Развитие предметной деятельности у детей второго года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:44, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – определить условия успешного формирования предметной деятельности у детей раннего возраста и дать рекомендации родителям по ее развитию.
Задачи исследования:
Сделать обзор психолого– педагогической литературы по данной проблеме.
Изучить процесс формирования предметной деятельности у детей раннего возраста.
Апробировать систему занятий по формированию предметной деятельности детей второго года жизни.
Дать рекомендации родителям по формированию предметной деятельности у детей раннего возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы воспитания и обучения
детей раннего возраста.
Особенности детей раннего возраста……………………………………..6
Современные подходы к воспитанию и обучению детей раннего возраста……………………………………………………………………12
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте как основа умственного развития детей……………………………………………...15
Развитие предметных действий в процессе занятий с дидактическим материалом………………………………………………………………...25
Овладение предметной деятельностью в раннем возрасте как предпосылка возникновения игры……………………………………....32
Глава 2. Опытно – практическая работа по развитию предметной
деятельности у детей раннего возраста.
2.1. Организация опытно- практической работы…………………………....38
2.2. Содержание опытно- практической работы по развитию предметных
действий у детей раннего возраста……………………………………....41
2.3. Анализ проделанной работы……………………………………………...50

Заключение……………………………………………………………………….52
Библиография…………………………………………………………………….54

Файлы: 1 файл

теоретич.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

     В развитии  восприятия, мышления, интереса ребёнка  к познанию окружающего его  мира ничем не заменимую роль  играют взрослые, она состоит:

- в создании предметной  среды позволяющей ребёнку самостоятельно открывать многие свойства объектов, пробуждать стремление к самостоятельности, интерес к процессу познания;

- в обучении наблюдению  за природой, поведением других  людей, собственными действиями;

- в обучении обследованию  объектов, выделению в них различных

 признаков, свойств,  сторон;

- в сотрудничестве, помощи  ребёнку, в овладении им предметным  миром; в побуждении к самостоятельности,  поощрении этой самостоятельности;

- в развитии любознательности  малыша. (2 с.90).

 

    1. Развитие предметных действий в процессе занятий с дидактическим материалом

 

     Важную  роль в процессе познания детьми  окружающей действительности играет  их чувственный опыт, чему в  значительной мере способствует  сенсорное воспитание, направленное  на формирование полноценного  восприятия.

     Накопление  сенсорных представлений предполагает  организацию широкой ориентировки  детей в цвете, величине предметов,  разнообразии их форм и т.д.

     Детей знакомят  с двумя разновидностями величины  – большая и маленькая, пятью  формами – круглой, квадратной, треугольной, овальной, прямоугольной; с цветами – красным, синим, желтым, зеленым, черными белым.

     В содержание  методики сенсорного воспитания  детей включается прежде всего  обучение их выделению цвета,  формы, величины как особого  свойства предметов, воспитания внимания полноценных сенсорных представлений.

     Овладение  системой знаний о цвете, формах, величинах предметов достигается  путем соотнесения их свойств  и усвоенными образцами, но  в тот период, когда дети еще  не овладевают эталонным представлениями, средством выделения свойств предметов является соотнесение их между собой.

     Различая  большое количество свойств предметов,  дети испытывают трудности в  их словесном обозначении. Но  слова – названия «большой»  маленький» они усваивают довольно быстро. Часто слыша их в обиходе, дети ориентируются на них в своей самостоятельной деятельности – берут свою маленькую обувь, одежду и т.д.

     При ориентировке  на слова – названия формы  дети легче усваивают опредмеченные  их обозначения их обозначения;  предмет прямоугольной формы, называют кирпичиком, овальной – огурчиком, круглой – шариком, мячиком и т.д.

     Сложнее  обстоит дело со словесным  обозначением цвета. У детей  второго года жизни ещё нет   устойчивой связи между восприятием  цвета и словом, обозначающим его. Они успешно употребляют слова – названия цвета лишь в конкретной, знакомой ситуации.

     Воспитатель  на занятиях по цвету не  должен требовать обязательного  употребления слов – названий, полезнее использовать прием  опредмечивания цвета: зелёный цвет – это ёлочка; красный – флажок, огонёк, ягодка; синий – цветочек и т.д.

     Предметная  деятельность является ведущей  в раннем детстве, поэтому в  первую очередь детям следует  предлагать задания, в которых  величина, форма и цвет включается  в условие выполнения предметных действий. В качестве таких действий, например, могут выступать раскладывание предметов на две группы, размещение вкладок в гнездах, грибков в отверстиях доски и т.д.

