Про путешествие

Поиграть на инструменте

Умеет делать руками

Музыкальное лото

Настя Б.

Слушать сказки

Лепить

Художник

Писать рассказ

Про бродячих актеров

Попеть

Умеет рассказывать

Дочки-матери

Никита П.

Делать физ.упражнения

Спортивные игры

Таксист

Оказать помощь

Про путешествие

Побегать

Хорошо бегает

В войну

Олеся Г.

Рисовать

Шить

Актриса

Нарисовать рисунок

Про мастера золотые руки

Порисовать

Хорошо рисует

Считалки

СнежаннаГ.

Петь

Играть на инструменте

Ученый

Играть на инструменте

Про страну компьютеров

Попеть

Умеет играть на гитаре

Музыкальное лото

Ярослав В.

Ухаживать за животными

Работать на компьютере

Космонавт

Растить домашнее животное

Про страну компьютеров

Повозиться с животными

Добрый, честный.

Лепка снежной бабы


 

Обобщим полученные данные с помощью первичной обработки  по уровням в таблицу:

 

Таблица 4

Ф.И.

Отношение к определенному  виду деятельности

Широта знаний

Устойчивость

Уровень наличия интереса

Алиса Ф.

В

В

С

В

Андрей Е.

Н

С

Н

Н

Анна В.

С

С

С

С

Влад Б.

Н

С

С

С

Вика Ц.

Н

Н

Н

Н

Герман А.

С

Н

Н

Н

Дарья К.

Н

С

С

С

Егор Б.

Н

С

С

С

Иван Р.

Н

Н

Н

Н

Ксения Г.

В

С

С

С

Лейла Х.

С

С

В

С

Максим М.

Н

С

В

С

Маша В.

В

В

В

В

Миша Х.

Н

С

С

С

Настя С.

С

Н

Н

Н

Наташа О.

В

В

С

В

Никита Г.

Н

С

Н

Н

Настя П.

В

С

В

В

Настя Б.

Н

Н

С

Н

Никита П.

Н

С

Н

Н

Олеся Г.

В

С

С

С

СнежаннаГ.

В

С

В

В

Ярослав В.

В

В

С

В


 

Обобщим полученные данные в таблицу, для выявления в  процентном соотношении наличие  интереса у учащихся в третьем  классе:

 

Таблица 5

Наличие интереса

Количество учащихся

%

Высокий

6

26%

Средний

9

39,2%

Низкий

8

34,8%


 

Представим выше изложенные данные графически:

 

 

Уровень мотивации

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Высокий

5

21,7%

7

30,4%

   

Средний

8

34,8%

8

34,8%

   

Низкий

10

43,5%

8

34,8%

   

 

Сводная таблица оценки уровня познавательного интереса:

Имя

1-ый критерий

2-ой критерий

3-ий 

Сумма

Уровень

Алиса

2

1

2

2

1

2

1

0

11

Средний

Андрей

1

0

0

0

1

1

1

1

5

Низкий

Анна

2

2

2

1

0

2

0

1

10

Средний

Влад

2

1

0

0

1

1

0

0

5

Низкий

Вика

1

0

1

1

0

1

1

0

5

Низкий

Герман

1

0

0

0

1

2

0

0

4

Низкий

Дарья

0

0

2

2

1

1

0

2

8

Средний

Егор

1

1

2

2

1

2

0

0

9

Средний

Иван

1

1

0

1

0

1

1

0

5

Низкий

Ксения

0

2

1

2

1

0

2

0

8

Средний

Лейла

0

2

1

2

1

0

1

1

8

Средний

Максим

0

2

0

1

0

1

2

1

7

Средний

Мария

0

2

2

2

1

2

2

1

12

Высокий

Михаил

2

0

0

0

1

1

1

1

6

Средний

Настя С.

2

1

1

0

0

0

1

2

7

Средний

Наташа

1

2

2

1

1

1

0

0

8

Средний

Никита Г.

1

1

0

1

1

0

2

0

6

Средний

Никита П.

1

0

0

0

0

0

2

1

4

Низкий

Настя П.

2

1

2

2

2

2

2

1

14

Высокий

Настя Б.

0

1

0

2

2

1

1

2

9

Средний

Олеся

2

2

1

2

1

2

2

0

12

Высокий

Снежанна

2

1

1

2

2

2

2

1

13

Высокий

Ярослав

2

2

0

2

1

1

0

1

9

Средний


 

Таким образом, по данным нашей  таблицы, мы выявили, что наличие  интереса у учащихся на разном уровне. 17% высокий уровень, 56% средний уровень  и 27% с низким уровнем наличия  интереса.

Составим по этой таблице  графический рисунок.

 

 
 

Заключение

 

В заключение можно сказать, что проблема развития интересов  младших школьников актуальна. Чтобы  данный процесс проходил легче и  эффективнее мы пробовали решить задачу с помощью информационно  – коммуникационных технологий.

Комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, возможно лишь при условии воздействия  не только на сознание учащихся, но и  на эмоциональную сферу и одним  из наиболее эффективных способов воздействия  на чувства и эмоции ребенка является использование информационно –  коммуникационных технологий.

Цель, поставленная на начало работы, по нашему мнению достигнута. Мы выявили уровень развития познавательных интересов младших школьников, провели  анализ программ, раскрыли сущность понятия  информационно – коммуникационных технологий.

Таким образом, можно сделать  вывод, что одной из задач воспитания младших школьников является развитие познавательных интересов через  использование информационно –  коммуникационных технологий.

 
 

Библиографический список

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная  основа педагогического процесса./ Ш.А. Амонашвили. – М.: «Издательство  университетское»,1990.- 516

2. Бабкина Н.В., Горшкова  О.Д. Наши коллеги// начальная школа.  – 1997 - №3 3. Баженова, Л.М. Медиаобразование  как средство художественного  развития младших школьников/ Л.М.Баженова//Начальная  школа.-2002.-№5.-С.50-54.

4. Волкова С.И., Столярова  Н.Н. Развитие познавательных  способностей детей на уроках  математики // Начальная школа. –  1990 - №7, 1991 - №7. 1992 -№7.8, 1993- №7

5. Вахрушев, А.А. Окружающий нас мир: учебник – тетрадь для первого класса четырех лет.нач.шк. Я и мир вокруг нас. Часть 1./ А.А. Вахрушев. – М.: Баллас, 1997. – 64с.

6. Голов, В.П. Методика  обучения естествознанию и экологическое  воспитание в начальной школе:  учебное пособие для студентов  средних учебных заведений./ В.П.  Голов, Р.А. Петросов, В.И. Сивоглазов. – М.: «Академия», 1997. – 176с.

7. Дворецкая, А.В. Основные  типы компьютерных средств обучения./ А.В. Дворецкая. // народное образование.  – 2006. - №2. – С.157 – 159.

8. Дурова, А.И. Современные  технологии в учебном процессе./ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная  школа. – 2005. – «12. – С.49 –  51.

Информация о работе Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий