Развитие предметной деятельности у детей второго года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:44, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – определить условия успешного формирования предметной деятельности у детей раннего возраста и дать рекомендации родителям по ее развитию.
Задачи исследования:
Сделать обзор психолого– педагогической литературы по данной проблеме.
Изучить процесс формирования предметной деятельности у детей раннего возраста.
Апробировать систему занятий по формированию предметной деятельности детей второго года жизни.
Дать рекомендации родителям по формированию предметной деятельности у детей раннего возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы воспитания и обучения
детей раннего возраста.
Особенности детей раннего возраста……………………………………..6
Современные подходы к воспитанию и обучению детей раннего возраста……………………………………………………………………12
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте как основа умственного развития детей……………………………………………...15
Развитие предметных действий в процессе занятий с дидактическим материалом………………………………………………………………...25
Овладение предметной деятельностью в раннем возрасте как предпосылка возникновения игры……………………………………....32
Глава 2. Опытно – практическая работа по развитию предметной
деятельности у детей раннего возраста.
2.1. Организация опытно- практической работы…………………………....38
2.2. Содержание опытно- практической работы по развитию предметных
действий у детей раннего возраста……………………………………....41
2.3. Анализ проделанной работы……………………………………………...50

Заключение……………………………………………………………………….52
Библиография…………………………………………………………………….54

Файлы: 1 файл

теоретич.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

    

    1. Овладение предметной деятельностью в раннем возрасте как предпосылка возникновения игры

 

     В воспитании  детей раннего возраста очень важным является обогащение  и совершенствование чувственного опыта в процессе деятельности.

     Развитие  детской деятельности, руководство  ею - являются важными ответственными  задачами, стоящими перед педагогом.  Самостоятельная сюжетная игра  только зарождается в раннем возрасте. Характерной для этой возрастной ступени деятельностью является деятельность предметная. Она называется ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования важных качеств детской психики.

     Прежде  всего, у детей развивается  умение самостоятельно чем-то  занять себя и производить  с предметами целесообразные  действия. Например, собирать и разбирать  игрушки, открывать и закрывать  складных матрешек, коробки, банки,  катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков и др. Совершенствуются движения кисти, пальцев ребенка, развивается глазомер, малыш приучается контролировать движения рук зрением.

     Обогащается  сенсорный (чувственный) опыт  ребенка. Посредством осязания, мышечного чувств, зрения ребенок начинает различать форму, величину предметов. Он ощущает, что одни предметы твердые, другие -  мягкие, упругие; одни тяжелые, другие  -  легкие; одни прочные, другие - легко разрушаются, видоизменяются – рвутся, мнутся, распадаются и требуют осторожного обращения с ними. В результате действий ребенок с предметами они издают различные звуки: стук, звон. Различна на ощупь поверхность предметов: гладкие, шершавые, пушистые и т.д. Различна и окраска – дети зрительно воспринимают различные цвета.

     Если взрослые  сопровождают действия ребенка  словом – обозначают эти действия, качества предметов, то на этой  основе обогащается его словарь,  развивается речь. Сначала дети  учатся понимать то, что им  говорят, а затем и сами овладевают новыми словами.

      В процессе  деятельности развивается мышление  детей. Знакомясь со свойствами  предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым  общим представлениям. Оказывается,  что «большими» могут быть  разные по внешнему виду предметы: и шарики, и кубики, и коробки, и матрёшки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи. Постепенно, уже на втором – третьем году жизни, у детей складываются первые общие представления о форме, величине, цвете.

     В процессе  деятельности с предметами у детей развивается сообразительность: чтобы, например, собрать матрешку, надо всегда меньшую вкладывать в большую, сообразить, где у нее нижняя и верхняя части.

     Умение  выбрать шарики, втулочки, кубики  определенного цвета приучает  малышей к первичному подбору предметов по какому-то одному признаку.

     Занятия  с предметами воспитывают сосредоточенность,  умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого  времени каким-то одним делом.  Развивается устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребенок подражает взрослым: он должен присмотреться к тому, что ему показали, и воспроизвести эти действия. Для маленького ребенка это не так легко. Развитие умения подражать очень важно, для того чтобы ребенок был в состоянии  заимствовать опыт взрослых, т.е. учится у них.