     Наиболее  доступными являются задания  по раскладыванию одинаковых предметов на две группы в зависимости от величины, формы, цвета. При этом целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирования у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. (3)

      В ходе обучения детям сообщают слова, необходимые для регуляции выполняемых действий: «такой же», «разные», «большой», «маленький». Следующим (более сложным) типом являются задания по размещению вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах, цветных грибков в отверстиях доски такого же цвета. Целью обучения является выработка у детей умения соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине. (3 с.127). Материал – большие и малые вкладыши пяти форм из дерева и рамки для их размещения с гнездами соответствующей формы можно использовать так же деревянные грибочки и двухместные столики с отверстиями для их размещения. Грибочки окрашены в указанные цветовые тона, которым соответствует цвет столиков.

     С целью  поддержания интереса детей к  выполнению заданий им предлагаются предметы разной величины, формы, цвета.

     На первых  занятиях дети (1г.3 мес. и старше) выполняют задания по раскладыванию  однородных предметов на две  группы в зависимости от их  величины. При этом важным условием  является одинаковых цвет и форма предлагаемых предметов. Разница предметов по величине может достигать 1,5 – 2 см, но маленький предмет должен быть не менее 3 см.

     Дидактической  задачей является обучение детей  фиксировать внимание на величине  предметов, формирование у них умения устанавливать простейшие приемы определения тождества и различия величины однородных предметов. Детей учат понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький». (3).

     Для занятия  используют деревянные, круглые  и квадратные предметы двух размеров. Диаметр маленького кружка 3 см, диаметр большого кружка 4,5 см. Сторона малого квадрата 3 см, большого 4,5 см. Все вкладыши должны быть толщиной 1,5 см. Дополнительно могут использоваться две полоски плотной бумаги белого цвета шириной 3 и 4,5 см.

     Воспитатель  показывает 5 больших и 5 маленьких  кружков, перемешанных произвольно.  Показывая поочередно кружки  разного размера, поясняет, какие  большие, какие маленькие. Маленькие  кружки он кладет в одну  сторону, а большие в другую. Сначала воспитатель выполняет это действие сам, спрашивая детей, куда положить большой кружок, куда маленький. Так, показав детям маленький кружок, воспитатель спрашивает: «Где  лежит такой кружок?» Прикладывает маленький кружок вплотную к такому же маленькому кружку и говорит, что они одинаковые. Таким образом, воспитатель раскладывает две пары кружков. При сортировке третьей пары он предлагает кому – либо из детей подойти к столу, показать, куда надо положить вначале большой, потом маленький кружок, или наоборот. Далее дети поочередно выполняют задание, раскладывая по одной паре кружков на материале воспитателя. Для того чтобы все дети были обеспечены достаточным количеством предметов, можно взять для группировки квадраты.

     После объяснения  и показа каждому ребёнку предлагается индивидуальный материал для группировки. С целью стимулирования мыслительной активности при выполнении индивидуального задания детям, сидящим рядом, предлагается разный материал: одному 5 больших и маленьких кружков, другому – квадраты. Если ребёнок быстро справился с заданием, можно предложить ещё раз выполнить его, но с другим материалом.

     Занятие  проводится 5 – 7 минут. И может  быть повторено в течение месяца  дважды. Дети уходят по мере  выполнения задания, предварительно  сложив свой материал в общую коробку. (1).

     На следующих  занятиях детей продолжают обучать  группировке однородных предметов  по величине:  фиксировать внимание  на величине предметов, формировать  простейшие приёмы установления  их тождества, обучать пониманию  слов «такой», «не такой», «разные», «одинаковые», «большой», «маленький». Каждому ребёнку предлагается одна разновидность больших и маленьких предметов: прямоугольники, треугольники, овалы.

     Первые  две пары больших и маленьких  прямоугольников воспитатель группирует по величине сам, затем привлекает детей. После того как все дети разложат по одной паре прямоугольников или овалов на материале воспитателя, или предлагается индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Материал для занятий лучше размещать на белых плотных скатертях, это предупреждает скольжение предметов и эффект постукивания (т.е. отвлечения во время занятий). На занятии дети могут группировать от 2 до 3 разновидностей однородного материала. Так, ребенку, справившемуся с заданием группировки больших и маленьких прямоугольников, можно предложить овалы, затем треугольники. Важно, что ребёнок осуществлял одновременно выбор из одной разновидности предметов. Более сложным является задание на соотнесение разнородных предметов по одному из сенсорных свойств, которое начинается с соотнесения по величине и проводится с детьми в возрасте от 1г. 6 месяцев.

     Дидактической  задачей предусматривается закреплять  умение группировать объекты  по величине и обучать соотносить  разнородные предметы по названому свойству. (3)

     Для проведения  занятия нужно 4 больших (4,5 х  4,5 см  2) и 5 маленьких (3 х 3 см 2) квадратов, такое же количество  кругов соответствующих размеров  и решётки с двумя разновидностями  гнёзд (большими и маленькими) для размещения перечисленных вкладок в соответствующих отверстиях. Каждая решётка имеет размер 17,5 х 35 см и высоту 0,5 см. Высота вкладышей 1,5 см. Размер отверстий в решётках соответствует размеру вкладышей. В каждой решётке по 4 больших и 5 маленьких отверстий.

