Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:44, дипломная работа
Цель исследования – определить условия успешного формирования предметной деятельности у детей раннего возраста и дать рекомендации родителям по ее развитию.
Задачи исследования:
Сделать обзор психолого– педагогической литературы по данной проблеме.
Изучить процесс формирования предметной деятельности у детей раннего возраста.
Апробировать систему занятий по формированию предметной деятельности детей второго года жизни.
Дать рекомендации родителям по формированию предметной деятельности у детей раннего возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы воспитания и обучения
детей раннего возраста.
Особенности детей раннего возраста……………………………………..6
Современные подходы к воспитанию и обучению детей раннего возраста……………………………………………………………………12
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте как основа умственного развития детей……………………………………………...15
Развитие предметных действий в процессе занятий с дидактическим материалом………………………………………………………………...25
Овладение предметной деятельностью в раннем возрасте как предпосылка возникновения игры……………………………………....32
Глава 2. Опытно – практическая работа по развитию предметной
деятельности у детей раннего возраста.
2.1. Организация опытно- практической работы…………………………....38
2.2. Содержание опытно- практической работы по развитию предметных
действий у детей раннего возраста……………………………………....41
2.3. Анализ проделанной работы……………………………………………...50
Заключение……………………………………………………………………….52
Библиография…………………………………………………………………….54
Зрительные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования. Эти действия, прежде всего, направлены на такие свойства предметов, как форма и величина. Цвет в этот период не имеет для узнавания предметов вообще никакого значения. Ребенок совершенно одинаково узнает окрашенные изображения, а так же изображения, окрашенные в необычные, неестественные цвета, ориентируясь только на особенности формы изображенных предметов. Это, не значит, что ребенок не различает цвета. Различие и предпочтения определенных цветов явно выражено уже у младенца. Но цвет не стал еще признаком, характеризующим предмет, и не учитывается при его восприятии.
Для того чтобы
восприятие предметов стало
Когда ребенок учится
выполнять соотносящее
Прикладывая нижнюю половину матрешки к верхней, ребенок обнаруживает, что она не подходит, берет другую, снова прикладывает, пока, наконец, не найдет нужную. Перебирая кольца пирамидки и прикладывая одно к другому, ребенок выбирает самое большое кольцо – то, краешек которого выглядывает из-под любого другого, нанизывает его на стерженек, затем самое большое из оставшихся и т.д. Точно так же, подбирая два кубика, ребенок прикладывает их вплотную друг к другу и обнаруживает, сливается их цвет или нет. Все это внешние ориентировочные действия, позволяющие ребенку добиться правильного практического результата.
Овладение внешними ориентировочными действиями происходит далеко не сразу и зависит от того, с какими именно предметами действует ребенок и в какой мере помогают ему взрослые. Значительная часть игрушек для детей этого возраста создана так, что в их устройство как бы уже вложена необходимость примеривать части друг к другу без правильного их подбора результат получить нельзя. Матрешки, коробки с вырезами определенной формы, куда опускаются соответствующие фигурки, домики с отверстиями для вставляющихся окон и дверей и многие другие игрушки как бы сами учат ребенка внешним ориентировочным действиям. И если ребенок вначале пытается добиться результата силой (втиснуть, вколотить неподходящие части), то скоро сам или при небольшой помощи взрослых переходит к промериванию. Поэтому такие игрушки называются автодидактическими, т.е. самообучающими. Другие игрушки в меньшей степени определяют способ действия ребенка. Например, пирамидку можно собрать в любом порядке, не считаясь с величиной колец. В этих случаях помощь взрослого должна быть более значительной – без нее ребенок не научится промериванию.
Внешние ориентировочные
действия, направленные на выяснение
свойств предметов,
От соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов (9 с.97). Формируется новый тип действия восприятия. Свойство одного предмета превращается для ребенка в образец, мерку, при помощи которой он измеряет свойства других предметов. Величина одного кольца пирамидки становится меркой для расстояния, форма отверстия в коробке – меркой для формы опускаемых в нее фигурок.