    Действия с  такими предметами, как дидактические  игрушки, всегда ставят перед  ребенком умственную задачу, он  старается добиться результата  – собрать  башенку, сложить  матрешку и т.п. Так, формируется  целеустремленность. Некоторые дидактические игрушки для выполнения игровой задачи требуют известной последовательности действий и отбора деталей.

     Исследования  показали, что уже на втором  году жизни ребенок может воздействовать  на предмет не только прямо,  но  посредством другого предмета, например, притянуть удаленный предмет с помощью палочки, выудить плавающую рыбку сачком и т.п.

     Так возникает  способность пользоваться вспомогательными  предметами – орудиями, важная  для развития детей. (10)

     Умения, которые  дети под руководством  взрослого приобретают в процессе деятельности с предметами, дидактическими игрушками, имеют существенное значение для развития самостоятельной игры.

     Ребенок  играет с первых месяцев жизни.  Манипулирование предметами, сопровождаемое  эмоциональным оживлением и чувством удовольствия, уже может быть названо игрой. Игровое манипулирование отличается от собственно предметных действий направленных на освоение назначения предметов и способов их использования. Игра выступает как форма активной ориентировочной деятельности, «практические бесполезной», что и делает ее игрой. Захватывая, сжимая, похлопывая, толкая, бросая предмет, ребенок познает его свойства. Для манипулирования характерна многократная повторность однородных действий, связанных с упражнением сенсомоторных механизмов, включенных в то или иное действие, и повторным восприятием предмета. В силу этого в ходе игры развиваются двигательные функции руки, зрительная и слуховая сосредоточенность, а затем и восприятие предмета.

     Манипулирование  с предметами начинается с момента появления охватывания (конец третьего месяца жизни), однако с наибольшей полнотой оно формируется к семи-восьми месяцам, когда ребенок переходит к взятию предмета. Условия для игры – манипуляции создаются взрослыми: в часы бодрствования ребенок получает в свое распоряжение разнообразные, удобные для охватывания предметы и игрушки.

     Наиболее  полные предметные игры развиваются  на втором году жизни ребенка.  В это  период ребёнок осваивает  действия с двумя видами предметов:  игрушками и предметами – орудиями (ложкой, чашкой, совочком). Действия с предметами – орудиями обладают логикой, связанной как с самим предметом, так и с условиями его использования (чашка пустая и чашка с молоком требует разных действий). Действия с игрушкой не имеют таких жестких ограничений. В Соответствии с этим формируются два вида предметных действий: собственно предметные или орудийные, и игровые. Оба вида действий формируются параллельно. Они осваиваются ребёнком в совместной деятельности со взрослым. Однако игровые действия отличаются большей обобщенностью, часто протекают в сокращенной форме, в форме «схемы действия».

На втором году жизни  предметная игра проходит ряд этапов:

  • в совместной игре со взрослыми дети подражают его действиям с игрушками;
  • дети начинают самостоятельно выполнять усвоенные действия с игрушками (вначале с той же самой), а затем усвоенные действия переносят на другие предметы  (ребенок научился кормить куклу, затем кормит мишку, зайчика и т.д.);
  • появляется изобразительная игра. Её содержание – условно – орудийные действия.

Ребёнок подражает действиям  взрослого с  предметами, которые  он наблюдал в повседневной жизни (читает газету, подметает пол). Подобные действия усваиваются уже самостоятельно, вне специального научения. Все это  создает условия для возникновения сюжетно – ролевой игры. (7с.123).

     Сюжетно  – ролевые игры в их собственном  смысле возникают в конце третьего  года жизни ребенка. Их появление  связано с рядом условии:

  • наличием разнообразных впечатлений от окружающего;
  • накоплением предметных игровых действий;
  • наличием игрушек;
  • частотой общения со взрослыми;
  • развитием самостоятельности детей. (7)

Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или  игры со скрытой ролью. Действия детей  приобретают сюжетный характер и  объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Это, цепочка, состоящая из двух – трех действий, многократно повторяется. Основным содержанием, как в предметной игре, являются разнообразные действия с предметами. Неизменной остается и форма игры: или как индивидуальная, или как игра «рядом». Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих детей самостоятельно, и основания для объединения еще нет. Совместные игры возможны лишь при участии взрослого.