     В ходе  занятия воспитатель обращает  внимание детей на то, что в  решётках имеются разные окошки (отверстия): «такие», «вот такие», большие и маленькие. Есть ещё  кружочки или квадраты, тоже большие  и маленькие. Если большой кружок  положить в большое окно, то оно окажется хорошо закрытым. Если маленьким кружочком закрыть большое окно, то оно плохо закрыто, не все.

     Вначале  воспитатель сам размещает вкладыш  в соответствующих отверстиях, потом  поочередно привлекает к выполнению  задания всех детей . После показа и объяснения каждому ребёнку раздается материал для индивидуального выполнения задания. Занятие может проводиться 2 раза. (3)

     Особого  внимания требуют занятия по  ознакомлению с цветом предметов.  Отличительное свойство цвета  в том, что его нельзя обследовать во внешнем плане рукой, жестом, как это имело место при ознакомлении с величиной, формой. Первоначально детей обучают раскладывать предметы на две группы, фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов с целью формирования у них простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов. Учат понимать слова «цвет», «такой же», «разные».

     Материалом  служат цветные палочки или  карандаши различных цветов: красного, желтого, зеленого, синего, а так  же белого и черного. Для подгруппы из 8 детей необходимо иметь 80 палочек. Предлагаются следующие цветовые сочетания: красный – синий, желтый -  зеленый, синий – белый и т.д.

     В ходе  занятия воспитатель показывает  детям 5 палочек черного и 5 палочек желтого цвета, перемешанных произвольно, при этом объясняет, что палочки одного цвета положить в одну сторону, другого цвета – в другую сторону. Сначала воспитатель выполняет действия сам, спрашивая детей, куда положить предмет того или иного цвета. Так, показав детям желтую палочку, он спрашивает: «Где лежит палочка такого же цвета, куда её положить?» После этого прикладывает жёлтый предмет к жёлтому и поясняет, что они одинаковы. Так воспитатель раскладывает первые две пары палочек. Затем кому – либо из детей предлагает показать, куда надо положить палочку одного, а потом другого цвета. Дети поочередно выполняют задание, раскладывают по одной паре палочек на материале воспитателя.

     После этого  раздается индивидуальный материал  для группировки. Каждому ребёнку  предлагается 5 палочек одного и 5 палочек другого цвета, перемешанных произвольно.

     Длительность  занятия 5 – 7 минут, проводится  оно 1 раз. С занятия дети  уходят по мере выполнения  задания, предварительно слов  материал в коробку.

     Занятия,  направленные на ознакомление с цветом, следует проводить только при естественном освещении. Материал для занятий размещается на белом фоне. Если используется карандаш, то их надо давать не заточенными. На занятии дети группируют от 20 до 30 предметов, каждый ребенок оперирует объектами 4 или 6 цветов, одновременно осуществляя выбор из двух. (3)

     На следующем  занятии дети размещают грибки  резко различающихся цветов в  отверстиях столиков в соответствии  с их цветом. На занятии у  детей закрепляется умение группировать  объекты по цвету и соотносить разнородные предметы. Используются 8 – 10 двухцветных столиков размером 17,5 х 35 см, высотой 5 см, имеющих по 10 отверстии диаметром 1,5 см, грибки высотой 4 см с диаметром шляпки 5 см.

     Столики  должны быть окрашены в разные  цвета: красный – синий, зеленый – жёлтый, чёрный – белый и др.  К каждому столику необходим комплект из 10 грибочков (по 5 грибочков каждого цвета в соответствии с цветом поверхности столика).

     На одном  занятии каждый ребёнок может  выполнить задание 2 – 3 раза, разместив 20 – 30 грибков, оперируя объектами 4 –6 цветов, осуществляя одновременно выбор из предметов 2 цветов. Задание считается выполненным в том случае, если ребёнок правильно соотнесет цвет грибков с цветом поверхности столика.

 Занятие организуется с детьми от 1 года 9 мес., продолжительность 8 – 10 минут, проводится 1 раз.

     На последующих  занятиях дети обучаются размещению  грибков двух близких цветовых  тонов в отверстиях  столиков  в соответствии с их цветом. Дидактическая задача – закреплять умение группировать объекты по цвету, обучать соотносить разнородные предметы более близких цветовых тонов. (3)

     Материал  – двухцветные столики с грибочками: красный – желтый, зеленый –  синий, синий – черный и  т.д. Эти сочетания цветов можно  получить путем соединения столиков, использовавшихся на предыдущих занятиях, составляя их торцевыми сторонами.

     Ребенку  дают по 5 грибков жёлтого и  красного тонов.

     Занятие  провидится так же, как и предыдущее. При этом обращается внимание  детей на то, что неправильно посаженный грибок далеко виден и его может съесть белочка, а грибочки, посаженные правильно, не видны.

Информация о работе Развитие предметной деятельности у детей второго года жизни