Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:44, дипломная работа
Цель исследования – определить условия успешного формирования предметной деятельности у детей раннего возраста и дать рекомендации родителям по ее развитию.
Задачи исследования:
Сделать обзор психолого– педагогической литературы по данной проблеме.
Изучить процесс формирования предметной деятельности у детей раннего возраста.
Апробировать систему занятий по формированию предметной деятельности детей второго года жизни.
Дать рекомендации родителям по формированию предметной деятельности у детей раннего возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы воспитания и обучения
детей раннего возраста.
Особенности детей раннего возраста……………………………………..6
Современные подходы к воспитанию и обучению детей раннего возраста……………………………………………………………………12
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте как основа умственного развития детей……………………………………………...15
Развитие предметных действий в процессе занятий с дидактическим материалом………………………………………………………………...25
Овладение предметной деятельностью в раннем возрасте как предпосылка возникновения игры……………………………………....32
Глава 2. Опытно – практическая работа по развитию предметной
деятельности у детей раннего возраста.
2.1. Организация опытно- практической работы…………………………....38
2.2. Содержание опытно- практической работы по развитию предметных
действий у детей раннего возраста……………………………………....41
2.3. Анализ проделанной работы……………………………………………...50
Заключение……………………………………………………………………….52
Библиография…………………………………………………………………….54
В развитии восприятия, мышления, интереса ребёнка к познанию окружающего его мира ничем не заменимую роль играют взрослые, она состоит:
- в создании предметной
среды позволяющей ребёнку
- в обучении наблюдению
за природой, поведением других
людей, собственными
- в обучении обследованию объектов, выделению в них различных
признаков, свойств, сторон;
- в сотрудничестве, помощи
ребёнку, в овладении им
- в развитии любознательности малыша. (2 с.90).
Важную
роль в процессе познания
Накопление
сенсорных представлений
Детей знакомят
с двумя разновидностями
В содержание
методики сенсорного
Овладение
системой знаний о цвете,
Различая
большое количество свойств
При ориентировке
на слова – названия формы
дети легче усваивают
Сложнее
обстоит дело со словесным
обозначением цвета. У детей
второго года жизни ещё нет
устойчивой связи между
Воспитатель
на занятиях по цвету не
должен требовать
Предметная деятельность является ведущей в раннем детстве, поэтому в первую очередь детям следует предлагать задания, в которых величина, форма и цвет включается в условие выполнения предметных действий. В качестве таких действий, например, могут выступать раскладывание предметов на две группы, размещение вкладок в гнездах, грибков в отверстиях доски и т.д.
Наиболее доступными являются задания по раскладыванию одинаковых предметов на две группы в зависимости от величины, формы, цвета. При этом целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирования у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. (3)
В ходе обучения детям сообщают слова, необходимые для регуляции выполняемых действий: «такой же», «разные», «большой», «маленький». Следующим (более сложным) типом являются задания по размещению вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах, цветных грибков в отверстиях доски такого же цвета. Целью обучения является выработка у детей умения соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине. (3 с.127). Материал – большие и малые вкладыши пяти форм из дерева и рамки для их размещения с гнездами соответствующей формы можно использовать так же деревянные грибочки и двухместные столики с отверстиями для их размещения. Грибочки окрашены в указанные цветовые тона, которым соответствует цвет столиков.
С целью поддержания интереса детей к выполнению заданий им предлагаются предметы разной величины, формы, цвета.
На первых
занятиях дети (1г.3 мес. и старше)
выполняют задания по
Дидактической
задачей является обучение
Для занятия используют деревянные, круглые и квадратные предметы двух размеров. Диаметр маленького кружка 3 см, диаметр большого кружка 4,5 см. Сторона малого квадрата 3 см, большого 4,5 см. Все вкладыши должны быть толщиной 1,5 см. Дополнительно могут использоваться две полоски плотной бумаги белого цвета шириной 3 и 4,5 см.
Воспитатель
показывает 5 больших и 5 маленьких
кружков, перемешанных
После объяснения и показа каждому ребёнку предлагается индивидуальный материал для группировки. С целью стимулирования мыслительной активности при выполнении индивидуального задания детям, сидящим рядом, предлагается разный материал: одному 5 больших и маленьких кружков, другому – квадраты. Если ребёнок быстро справился с заданием, можно предложить ещё раз выполнить его, но с другим материалом.
Занятие
проводится 5 – 7 минут. И может
быть повторено в течение
На следующих
занятиях детей продолжают
Первые
две пары больших и маленьких
прямоугольников воспитатель
Дидактической
задачей предусматривается
Для проведения
занятия нужно 4 больших (4,5 х
4,5 см 2) и 5 маленьких (3 х 3 см
2) квадратов, такое же
В ходе
занятия воспитатель обращает
внимание детей на то, что в
решётках имеются разные окошки
(отверстия): «такие», «вот такие»,
большие и маленькие. Есть ещё
кружочки или квадраты, тоже большие
и маленькие. Если большой
Вначале
воспитатель сам размещает
Особого
внимания требуют занятия по
ознакомлению с цветом
Материалом служат цветные палочки или карандаши различных цветов: красного, желтого, зеленого, синего, а так же белого и черного. Для подгруппы из 8 детей необходимо иметь 80 палочек. Предлагаются следующие цветовые сочетания: красный – синий, желтый - зеленый, синий – белый и т.д.
В ходе
занятия воспитатель
После этого
раздается индивидуальный
Длительность занятия 5 – 7 минут, проводится оно 1 раз. С занятия дети уходят по мере выполнения задания, предварительно слов материал в коробку.
Занятия, направленные на ознакомление с цветом, следует проводить только при естественном освещении. Материал для занятий размещается на белом фоне. Если используется карандаш, то их надо давать не заточенными. На занятии дети группируют от 20 до 30 предметов, каждый ребенок оперирует объектами 4 или 6 цветов, одновременно осуществляя выбор из двух. (3)
На следующем
занятии дети размещают грибки
резко различающихся цветов в
отверстиях столиков в
Столики должны быть окрашены в разные цвета: красный – синий, зеленый – жёлтый, чёрный – белый и др. К каждому столику необходим комплект из 10 грибочков (по 5 грибочков каждого цвета в соответствии с цветом поверхности столика).
На одном занятии каждый ребёнок может выполнить задание 2 – 3 раза, разместив 20 – 30 грибков, оперируя объектами 4 –6 цветов, осуществляя одновременно выбор из предметов 2 цветов. Задание считается выполненным в том случае, если ребёнок правильно соотнесет цвет грибков с цветом поверхности столика.
Занятие организуется с детьми от 1 года 9 мес., продолжительность 8 – 10 минут, проводится 1 раз.
На последующих
занятиях дети обучаются
Материал
– двухцветные столики с
Ребенку дают по 5 грибков жёлтого и красного тонов.
Занятие провидится так же, как и предыдущее. При этом обращается внимание детей на то, что неправильно посаженный грибок далеко виден и его может съесть белочка, а грибочки, посаженные правильно, не видны.
Информация о работе Развитие предметной деятельности у детей второго года жизни