Развитие предметной деятельности у детей второго года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:44, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – определить условия успешного формирования предметной деятельности у детей раннего возраста и дать рекомендации родителям по ее развитию.
Задачи исследования:
Сделать обзор психолого– педагогической литературы по данной проблеме.
Изучить процесс формирования предметной деятельности у детей раннего возраста.
Апробировать систему занятий по формированию предметной деятельности детей второго года жизни.
Дать рекомендации родителям по формированию предметной деятельности у детей раннего возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы воспитания и обучения
детей раннего возраста.
Особенности детей раннего возраста……………………………………..6
Современные подходы к воспитанию и обучению детей раннего возраста……………………………………………………………………12
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте как основа умственного развития детей……………………………………………...15
Развитие предметных действий в процессе занятий с дидактическим материалом………………………………………………………………...25
Овладение предметной деятельностью в раннем возрасте как предпосылка возникновения игры……………………………………....32
Глава 2. Опытно – практическая работа по развитию предметной
деятельности у детей раннего возраста.
2.1. Организация опытно- практической работы…………………………....38
2.2. Содержание опытно- практической работы по развитию предметных
действий у детей раннего возраста……………………………………....41
2.3. Анализ проделанной работы……………………………………………...50

Заключение……………………………………………………………………….52
Библиография…………………………………………………………………….54

Файлы: 1 файл

теоретич.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические  основы воспитания и обучения

                детей раннего возраста.

    1. Особенности детей раннего возраста……………………………………..6
    2. Современные подходы к воспитанию и обучению детей раннего возраста……………………………………………………………………12
    3. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте как основа умственного развития детей……………………………………………...15
    4. Развитие предметных действий в процессе занятий с дидактическим материалом………………………………………………………………...25
    5. Овладение предметной деятельностью в раннем возрасте как предпосылка возникновения игры……………………………………....32

Глава 2. Опытно – практическая работа по развитию предметной

              деятельности у детей раннего  возраста.

2.1.    Организация  опытно- практической работы…………………………....38

2.2.    Содержание опытно- практической  работы по развитию предметных

          действий у детей раннего возраста……………………………………....41

2.3.   Анализ проделанной  работы……………………………………………...50

 

Заключение……………………………………………………………………….52

Библиография…………………………………………………………………….54

Приложение……………………………………………………………………....56

Введение 

 

     Данная работа посвящена  проблемам развития предметной  деятельности у детей раннего  возраста как основы умственного  воспитания. Актуальность темы определяется тем, что действия с различными бытовыми и игровыми предметами имеют решающее значение в формировании не только мелких ручных движений, но и восприятия, памяти, внимания, мышления малыша. Когда ребенок манипулирует с предметами, у него накапливается чувственный опыт, формируются все более отчетливые представления о форме,  окраске, величине  и других свойствах предметов.

     По мнению А.Н.Леонтьева  и Д.Б.Эльконина  все раннее  детство, с 1 года до 3 лет,  - это период энергичного освоения  детьми различных общественно выработанных действий, включая и простейшие орудийные действия. Значение предметной деятельности для развития сенсорики, мышления, самостоятельности, сосредоточенности детей доказано в исследованиях Н.М.Щелованова и Н.М.Аксариной.

     Признание ведущей роли воспитания в развитии ребенка с момента его рождения обусловило особую область знаний – педагогику раннего детства. Период раннего детства охватывает время от рождения до двух лет.

     Младенческий, ранний возраст наиболее ответственный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущей личности, продолжают формироваться основы физического и психического здоровья…

     Ни в один период  жизни ребенка нет такой тесной  взаимосвязи между физическим  и умственным развитием малыша, как на первом-втором году жизни. Полноценный уход, ограждение от травм, инфекционных и простудных заболеваний, достаточная двигательная активность, организация специальных занятий – вот основа для обеспечения физического здоровья, психического, умственного развития детей. В осуществлении этих задач следует руководствоваться единой линией воспитания в детском учреждении и семье, учитывать взаимосвязь всех его сторон.

     Своеобразие  педагогической работы в области  физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей раннего возраста обусловлено спецификой раннего периода детства, когда закладываются первоосновы социального, целенаправленного поведения, а эмоциональные реакции удовольствия, радости или огорчения способствуют развитию элементарных чувств, первых проявлений сочувствия, сопереживания, добра.

В процессе общения со взрослыми дети усваивают форму  их поведения, характер взаимоотношений  с окружающей действительностью, постепенно делая их своим достоянием. Взрослые родители, педагоги – воспитывают ребенка и эстетически, и нравственно, и умственно, организуя окружающую среду, давая ей оценку своим отношением, выражая свои чувства при виде всего, что окружает малыша.

     Первые два года  жизни ребенка по насыщенности  овладения навыками и умениями, быстрым темпами развития не имеют себе подобных в последующие периоды детства. Воспитателю, работающему с детьми раннего возраста, нужно уметь перестраиваться в своей работе с ориентировкой на эти изменения на каждом этапе на зону ближайшего развития. Сложность воспитательной работы заключается в том, что дети раннего возраста не могут выразить словом свои желания, чувства, физиологические состояния. Взрослый должен чутко реагировать на малейшие изменения в поведении ребенка. Личные качества взрослого имеют огромное значение для развития личности ребенка, но вместе с тем необходимо подчеркнуть и особую роль знаний воспитателя, родителей в организации педагогического процесса.

     Объект исследования – процесс формирования предметной деятельности у детей раннего возраста.

     Предмет исследования – условия и методы  формирования предметной деятельности у детей раннего возраста.