Овладение новыми
действиями восприятия
В связи с этим для ребенка двух с половиной – трех лет становится доступным зрительный выбор по образцу, когда из двух предметов, различающихся по форме, величине или цвету, он может по просьбе взрослого подобрать точно такой же предмет, как третий, который дан в качестве образца. Причем сначала дети начинают выполнять выбор по форме, потом по величине, потом по цвету. Это, значит, что новые действия восприятия формируются раньше для тех свойств, от которых зависит возможность выполнения практических действий с предметами, а затем уже переносятся и на другие свойства.
Дети раннего возраста
еще плохо управляют своим
восприятием и оказываются не
в состоянии правильно
Если ребенок, вступивший в пору раннего детства, при сравнении предметов любой из них использует в качестве образца, то позднее – на третьем году жизни – некоторые хорошо знакомые ему предметы становятся постоянными образцами, с которыми он сравнивает свойства любых других предметов. Такими образцами могут служить не только реальные предметы, но и представления о них, сложившиеся у ребенка и закрепившиеся в его памяти. Так, определяя предметы треугольной формы, он говорит: «как домик», «как крыша», определяя круглые предметы «как мячик», овальные «как огурчик», «как яичко». О предметах красного цвета он говорит: «как вишенка», зеленого «как травка» и т.д.
Восприятие ребёнка
на всём протяжении раннего
возраста тесно связано с
В других случаях
восприятие может оказываться
весьма расплывчатым и не точным.
Овладев достаточно точным
Очень часто
строительно – конструктивная
игра, у детей младшего дошкольного
возраста, тесно переплетается с
ролевой игрой: в одних
В исследовании
В.Г.Нечаевой раскрыты
- формирование и развитие
ориентировки ребёнка в
- умения оценивать
и учитывать при перестройке
свойства и качества
- приучение детей к целенаправленной, планомерной деятельности;
- позволяет формировать
у детей умения сравнивать, сопоставлять
созданную постройку с
- развитие наблюдательности детей. (7 с. 136).
Таким образом, в строительно – конструктивной игре происходит многогранное развитие умственной деятельности детей раннего возраста.
Когда начинает рисовать, он вовсе не учитывает цвет изображаемых предметов или предлагаемых ему образцов, а пользуется карандашом, цвет которых ему больше нравится.
Знакомясь
со свойствами разнообразных
предметов – различными
Для обогащения
ребёнка раннего возраста
Овладение
речью осуществляется на
Подготовительный
период относится к первому
году жизни. Он возникает в
результате эмоционального
Во втором полугодии первого года на основе выделения предмета, зрительной и слуховой сосредоточенности, при активной помощи взрослого у ребенка развивается понимание речи взрослого, которую он относит к широкому кругу предметов и даже ситуаций. Слова ещё не дифференцируются на название предметов и названия действий.
Важным
условием развития умственных
способностей детей является
работа над формированием речи.
В дошкольной педагогике
1)развитие словаря;
2)формирование грамматического строя;
3)воспитание звуковой культуры речи;
4)формирование связной (монологической) речи;
5)формирование разговорной (диалогической) речи;
6)развитие умения слушать речь других и вникать в ее содержание. (14 с.11).
Г.М.Лямина, отмечает, что: «Основную помощь детям в освоении норм родного языка должны оказывать занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Парадоксально, но именно это долгое время было слабым звеном методики». (14 с.29-30).
В соответствии
с возможностями детей на
- развития хватания, взятия
и ощупывания предметов как
первых целенаправленных
- формирование ощущений и восприятии.
Развитие зрительной и слуховой сосредоточенности, умения найти взглядом источник звука;
- развитие понимания речи взрослых.
Формирование у детей потребности в общении со взрослыми. Установление эмоционального контакта. Понимание названий предметов, действий;
- развитие активной
речи ребёнка – гуления,
Основными
педагогическими условиями,
Мышление
ребёнка до трех лет
Уже в период раннего детства ребёнок может совершать действия в уме, способен без внешних проб подбирать нужные детали, например, для пирамидки или матрешки. Такое мышление психологи называют наглядно-образным. (9).
В раннем возрасте наглядно-образное мышление только зарождается. Поэтому ребёнок не может выполнять сложные задания, а если выполняет, то только в наглядно-действенном плане. Игры, с различными составными игрушками – пирамидками, кубиками, картинками, - развивают не только наглядно – образное мышление, но и восприятие, внимание, память, речь.
Информация о работе Развитие предметной деятельности у детей второго года жизни