     Дальнейшие  формирования игры связано с  развитием сюжета. Более сложный сюжет, включающий 2 – 3 звена из двух – трех действий, возникает тогда, когда взрослые подбирают для детей игрушки, вызывающие разнообразные, связанные между собой действия. Это определяется тем, что на данном этапе развития игры в центре её находятся предмет и действия с ним.

     Например, девочка моет куклу; полотенце  и расческа, положенные рядом,  вызывают новые действия –  вытирание и причесывание.

     Во второй  половине третьего года жизни  в развитии сюжетных игр детей  происходит значительный скачок – в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в  вскрытом виде: ребенок, действуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре ребенок обозначает словом (мама, врач, шофер), но только после того, как им был совершен ряд соответствующих действий. И наконец, уже в самом начале игры ребенок берет себе роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью.

     Появление  роли связано с изменением  направленности сознания ребенка с предмета и действия с ним на того, кто действует, - на человека. Вместе с тем благодаря наличию умений переносит. Действия с одного предмета на другой развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.

     Содержанием  первых сюжетно-ролевых игр остаются  разнообразные действия с предметами: мама готовит обед, врач ставит  градусник, шофер заводит машину  и т.д. Но наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства связанные с конкретной ролью.

     Обогащение  ролевых действий в играх отдельных  детей постепенно приводит к  появлению совместной игры, объединяющей вначале двух-трех, а затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе  действия, по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир едет в ней; врач ставит градусник больному, парикмахер стрижет папу и т.д. Эти объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются. Сюжет игры по-прежнему несложен: в нем дети преимущественно отражают жизни семьи, детского сада.

     К концу  третьего года у детей развиваются  сенсорные способности, их ролевое  общение со взрослыми и сверстниками, умение играть вместе без конфликтов. Дети становятся самостоятельнее.

     Таким образом,  изучение психолого – педагогической  литературы по данной теме  дало возможность автору познакомиться  с особенностями детей раннего  возраста, с современными подходами к их воспитанию и обучению, конкретизировать задачи формирования предметной деятельности и перейти к опытно - практической части по развитию предметной деятельности у ребенка второго года жизни.

 

Библиография

 

    1.  Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977 г.

   

  1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства.            Ярославль 1998 г.
  2. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под редакцией Л.Н.Павловой   М.,  1986 г.
  3. Воспитание и обучение детей раннего возраста./ Под редакцией Е.О.Смирновой, Н.Н.Авдевой, Л.Н.Галигузовой. М., 1996 г.
  4. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под редакцией  Г.М.Ляминой М.,  1981 г.
  5. Волосова Е. Все начинается с детства. // Дошкольное воспитание №8 2002 г.
  6. Дошкольная педагогика. / Под редакцией В.И.Логиновой и П.Г.Саморуковоой. М.,  1983 г.
  7. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. / Под редакцией К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. М., 1986 г.
  8. Детская психология. В.С.Мухина. / Под редакцией Л.А.Венгера. М., 1985 г.
  9. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / Под редакцией С.Л.Новоселовой. М.,  1985 г.
  10. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988 г.
  11. Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. М.,  2001 г.
  12. Мухина В.С. Детская психология. М., 1981 г.
  13. Лямина Г.М. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста. М.,  1982 г.
  14. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978 г.

 Программа воспитания и обучения в детском саду. М.,  2005 г.

  1. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развиие. Методическое пособие. М., Мозаика – Синтез.
  2. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей второго года жизни.    М.,1974 г.
  3. Педагогика раннего возраста. / Под редакцией Г.Г.Григорьевой,  Н.П.Котовой, Д.В.Сергеевой. М., 1998 г.
  4. Павлова Л.  Раннее детство: стратегия воспитания и развития.     //Дошкольное воспитание №8 2002 г.
  5. Павлова Л. О взаимодействии общественного и семейного воспитания детей раннего возраста. // Дошкольное воспитание №8 2002 год.
  6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. / Под редакцией Т.И.Ерофеевой. М., Издательский центр «Академия», 2000 г.
  7. Умственное воспитание детей раннего возраста. / Под редакцией Е.И.Радиной. М.,  1968 г.

Информация о работе Развитие предметной деятельности у детей второго года жизни