     Цель исследования – определить условия успешного формирования предметной деятельности у детей раннего возраста и дать рекомендации родителям по ее развитию.

     Задачи исследования:

  1. Сделать обзор психолого– педагогической литературы по данной проблеме.
  2. Изучить процесс формирования предметной деятельности у детей раннего возраста.
  3. Апробировать систему занятий по формированию предметной деятельности детей второго года жизни.
  4. Дать рекомендации родителям по формированию предметной деятельности у детей раннего возраста.

     Методологическую  основу работы составили:

 исследования  Н.М.Щелованова  и Н.М.Аксариной, в которых впервые был сформулирован весь комплекс особенностей раннего детства, С.Л.Новоселовой и Е.И.Радиной, изучавшим проблемы умственного воспитания детей раннего возраста, а также Галины Михайловны Ляминой, Ксении Люциановны Печора, Галины Валентиновны Пантюхиной, Лидии Георгиевны  Голубевой посвященные вопросам воспитания и развития детей до трех лет, в том числе и развитию у  них предметной деятельности.

     В работе  использовались следующие методы и приемы исследования: изучение и сравнительный анализ психолого– педагогической и методической литературы, наблюдение за ребенком в естественных условиях, математическая обработка результатов.

 

 

 

Глава I. Теоретические  основы воспитания и обучения детей  раннего возраста

 

 

    1. Особенности детей раннего возраста

 

     Ранний  возраст характеризуется важнейшими  особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами  действий с предметами. В его  поведении всё отчетливей прослеживаются  элементы произвольности, целенаправленности, осознанности, что связано с дальнейшим развитием центральной нервной системы.

     Раннее  детство – особый период становления  органов и систем и прежде  всего функций мозга. Функции  коры головного мозга не фиксированы   наследственно, они развиваются  в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.  В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка.

     Впервые  весь комплекс особенностей раннего  детства был сформирован одним  из основателей ясельного дела  в нашей стране профессором  Н.М.Аксариной;

  • Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Это быстрое увеличение массы и длины тела, развития всех функций мозга. Ребенок рождается беспомощным существом. Уже к 2 месяцам у него образуются условные рефлексы (привычки), на протяжении первого года жизни формируются реакции торможения. В это время активно развиваются сенсорика, движения, малыш овладевает речью.
  • Быстрый   темп   развития   ребенка   раннего   возраста   отличается

скачкообразностью. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка. Это можно проследить на примере развития функции понимания речи ребенком второго года жизни. Так, в возрасте от одного года до года трех месяцев наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов. В этот период малыш овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет возможность непосредственного общения с окружающим миром. С одной стороны, ходьба как бы на время задерживает проявление реакций, связанных с пониманием речи. С другой – именно ходьба способствует непосредственному общению детей с окружающими предметами, помогает им установить прочную связь между предметом и словом, ведет к скачку в развитии понимания речи.

     Скачкообразность  отражает нормальный, закономерный  процесс развития организма ребенка,  и, наоборот, отсутствие скачков  является следствием дефектов  в развитии и воспитании детей.  Поэтому так важно в период  накопления ребенком опыта создавать  оптимальные условия для своевременного созревания нового качества в развитии той или иной функции. Однако и критические периоды трудны для ребёнка и могут сопровождаться снижением его работоспособности и другими функциональными расстройствами. В это время малыш особенно нуждается в хорошем уходе, щадящим его нервную систему режима.  (8 с.5).

     Быстрый  темп развития ребенка обусловлен  быстрым установлением связей  с окружающим миром и в то  же время медленным закреплением  реакций. Для детей раннего  возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков.

     Неравномерность  в развитии ребенка раннего  возраста определяется созреванием  различных функций в определенные  сроки. Наблюдая эту закономерность  в развитии, Н.М.Щелованов и Н.М.Аксарина выявили периоды особой чувствительности малыша к определенным видам воздействия и выделили ведущие линии в его развитии. Они подчеркивали, что при воспитании детей особое внимание должно быть уделено формированию трех реакций, которые созревают вновь, впервые и которые не могут развиваться самостоятельно, без целенаправленных воздействий взрослого.

     Например, «комплекс оживления» появляющийся  у малыша в три месяца, умение  пользоваться несложными при  общении со взрослым в два  года, появление ролевых игр в три года. (8 с.6).

     В первые  три года жизни ребенка отличает  большая ранимость, лабильность  его состояния, обусловленные  быстрым темпом развития организма.  Дети этого  возраста легко  заболевают, часто меняется их  эмоциональное состояние, возбудимость нервной системы, они легко утомляются. Частая заболеваемость и повышенная возбудимость нервной системы особенно  наблюдаются в стрессовых состояниях.

     Быстрый  темп развития возможен только  при большой пластичности организма,  больших компенсаторных возможностях. Особенно это касается функции мозга. В коре головного мозга ребенка много незанятого поля, поэтому путем специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития ребенка и более раннего формирования той или иной функции.

     В основу  обучения детей раннего возраста  должно быть положено в первую  очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение,  умение смотреть и слушать,  сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать и др., необходимых в  дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта.

  • Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Н.М.Щелованов выявил, что развитие гипотрофии часто связано с дефицитом эмоций, неудовлетворением двигательной  активности малыша. (8 с.7).
  • Для каждого здорового ребенка впервые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями.

     Сенсорные  потребности вызывают и высокую  двигательную активность  ребенка,  а движение - естественное состояние  малыша, способствующее интеллектуальному  его развитию.

  • Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции  ребенка, необходимые при формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего его развития. Раннее формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками – залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей.

Информация о работе Развитие предметной деятельности у детей второго года жизни